Файл: «Реализация собственного стартапа в сфере интернет-торговли».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Отраслевые особенности реализации стартапа в интернет-торговли
2.1. Ключевая бизнес – идея стартапа
2.3. Целевая аудитория продукта / услуги
2.5. Конкурентный анализ стартапа
2.6. Рынок сбыта и его потенциал
2.9. Экономика стартапа и финансовые показатели
2.10. Бизнес – модель стартапа
2.11. Маркетинговые коммуникации и привлечение первых клиентов
ВВЕДЕНИЕ
Современное население мира сейчас мало может себе представить свое существование без Интернета. Инетернет-торговля - это торговля через сеть при помощи компьютеров покупателя и продавца товара, предметом интернет-торговли может быть любой товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т.п. На данный момент развитие сети Интернет способствует резкому росту этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Теперь фирмы, малые предприятия, покупатели
и др. участники рынка получили возможность работать в режиме он-лайн, тем самым данный вид торговли облегчил сотрудничество людей. Сегодня инетернет-торговля - это уже неотъемлемая часть макроэкономики и важная составляющая глобального информационного общества. Именно с этим связанна актуальность выбранной темы.
Актуальность темы инетернет-торговли более чем просто высока, так как развитие инетернет-торговли уже достигло высокой точки, и при этом постоянно растет. Интернет-торговля постоянно совершенствуется и меняется. Объектом исследования в курсовой работе является торговля посредством интернета, а так же состояние электронной торговли в мире, и в частности в России.
Цель данной работы: изучить создание стартап в сфере интернет торговли.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования предстоит решить следующие задачи:
- изучить ключевые этапы реализации стартапа;
- сформулировать идею будущего стартапа;
- Изучить формы интернет-торговли;
- Выбрать методологию разработки проекта;
- Научиться подключать разработчиков;
- Изучить отраслевые особенности реализации стартапа в интернет-торговли;
- Изучить конкуренцию между онлайн и оффлайн магазинами;
- Анализ реализации стратапа;
- Построить свой стартап;
- Научиться привлечения первых клиентов;
- Изучить модели монетизации.
Глава 1
С чего начать
Сегодня очень сложно найти разработчиков, которые встанут на сторону проекта и будут в одной команде с заказчиком идти к цели и последовательно решать задачи. Вот какие вещи начинающему предпринимателю важно понимать и делать на старте.
- Понять, насколько сильно вы верите в свою идею и готовы ли вы долго и мучительно сражаться в битве за место под солнцем.
- Четко прописать свою бизнес-модель и дорожную карту. Это будет план действий, которому вы будете следовать на пути к главной цели.
- Исходя из поставленных целей, правильно распределить задачи между участниками команды и спланировать процесс разработки.
Проанализировав собственный опыт, мы вывели последовательность, если хотите – алгоритм построения стартапа со стороны стартаперов и разработчиков. Его можно разделить на пять основных этапов.
- Идея и принятие решения по ее реализации.
- Планирование, аналитика.
- Проектирование. Разработка. Реализация технической части совместно с командой разработки.
- Маркетинг и продвижение.
- Поддержка, доработка, масштабирование. Улучшение сценария использования, поиск и реализация решений для увеличения конверсии.
Именно таким путем мы достигали успеха, а иногда и терпели неудачи. Поэтому верим, что этот рецепт поможет многим проектам.
Где искать идеи
Базовая задача в нашем деле – четко и понятно сформулировать идею будущего стартапа. Это фундамент любого бизнеса, его сердце.
Где брать свежие идеи, спросите вы? Некоторые полагают, что сегодня сложно вывести на рынок что-то оригинальное – мол, все уже придумано до нас, колесо изобретать незачем. Мы с этим не согласны. Новые идеи вокруг нас, нужно уметь разглядеть их потенциал.
Попробуйте взглянуть на привычные вещи под новым углом. Что изменилось в экономике, технологиях, привычках людей? Чью «боль» и как решит ваш продукт? С кем ваша идея будет конкурировать и чем она лучше существующих проектов?
В этапе продумывания идеи обычно участвуют непосредственные инициаторы проекта. Разработчиков привлекают редко. За исключением случаев, когда владельцы стартапа берут разработчиков в свой бизнес и дают им право работать над проектом с самого начала. Тем самым инициаторы с первых дней выясняют, какие сложности по технической части могут возникнуть при дальнейшей работе над проектом.
