Файл: Реферат по истории мировой литературы человек абсурда в эссе а. Камю миф о сизифе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(СОФ НИУ «БелГУ»)
Кафедра филологии

Реферат

по истории мировой литературы
«ЧЕЛОВЕК АБСУРДА» В ЭССЕ А. КАМЮ «МИФ О СИЗИФЕ»

Выполнил:

студент группы 92061957

Сидоренко Елена Николаевна


Руководитель:

к. фил.н., доцент Лазуткина О.А.

Старый Оскол

2022
План
Введение

  1. Биография А. Камю.

  2. Философия абсурда А. Камю на примере произведения «Миф о Сизифе»

  3. Анализ понятия «абсурда» в эссе «Миф о Сизифе».

  4. Проблема абсурда в литературе А. Камю

  5. Основные черты «Человека абсурда» на основе эссе А. Камю «Миф о Сизифе».

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Альбер Камю (1913 - 1960) - выдающийся французский писатель, философ и публицист. Основу его творчества составляет философия абсурдизма, ставшая частью экзистенциалистских взглядов. В отличие от экзистенциализма, одной из целью которого является вечный поиск смысла жизни, абсурдизм приходит к выводу, что жизнь бессмысленна. Сам по себе абсурд существовать не может, именно поэтому найти его представляется возможным только лишь в потоке человеческого сознания [2012: 1].

Следовательно, изучение абсурдизма вне индивида является невозможным. Именно поэтому особо важную часть в эссе «Миф о Сизифе» занимает описание человека абсурда. Альбер Камю показывает данный вид на примере трёх различных личностных идентификациях, делая упор непосредственно на их особую причастность к философии абсурда.

Проблемой абсурда в творчестве А. Камю интересовались, начиная со времени написания его ранних произведений. Во-первых, это была не только достаточно новая проблема, но и актуальная, во-вторых, у Камю проблема абсурда нашла достаточно интересное и неоднозначное толкование.

А. Камю вознес проблему абсурда до уровня важнейших проблем человечества. В философской науке есть уже определенное количество исследований философии абсурда у Камю. Многие из исследований стоят, как и само творчество Камю, на грани философии и литературоведения, и стремятся охватить при анализе все творчество во всех ее аспектах.


Выбор темы реферата «Человек абсурда» в эссе А. Камю «Миф о Сизифе», обусловлен личным интересом ознакомиться с мнением об абсурде известного философа и выяснить, распространяется ли его трактовка данного способа организации человеческого бытия на современность, приобрел ли в настоящее время абсурд другое значение или, наоборот, полностью его потерял.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью целостного осмысления проблемы абсурдного человека в творчестве А. Камю. Во все времена людей, которые были готовы несмотря ни на что отстаивать свои взгляды и даже умереть за них, были единицы. Это связано с тем, что человек боится неизвестности, боится того, что общество его не поймет и не примет, а значит намного проще «плыть по течению», чем против него. Такая позиция верна лишь от части. Всем хочется спокойной размеренной жизни, а не вечной борьбы. Но если посмотреть на такое общество со стороны, можно увидеть лишь роботов, запрограммированных по одному и тому же сценарию, чья жизнь протекает размеренно от рождения до самой смерти. А тех, кто отходит от «намеченного плана» общество либо старается опять же подчинить себе, либо попросту уничтожает. Несомненно, всегда находится и так называемая золотая середина. Это своеобразное связующее звено между одноликим обществом и теми, кто идет против него.

Объектом реферата является эссе А. Камю «Миф о Сизифе».

Предмет: абсурд в эссе А. Камю «Миф о Сизифе».

Цель: показать особенности раскрытия проблемы абсурдности человека, в творчестве А. Камю, и, в частности, в его произведении «Миф о Сизифе».

Задачи:

  1. Определить, что вкладывает А. Камю в понятие «абсурда»;

  2. Разъяснить появление проблемы абсурдности человека в творчестве философа;

  3. Проследить, как представлена проблема абсурдности человека А.Камю в философии на примере эссе «Миф о Сизифе.

При написании реферата применялся описательный метод. Последовательно описан выбранный текстовый материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

  1. Биография А. Камю.

Альбер Камю (1913–1960) – известный французский философ, писатель, журналист, публицист, драматург, эссеист. Слава пришла к нему после издания романов «Посторонний» и «Чума». В 1957 году получил Нобелевскую премию в области литературы.



В 1932–1937 годах Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. В этот период на него большое влияние оказали такие выдающиеся деятели как Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, А. Жид. В этот период Камю начал писать эссе и вести дневники.

Первый серьёзный успех пришёл к Альберу Камю в 1942 году после публикации повести «Посторонний».

В 1941-м Альбер начал работу еще над одной книгой – «Миф о Сизифе», которая тоже вышла из печати в 1942 году. В этом философском эссе исследуется бессмысленность жизни. Приговоренный к вечной жизни мифический герой Сизиф каждый день поднимается в гору с тяжелым камнем на плечах, но стоит ему только добраться до вершины, как камень катится вниз, и так постоянно, день за днем. Персонаж представляет собой все человечество, которое прикладывает постоянные титанические усилия, чтобы одержать очередную печальную победу.

