Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ И PR-ПРОДВИЖЕНИЕ СТАРТАП ПРОЕКТОВ
1.2 Стадии развития и классификация стартапов
1.3 Методы и инструменты PR-продвижения стартапов
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАРТАПА ПО ОТКРЫТИЮ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА «ЦАРЬ-КАРАВАЙ»
2.1 Описание отрасли и предприятия
13. Стадия расширения (expansion stage): подразумевает расширение рынка стартапа, его целевой аудитории, возможностей и перспектив. Стадия расширения наступает, когда стартап выполнил или очень близок к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке, и расширяет свой бизнес за счет экспансии на другие рынки.
14. Стадия выхода (exit stage): Выход может происходить через продажу компании стратегическим инвесторам, через вывод компании на IPO (Initial Public Offering), первичной продаже акций компании на бирже и через частное размещение (продажа акций компании фондам прямых инвестиций). Стадия выхода (exit stage) подразумевает трансформацию стартапа из категории стартап в категорию полноценной бизнес - модели. Компания, становясь целостным автономным организмом на бизнес - арене, постепенно закрывается от внешних воздействий и максимально контролирует потоки информации, отправляемые вовне. Прописывается кодекс корпоративной этики, составляется список лиц имеющих доступ к той или иной информации, спикеров и ответственных за взаимодействие с внешними каналами коммуникации. Бизнес приобретает свою ценность на мировом рынке. При выходе на IPO - компания становится полноценным игроком рынка и обзаводится определёнными обязательствами. Таким образом, обязательным становится раскрытие некоторых финансовых показателей, составление годовых отчётов и рассекречивание определённой доли корпоративной информации. Также ещё большее значение для бизнеса приобретает качественная коммуникация не только с потребителем, но и с инвестором. От того, насколько качественно будет проведена эта стадия проекта, будет зависеть дальнейшее положение компании на рынке и её перспективы. [10]
При создании собственного бизнеса, создании и запуске стартап проекта, предприниматель руководствуется определенными мотивами, личными целями и ценностями, на основании которых можно представить следующую условную классификацию стартапов:
- дело всей жизни (мотив - полностью посвятить себя делу, которое приносит радость, превратив его из увлечения в работу);
- возможность обогащения (мотив - поиск наиболее перспективных направлений рынка, с целью получения высокой прибыли);
- семейный бизнес (мотив - построение семейного бизнеса);
- глобальные инициативы (мотив - стать абсолютным лидером в определенной сфере и охватить пользователей на мировом уровне).
Данная классификация отражает личное восприятие предпринимателем своего бизнеса, приоритетную цель для создателя стартап проекта, раскрывает его ценности, лежащие в основе создания и развития бизнес - идеи.
На современном рынке стартап проектов в подавляющем большинстве преобладают IT стартапы (Information technology start-ups), проекты в сфере информационных технологий. [1, с. 432-435]
Российский рынок интернет-стартапов еще очень мал, серьезных аналитических работ и исследований пока не было проведено. Тем не менее, эксперты выделяют несколько классификаций стартап проектов. Венчурные фонды традиционно подразделяют IT-стартапы на 2 вида: нишевые и трендовые проекты.
Нишевые стартапы разрабатываются на объединении различных, уже существующих функций или идей в разных сферах и для разных услуг. Задача успешного стартапа в этом случае - найти незанятую нишу и стать в ней лидером рынка. Трендовые стартапы базируются на использовании новых, не использовавшихся ранее идей и технологий. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и Интернета, а так же использовании новейших технологий. В данном случае, важно правильно спрогнозировать всплеск интереса в будущем, оценить риски и оказаться первым в создании инновационной идеи.