Безусловно, вывод на рынок совершенно нового продукта – дело рискованное. Всегда есть риск прогореть и потерять ресурсы. Но в истории со стартапом, как и с любым бизнесом иначе не бывает. Никогда не знаешь заранее, какая идея «зайдет», а какая с треском провалится.
Как я усвоил в бизнес-школе Сколково: есть только два пути – рискнуть и попробовать или отойти в сторону. И уступить дорогу другим – желающие всегда найдутся.
Строим планы и анализируем
Если вы верите в свою идею и готовы заплатить за ее воплощение в жизнь временем и деньгами, самое время перейти к планированию и аналитике. Важно хорошо изучить конкурентов, рынок и желания пользователей для того, чтобы решать актуальные для них проблемы.
Работы предстоит много. Видимо, именно по этой причине на этом этапе у некоторых энтузиазм сходит на нет, и многие несостоявшиеся бизнесмены возвращаются к своим привычным делам или в офис. На нашем пути было пять проектов, инициаторы которых на этой стадии поняли: «Это не мое». Ну, а те, кто готовы следовать дальше, должны выполнить следующее.
- Понять и сформулировать общую цель и задачи проекта. Сформировать гипотезы. Помните: правильное построение задач – 50% успеха ее решения.
- Разобрать референсы и определить основных конкурентов. Найти похожие проекты в других странах и изучить их путь.
- Описать бизнес-модель стартапа по методике Cаnvаs. Это таблица, в которой задокументированы основные идеи по развитию проекта: проблемы, которые вы собираетесь решать, и предложения по их решению, уникальное торговое предложение, целевые клиенты и другие аспекты.
Считается, что для стартапа такая схема описания подходит больше всего, поскольку весь проект строится на гипотезах, которые еще нужно проверить. А значит, просчитать все заранее и прописать подробный бизнес-план невозможно. При создании нового продукта вам придется не раз собирать команду на мозговой штурм. Но поверьте нашему опыту – игра стоит свеч.
- Еще один полезный метод оценки прибыльности будущего проекта – юнит-экономика. Здесь вы просчитываете, будет ли прибыльной единица товара или принесет ли выгоду один клиент. Если результат окажется положительным, стартап имеет шансы на успех. Всегда считайте юнит-экономику. Иначе вы рискуете вложить все силы в проект, который не заработает денег.
- Составить Customer Journey Mаp – карту взаимодействия потребителя с продуктом. Она демонстрирует движение клиента к продукту, обозначает проблемные точки и помогает повысить лояльность клиентов и увеличить продажи. Customer Journey Mаp составляют от лица покупателя. Она выглядит как график с точками, которые отражают моменты взаимодействия клиента продуктом.
- Выбрать методологию разработки проекта.
Здесь оговорюсь: подробный анализ нужен не только чтобы понять, как стартап будет зарабатывать, но и чтобы уточнить и зафиксировать все требования к функциональности будущего продукта. Спланировать итерационную разработку, рассчитать сроки и стоимость работ над проектом – второстепенных вещей тут нет. Если с самого начала работать спустя рукава, зачем вообще начинать, не так ли?
Пару слов о роли разработчиков на этих этапах. Профессиональная команда разработки обычно проходит вместе с основателями весь путь от Leаn Cаnvаs до конечного плана и сметы. Знакомится с референсами, помогает описывать Customer Journey Mаp. По итогам совместной работы вы будете понимать, что нужно делать, как, какие инструменты использовать, сколько времени это займет, сколько будет стоить денег и стоит ли продолжать работать с этими людьми.
Остановлюсь еще на одном моменте. Как показывает практика, взаимоотношения между стартаперами и командой разработки всегда сложная штука. Поэтому важно договариваться на берегу обо всех нюансах, запросах и пожеланиях и все оформить в виде документов.
Итак, чек-лист по результатам второго этапа:
- план и этапы разработки,
- смета,
- техническое задание,
- подписанные договоры и документы.
Подключаем разработчиков
На третьем этапе в дело вступает команда разработки. Разработчики назначают исполнителей, определяют роли, налаживают каналы связи и общей работы с основателями и командой продвижения. Совместно с основателями решают, какой стек технологий и какие языки программирования использовать для решения поставленных задач.