В годы Второй мировой войны Камю, который к тому времени обосновался в Париже, вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», сотрудником её печатного органа. Именно это издание впервые опубликовало «Письма немецкому другу», принёсшие Камю большую популярность. Свой успех автор закрепил романом «Чума», в котором продемонстрировал все уродство фашизма.

В 1957 году Альбер Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

А. Камю представитель редкого типа писателей-моралистов. Но его мораль какая-то особая, смысл его произведений понять невозможно, если не знать, в чем заключается суть философской системы, взятой им за основу. Такую философию принято называть экзистенциализмом, или философией существования. Ее представители считали, что человек испытывает одиночество, окруженный чужим и враждебным миром, ограничивающим его свободу, и не позволяющим ему проявиться, как самостоятельная личность. Именно это приводит к пессимизму, мыслям о трагичности земного существования, неизбежно приводящего к смерти. Однако экзистенциалисты давали право самому решать, или принять законы общества, и прожить жизнь, как все, или проявить индивидуализм, противопоставить себя остальным представителям рода человеческого. Камю выбрал второй вариант, хотя прекрасно понимал, что против общественных порядков бунтовать бессмысленно.



  1. Философия абсурда А. Камю на примере произведения «Миф о Сизифе»

Раскрытие данный вопрос получает в его работе «Миф о Сизифе», также известной под названием «Эссе об абсурде». Повествование ведется о Сизифе – «мудрейшем и осмотрительнейшем из смертных», ставшим, однако вечным тружеником ада. Автор с самого начала обращает внимание на то, что Сизиф «выделяется из толпы». Вот, что пишет сам А. Камю: «Сизиф - абсурдный герой. Такой он и в своих страстях, и в страданиях».

Особого внимания также заслуживает само наказание, которое настигло Сизифа в мире теней: согласно приговору, Богов Сизиф должен был «поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз». «Нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд».

Возвращаясь к первой фразе данной главы о смысле жизни, обратим внимание на отношение самого Сизифа к своему наказанию. Несмотря на бесцельно растрачиваемые силы, он находит в себе силы примиряться с этим и достойно нести свое наказание.

Что об этом говорит сам А. Камю? «Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех?» Сознание – одна из главных черт, которая отличает человека от других живых существ. Но осознание бессмысленности своих действий, согласно Камю – не повод для прощания с жизнью по собственной воле, наоборот, это повод научиться жить в условиях этого абсурда. Так и Сизиф смог набраться мужества и привыкнуть к абсурдности своего существования, причем не просто привыкнуть, а постоянно бросать вызов, не скрывая, в первую очередь от себя, что действия его бессмысленны, а жизнь (существование) - абсурдно. «Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение». А. Камю даже приводит сравнение, будто Сизиф, по сути, тверже своего камня. О чем это может свидетельствовать? Его жизнь того стоила, и, наоборот, ошибочно было бы предположить, что из абсурда следует вывод, что жизнь не стоит того, чтобы ее прожить.

Соответственно, возникает вопрос. Перед нами Сизиф – человек древности, который набрался мужества и научился жить, повинуясь абсурдному, с точки зрения целенаправленности деятельности человека, наказанию. Но есть ли смысл в существовании современного человека?


А. Камю в своем эссе затрагивает и этот вопрос. Сравнивая человека современности с Сизифом, он приходит к выводу: «Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание». О чем это говорит? Не уподобляемся ли мы Сизифу, только в отличие от него, по собственной воле? Человечество прожигает свою жизнь, отдаваясь целиком и полностью однообразию. Существование многих из нас протекает по принципу «дом-работа-дом», ежедневные однотипные действия, одинаковая последовательность событий, которую мы усиленно стараемся соблюдать, дабы не выбиться из колеи. Этот миф – своеобразный символ человеческой жизни. И, самое главное, что, как и у Сизифа, у человечества нет выхода. Точнее выход, или же конец, у всех один – смерть. И даже великие художники или писатели не в силах изменить целесообразность человеческой жизни [2005: 3].

Так и получается, что труд человека, равно как и Сизифа, можно считать бессмысленным, но не бесполезным. Не зря Альбер Камю отметил: «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».


  1. Анализ понятия «абсурда» в эссе «Миф о Сизифе»

А. Камю еще в начале своего труда замечает, что «страницы, следующие ниже, посвящены распыленному в воздухе нашего века абсурдному жизнечувствию, а не собственно философии абсурда». Ощущение абсурда появляется с осознанием действительного места человека в мире, у Камю, абсурд – «метафизическое состояние человека в мире».

В первую очередь Камю обращается к проблеме самоубийства. Эта проблема интересовала Камю еще со студенческих лет, а в конце в 30х г. для Франции она стала особенно актуальной, потому Камю в «Мифе о Сизифе» акцентирует: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии» [2016: 2].

Самоубийство всегда истолковывалось лишь как явление социального порядка, Камю, наоборот, в первую очередь, говорит об отношении между индивидуальной мыслью и самоубийством. Проще говоря, это отношение зарождается глубоко в сердце, человек не подозревает о нем. И вот однажды он вдруг прыгает из окна или стреляется. Чувство абсурда, до которого человек способен дойти в результате расстройства между самим собой и окружающей его жизнью, можно сравнить с расстройством «между актером и его кулисами», может стать для человека причиной самоубийства. Именно связке между абсурдом и самоубийством и посвящено эссе «Миф о Сизифе».