Файл: Реферат по истории мировой литературы человек абсурда в эссе а. Камю миф о сизифе.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Камю в первую очередь рассматривает вопрос: «Понуждает ли абсурд к смерти?», и, соответственно, «Логичен ли смертельный исход?» и выдвигает на первый план вопрос о выходах из этого «метафизического состояния».
А. Камю говорит о том, что абсурд для него - это расстройство. Сам по себе мир не является абсурдным, и человек также. «Абсурд рождается, - утверждает Камю, - из столкновения этого человеческого запроса с безмолвным неразумением мира».
Если в начале исследования Камю еще пробует констатировать абсурдность мира, то в процессе работы он все-таки приходит к выводу, что «сам по себе мир неумен, и это все, что о нем можно сказать», а абсурд в одинаковой степени зависит и от человека, и от мира.
По мнению А. Камю, из состояния абсурда есть лишь два выхода: самоубийство физическое и самоубийство философское. Ни один из этих выходов Камю не находит правомерным, потому он не принимает ни одного из них. «Вне человеческого ума, - пишет Камю, - нет абсурда». Следовательно, вместе со смертью исчезает и абсурд, как и все другое. Абсурд существует лишь в человеческом сознании, он возникает из противостояния человеческого сознания неумному миру, с осознанием человеком своей замкнутости и немощности. Если исчезает человеческое сознание (сам человек) - исчезает абсурд, но это не тот выход, который стремится найти Камю.
Осознание абсурда для Камю - это состояние человека, который осознал, что жизнь не достойна того, чтобы быть прожитой. Без этого осознания нет и абсурда. Но более важное другое - если жизнь не имеет смысла, то какой другой выход, кроме самоубийства? Этому вопросу Камю посвятил последний раздел своего труда - притчу о Сизифе.
Философское исследование «Миф о Сизифе» нередко называют манифестом философии абсурда. Камю удалось разработать детальный анализ явления абсурда во всех сферах бытия, он придал ему универсальный характер.
Этот миф трагичен, а значит, все дело в сознательности героя. И вправду, все тяготы Сизифа были бы легче, если бы при каждом шаге его сопровождала надежда когда-нибудь преуспеть. В наше время рабочий трудится ради того же самого ежедневно и всю жизнь, и его судьба ничуть не менее абсурдна. Камю отмечает, что его герой трагичен лишь в те минуты, когда его посещает ясное сознание, Сизиф прекрасно понимает ничтожество человеческого существования – об этом он и думает, спускаясь в долину. Ясность ума обеспечивает ему победу, хотя должна бы стать для него мукой.
А. Камю уточняет, что до той поры, пока человек абсурда в лице Сизифа не осознает свою судьбу, он не осознает абсурда. Трагедия начинается с момента познания. Но с момента осознания абсурда начинается и счастье. Когда герой остается один на один со своей трагедией, она отбрасывает любые высшие силы, заставляет смолкнуть всех богов и идолов и признает лишь одну судьбу, фатальную судьбу. Он говорит, что «если существует личная судьба, то высшей судьбы не существует, или в крайнем случае только одна судьба, которую человек абсурда полагает неизбывной и презренной. В остальном он ощущает себя хозяином своих дней». Сизиф во время возвращения к камню наблюдает множество несвязанных между собой действий, которые стали его судьбой, построенной им самим, он шагает из века в век, а обломок скалы катится и поныне.
4. Проблема абсурда в литературе А. Камю
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего» Камю вложил многие из ключевых своих мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы.
По легенде, мстительные боги обрекли Сизифа на бессрочную казнь. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась, и всё приходилось начинать сначала. Спускаясь к подножью горы, Сизиф, каким он рисуется Камю, сознавал всю несправедливость выпавшей ему доли, и сама уже ясность ума была его победой. Но человеческая трагедия для Камю заключается в отсутствии всякой осмысленности: «Я не знаю, есть ли в мире смысл, превосходящий моё разумение. Но я знаю, что я не знаю этого смысла и что мне не дано его узнать».
В «Мифе о Сизифе» автор проявляет серьёзный интерес к вопросам эстетики абсурда, размышляет о возможности создания абсурдного романа, при этом Камю приходит к мысли, что «счастье и абсурд – дети одной и той же матери – земли. Они неразлучны». Сизиф становится тем самым абсурдным героем «по своим пристрастиям столь же, сколь и по своим мучениям. Презрение к богам, ненависть к смерти, жажда жизни стоили ему несказанных мук, когда человеческое существо заставляют заниматься делом, которому нет завершения. И это расплата за земные привязанности». Сизиф приходит в своих размышлениях к малоутешительному выводу: счастья и правды нет ни на земле, ни выше, всё бессмысленно, значит, «ничто не запрещено» и «иерархия ценностей бессмысленна», ей не на что опереться. Любой выбор, следовательно, оправдан, лишь бы он был внятно осознан.
Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, не имеет ничего общего с нашими желаниями и поисками смысла. Не абсурден и человек, вопрошающий о смысле всего сущего и собственной жизни. Абсурд – это отношение между ними, раскол, пропасть между устремлениями человека и молчанием мира. В «Мифе о Сизифе» Камю отвергает самоубийство, уничтожающее один полюс абсурдного отношения – ищущего смысла жизни человека. И философские поиски абсолюта, и религиозную веру Камю считает замутнением ясности видения, примирением человека с бессмысленностью страдания и смерти [2002: 5].