Теперь пора приступать к прототипированию и созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта. Какую задачу он решает? Прежде всего, позволяет получить обратную связь от пользователей и понять, что нужно доработать и исправить.
Это действенный метод быстро проверить эффективность задуманной вами идеи. Ведь куда разумнее сначала запустить бизнес-модель с минимальными возможностями и потом, если она оправдает ожидания, расширить функционал и вложить деньги в развитие.
Важно, чтобы и вы, и разработчики хорошо представляли, каким будет сервис через полгода, год или два. Именно поэтому мы столько внимания уделили планированию на предыдущем этапе. Но сейчас, чтобы начать движение, вам нужно создать минимальную версию своего продукта, протестировать ее на потребителях, собрать и проанализировать обратную связь и улучшить продукт.
Продвигаем проект
При разработке маркетинговой стратегии помните: универсального рецепта успеха не существует. Методы, которые сработали в одной ситуации, вовсе не обязательно окажутся эффективными в другой. Значит, придется быть максимально гибкими, постоянно пробовать новые способы привлечения и всегда использовать несколько каналов продвижения.
На каких моментах мы советуем особенно заострить внимание?
- Ее величество аналитика
Регулярно уделяйте время на анализ каждого рекламного сообщения, канала, поведения пользователей и обзор рынка. Держите руку на пульсе и приучите к этому своих сотрудников. Таким образом, аналитика станет основой стратегии привлечения и удержания клиентов.
- Долгосрочная стратегия
В трудные времена многим кажется бессмысленным строить далекоидущие планы. Кто знает, что случится завтра? А результат хочется видеть уже сейчас. Но отсутствие долгосрочной стратегии превращает бизнес в хаотичные метания без цели и смысла. Если вы хотите создать нечто долговечное, нужно просчитать риски и смотреть будущее, а не топтаться на месте.
Это не значит, что первоначальную стратегию нельзя менять. Напротив, ее можно и нужно корректировать каждые полгода с учетом внешних изменений, не упуская при этом из вида главную цель.
Поддерживаем, дорабатываем, масштабируем
Если ваш MVP выдержал все испытания и «дозрел» до масштабирования – это уже хороший знак. Вы практически готовы покорить мир!
В этот момент важно сконцентрироваться на том, что принесет максимум прибыли и уменьшит риски. При этом процесс развития, улучшения не останавливаем ни на минуту! Промедление все погубит, поэтому думаем быстро, решаем быстро, действуем быстро.
Начинающим предпринимателям на этом этапе важно заняться цифрами, экономикой, продажами и определить KPI – ключевые показатели, позволяющие оценить эффективность выполняемых действий. С помощью KPI можно оценить и компанию в целом, и конкретные отделы, и отдельных людей. Как результат – будете видеть, насколько ваши фактические показатели соответствуют плановым и на основе этого принимать решения.
Однако я бы не советовал перекладывать всю ответственность на сухие цифры статистики. Стоит прислушаться к своей интуиции, ориентироваться на внутренние ощущения. В этом и заключается так называемая романтика стартапа – вы верите в свою идею и стремитесь сохранить эту веру на протяжении всей работы. Но при этом трудитесь над тем, чтобы задуманное стало реальным.
Что касается разработчиков, им важно поддерживать проект с технической стороны и дорабатывать основной функционал исходя из потребностей стартаперов. На этом этапе сотрудники всех направлений должны работать в тесной кооперации для успешного роста.
В качестве итога составим краткий чек-лист основных действий для запуска стартапа.
- Продумайте идею проекта и поймите, какие проблемы она решит.
- Изучите рынок, конкурентов и разработайте стратегию по работе с ними.
- Распишите бизнес-модель по методу Leаn Cаnvаs, составьте Customer Journey Mаp, посчитайте экономику, чтобы знать, сколько вы вложите и сколько рассчитываете заработать.
- Узаконьте отношения с разработчиками и всеми участниками команды. Вместе составьте план разработки продукта, распишите ТЗ на каждую задачу, распределите задачи. Принимайте решения и контролируйте процесс общими усилиями.
- Запустите MVP и тестируйте его на первых пользователях. Собирайте обратную связь, ведите аналитику.
- Работайте над продвижением, маркетингом и завоеванием рынка.
- Ежедневно улучшайте продукт и дорабатывайте новые функции.