Маркетинговый подход к классификации стартапов использует такие два понятия как конвергенция и дивергенция. Конвергенция означает объединение функций, дивергенция - их разделение. Все интернет-стартапы предлагают своим пользователям набор услуг и часто разница заключается в собирании нескольких функций в одном сервисе или выделении и доработке какой-либо одной функции. Например, Твиттер - дивергентный продукт, который построен на одной функции социальных сетей - написании статусов. Вконтакте является конвергентным продуктом, так как включает в себя спектр различных функций социальных сетей, таких как: публикации фотографий, видео, написание статусов, обмен сообщениями, создание социальных групп/сообществ и другие. [5]
Еще одна классификация стартапов с позиции инвестора делит стартап проекты на три типа:
1. Коммерческие - это проекты с понятной бизнес - моделью, где каждый пользователь является потенциальным покупателем предлагаемого товара или услуги.
2. Социальные - это проекты, основанные на взаимодействии людей друг с другом. Чаще всего они нацелены на максимально возможный рост аудитории с целью потом ее каким-то образом монетизировать.
3. Технологические - это проекты, в основе которых лежит не бизнес-модель, и не набор аудитории, а новая уникальная технология, интерфейс. [2, с. 106]
Стартап проект всегда творческое инновационное начинание, это не обязательно должно касаться разработки нового продукта, речь идет, в первую очередь, об инновационном подходе и видении, например использовании уже существующих технологий для новой целевой аудитории или создание инновационных путей решения существующих проблем. Стартапы начинают действовать с нуля во всех направлениях: изучение целевой аудитории, рынка, конкурентов, создание основных элементов фирменного стиля компании, разработка стратегии и тактики продвижения проекта, нахождение источников финансирования для полноценного выхода на рынок. В данном случае, для успешного процесса развития и достижения результатов по всем вышеперечисленным направлениям необходимо комплексное изучение эффективных инструментов и методов PR-продвижения стартапов.
1.3 Методы и инструменты PR-продвижения стартапов
В основе start-up проекта лежит создание уникальной идеи, не имеющей аналогов, или разработка и использование инновационных технологий для нахождения новых путей решения существующих проблем и задач.
Целями PR-продвижения стартапов являются:
1.Привлечение новых пользователей, набор «критической массы». «критическая масса» - это то количество пользователей, при котором рост становится самопроизвольным.
2.Увеличение и поддержание активности существующих пользователей.
3.Формирование имиджа.
4. Повышение привлекательности стартапа как работодателя, для ценных специалистов.
5. Реализация коммерческого потенциала проекта [2, с. 106-107]
Инструменты PR-продвижения start-up проекта можно разделить на два канала: оффлайн и онлайн. Каждый из каналов продвижения включает в себя множество инструментов, каждый из которых по отдельности или в совокупности с остальными находит своё применение практически во всех плоскостях взаимодействия с целевой аудиторией.
Оффлайн инструменты представляют собой механизмы, выработанные десятилетиями, и поэтому на данный момент они более разнообразны и более глубоко изучены специалистами. Такого рода инструменты чаще всего предполагают личный контакт с аудиторией, легче поддаются измерению и оценке эффективности проделанной работы. Однако оффлайн инструменты чаще всего ограничены во времени, географии, выборке аудитории по различным признакам. Также увеличено время отклика, особенно в области взаимодействия с целевыми СМИ. Если PR публикация в онлайн издании может быть размещена на следующий день после получения редактором прессрелиза, то в печатных СМИ промежуток между получением редактором материала и выходом публикаций составляет от нескольких дней до нескольких месяцев.
Среди оффлайн инструментов PR-продвижения стартап проекта, можно выделить следующие:
- печатные СМИ (газеты, журналы);
- PR мероприятия (для потребителей, СМИ, сотрудников компании, инвесторов);
- партнерство и др.
Среди онлайн инструментов PR-продвижения стартапов выделяют:
- социальные сети (Facebook, Twitter, Вконтакте, YouTube, Instagram и другие);
- работа с информационной онлайн-площадкой (сайтом);
- онлайн СМИ (форумы, блоги, интернет - журналы, онлайн версии печатных СМИ);
- стартап-сообщества;
- рекламно-информационные рассылки.
Использование эффективных средств PR-продвижения играет большую роль в успешном развитии стартап проекта и является одним из наиболее перспективных направлений для коммуникационных компаний.