Подлинным ответом на абсурд он полагает бунт индивида против всего удела, ясность видения своего удела и полнота переживания – вот ценности абсурдного человека. Единственной шкалою для оценки существования является подлинность выбора, самоопределение.
5. Основные черты «Человека абсурда» на основе эссе А. Камю «Миф о Сизифе
Основу творчества А. Камю составляет философия абсурдизма, ставшая частью экзистенциалистских взглядов. В отличие от экзистенциализма, одной из целью которого является вечный поиск смысла жизни, абсурдизм приходит к выводу, что жизнь бессмысленна. Сам по себе абсурд существовать не может, именно поэтому найти его представляется возможным только лишь в потоке человеческого сознания [2012: 1].
Следовательно, изучение абсурдизма вне индивида является невозможным. Именно поэтому особо важную часть в эссе «Миф о Сизифе» занимает описание человека абсурда. Альбер Камю показывает данный вид на примере трёх различных личностных идентификациях, делая упор непосредственно на их особую причастность к философии абсурда.
Поприще человека абсурда - это его время. Действительно, такой человек не отрицает вечность, но ничего не делает для того, чтобы достичь её и наслаждаться. Он лишь живёт в своих пределах, предоставленных ему свыше. Это ему доставляет удовольствие. Этим он и довольствуется. Абсурд приводит индивида к тому, чтобы он жил и чувствовать здесь и сейчас [2016: 2].
Никакие угрызения совести не могут помешать человеку абсурда. Он словно живёт без Бога, но это не значит, что без любви в сердце. «Чем больше любят, тем прочнее утверждается абсурд», утверждает Камю. Исходя из этого заявления, можно предположить, что один из явных людей абсурда является страстный человек, а именно «Дон Жуан». Несмотря на всю свою любвеобильность, он не верит в глубокий смысл любви. Она веселит его душу. Любовь лишь связывает его с помощью желания и нежности. Своё поприще, время, он не отделяет от себя. Для него «любовные коллекции» - неприемлемы, так как они вновь и вновь отталкивают его в прошлое, которое он отвергает. Его цель - проникнуться во всё множество объектов любви. Самая главная черта «Дон Жуана»: он не видит в своих поступках ничего предосудительного, он готов за всё расплатиться, использовать опыт прошлого для спокойного будущего. Другими словами, он сам несёт ответственность за свои действия.
Театральное представление - удел следующего героя абсурда. Актёр слово проникает в чужие жизни, наполняет их разнообразием. Сыграть - самому испытать всё разнообразие чужих судеб. Слава актёра достаточно неоднозначна, в отличии от писателя или поэта, актёр не оставляет никаких документальных или письменных источников своего творчества, может, только лишь фотографию. Однако не стоит рассматривать данного персонажа только лишь с профессиональной точки зрения. Актёром может считаться всякий человек, для которого «казаться - это быть», в независимости от его профессии и рода деятельности. Абсурд «актёрской жизни» состоит в том, что человек теряет смысл найти своё предназначение в жизни под тяжестью других судеб, которых ему предстоит сыграть.
Цель завоевателя - оставить след в истории, а также повлиять на культуру. «Завоеватели знают, что действие само по себе бесполезно. Существует лишь один вид полезного действия - действие, которое переделало бы человека и жизнь на земле». Именно это высказывание является правилом жизни завоевателем. Переделать человека и жизнь - его цель. Для завоевателя, в отличии от актёра и Дон Жуана, есть только один вид победы - навеки, победа над собой. Только в этом случаем у него есть возможность почувствовать себя богоравным. Но не каждый способен стать завоевателем. Только тот, кто чувствует в себе достаточное количество сил и смелости, чтобы достичь каких-либо высот [2018: 4].
Три типа человека абсурда раскрывает перед нами Альбер Камю. Однако это лишь эфемерные примеры. «Достаточно знать и ничего не скрывать». Знание делает человека мудрым, нежелание что-то скрыть - глупым. Абсурд находит себя в человеке такого типа. Поселяется в нем, с ним живет и умирает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над нашей темой реферата, мы пришли к следующим выводам: абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с другой.
Абсурд не требует смерти; ценность жизни придает сознание абсурда вместе с мятежом, который заключается в демонстративном героизме, противостоящем несправедливости.
Камю в своих произведениях, раскрывая проблему абсурда, рассматривает человека абсурда. Философ делает вывод, что Сизиф как герой абсурда смог подняться над своей судьбой: «Сизифа следует считать счастливым» - утверждает Камю.
Взбунтовавшись против абсурдных обстоятельств - социальных, политических или личных, - бунтовщик проявляет солидарность с другими людьми и поощряет борьбу за более человечный мир.
В творчестве А. Камю «абсурд» рассматривается не только как философское понятие и как основа бытия, но также наделяется особым значением, подобного которому не существует ни у одного из философов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бурханов, А. Р. Альбер Камю об экзистенциалах человеческого бытия [Текст] / А.Р. Бурханов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 3-7. -
Демидова, С. А. Человек перед «лицом» абсурда: проблема экзистенциального выбора в философии Альбера Камю [Текст] / С.А. Демидова // Новое литературное обозрение. 2016. - № 5. - С.127-132. -
Камю, А. «Бунтующий человек». Философия. Политика. Искусство» / А. Камю. - М.: Политиздат, 2005. -135 с. -
Камю, А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула / А. Камю. – М.: Эксклюзивная классика, 2018. – 381 с. -
Камю, А. Творчество и свобода. / А. Камю. – М.: Наука, 2002. – 158 с.