Одной из главных особенностей PR-продвижения стартап проекта является ограниченность ресурсов. Молодая компания, находящаяся на начальной стадии бизнеса или на этапе генерации бизнес-идеи, как правило, не может себе позволить выделить большой PR-бюджет. Поэтому одна из основных особенностей стартапов - активное использование малобюджетных методов PR-продвижения. Использование методов PR-продвижения в интернете – является самым распространенным и разумным средством продвижения стартап проекта. [1, с. 432-435]
Рассмотрим некоторые из приведенных PR-методов по продвижению стартап проекта:
- визуализация информации;
- активное участие в отраслевых мероприятиях;
- E-mail рассылки;
- использование социальных сетей;
- презентация команды проекта;
- публикации в специализированных СМИ.
Интегрированные инструменты и методы PR-продвижения start-up проекта работают гораздо эффективнее, чем отдельно взятые инструменты. Они позволяют охватить все слои целевой аудитории, а также максимально проработать в коммуникативном плане те сферы взаимодействия с потребителем продукта или услуги, которые могут остаться незамеченными или слабо охваченными в других случаях. Продвижение стартапа располагает множеством каналов и инструментов, грамотный выбор которых способен снизить риски и повысить эффективность проекта, уровень узнаваемости, сформировать сильный имидж стартап проекта, а так же привлечь инвестирование.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАРТАПА ПО ОТКРЫТИЮ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА «ЦАРЬ-КАРАВАЙ»
2.1 Описание отрасли и предприятия
Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения, ведь хлеб и хлебобулочные изделия одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей. Хлеб способен до 30 % удовлетворить потребность человека в калориях, он служит источников белка, витаминов пищевых волокон и минеральных веществ.
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий характеризуется сезонными колебаниями объемов производства. Это связано с тем, что спрос на хлеб очень неравномерен, он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания. Особенность производства и потребления хлеба заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба.
В настоящее время рынок хлебобулочных изделий характеризуется высокой насыщенностью, при этом с развитием и формированием рыночной экономики появились новые тенденции развития хлебобулочных изделий: изменяется структура потребления хлеба, повышаются требования к качеству, разнообразию и дизайну упаковки изделий, что заставляет производителей к постоянному развитию.
Первостепенной задачей в процессе конкурентной борьбы на рынке является поиск компромисса между интересами производителя, направленными на получение продукта с высокой потребительской ценностью по приемлемой для него цене. Особенность хлебопекарной отрасли состоит в том, что зерно - сырьевая база хлебопечения является объектом государственного управления с точки зрения ценообразования. Одновременно обеспечить высокое качество и конкурентоспособность продукции на основе низких цен весьма сложно.
Возможность появления новых конкурентов в отрасли низка ввиду следующих факторов:
– насыщенность рынка отечественной продукцией высока, так как на рынке представлены как малые, так и крупные предприятия;
– предприятиям требуются удобные помещения для производства хлебобулочных изделий и их хранения, в связи с чем существенен уровень инвестиций и затрат для входа в данную отрасль.
Хлебобулочные изделия относятся к отрасли пищевой промышленности. Потребление продукции «Царь-Каравай» (ИП Арутюнян А.В.) не имеет ограничений среди населения. Хлеб – всему голова и в связи с чем пользуется огромным спросом. Потребителем может быть любой человек: взрослый и ребёнок; мужчина и женщина; в будние и праздничные дни. Продукция не подвержена сезонным колебаниям.
Стартап проект будем рассматривать на примере действующего предприятия, занимающееся производством и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий – ИП Арутюнян А.В. (фирменное наименование компании «Царь-Каравай»).
ИП Арутюнян А.В. действует с 28 марта 2011 года. Предприятие относится к отрасли пищевой промышленности, а именно к хлебопекарной промышленности, осуществляя свою деятельность на территории Амурской области, занимает нишу малого и среднего бизнеса, одновременно является крупным представителем по производству кондитерских и хлебобулочных изделий.