Файл: Государственный аппарат понятие, признаки, структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

Кафедра теории и истории государства и права


КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по ___________________Теория государства и права_____________________

(наименование дисциплины)

на тему:_____ «Государственный аппарат: понятие, признаки, структура»___

Выполнил обучающийся

Мамед Елизавета Павловна

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель:

Кокоулин Владислав Геннадьевич

(должность, фамилия, имя, отчество)

Новосибирск

2023



Содержание


Введение


Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, если обернуться внутрь веков, становится понятно, что государство – это прежде всего фигура союза людей, свободно сдерживающих волю своего действия под лозунгом получения прочих благ. В ходе формирования человечества развивалось и государство, поэтому раскручивался и механизм исполнения власти государством.

Нынешнее государство представляется государством общественным, объединяющим все группы населения, наций и народностей, живущих на его территории в единое целое, связанное в понятие «гражданское общество». Прогрессивное социальное государство невообразимо без эффективных элементов управления и организации публичной власти. Эти все механизмы складываются исходя из того, какие функции призвано реализовывать государством.

Государство с знакомой долей действенности обеспечивало организованность и дисциплинированность социальных отношений. В немалой степени такое обуславливалось довольно стабильным, отработанным механизмом советского государства. Формировавшаяся десятилетиями концепция доставляла определенные плоды. Государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, функционировал достаточно гладко и организованно, хоть и не всегда рационально.


Тема предоставленной курсовой работы «государственный аппарат» актуальна в силу того, что, во-первых, механизм государства, охватывающий все государственные органы, естественно воплощает государство, презентует собой его настоящее материализованное воплощение, его «плоть и кровь», вне и без государственного механизма нет и существовать не может государства, во-вторых, механизм государства выстроен и действует на основе поставленных основополагающих принципов, которые обусловлены приоритетными направлениями деятельности того, либо иного государства, эти принципы рассматриваются применительно к разным государственным органам, в третьих, активность государственной власти по осуществлению своих функций облекается в законные формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, какие и лежат в основе принципа деления властей.

Целью данной работы является исследование всех компонентов современного российского государственного аппарата.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать понятие государственного аппарата и разобрать его функции;

  2. Изложить принципы организации и деятельности государственного аппарата;

  3. Изучить структуру государственного аппарата.

Объектом исследования курсовой работы является понятия, признаки и структура государственного аппарата.

Предметом исследования курсовой работы являются нормы права, регулирующие государственные отношения.

В процессе выполнения данной курсовой работы были, использовались следующие методы: всеобщий метод, общенаучный метод, частно-научный метод, частно-правовой метод.

Степень изученности курсовой работы:

Теоретической основой курсовой работы стали труды таких видных ученых как:

Комаров С.А., Григорян Л.Л., М.К. Искакова, Дмитриева Ю.А., Р.А. Ромашова, А.В. Якушева. А также различные источники – как общетеоретические труды по юриспруденции, так и специальная литература в этой области.
Глава 1. Государственный аппарат
1.1 Понятие и признаки государственного аппарата
Государство действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.



Таким образом, государственный аппарат – это совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства и обладающих монополией на государственное принуждение. 1

Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизм государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права. 2

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форма властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых форм. 3

Признаки аппарата государства.

Все государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие механизм государства, создаются и действуют на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Первичными структурными частями (элементами) аппарата государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а в выборных органах и иных учреждениях – депутаты, сенаторы, судьи и т. д.

Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав механизма государства входят органы принуждения с их вещественными придатками, соответствующими техническому уровню каждой эпохи – вооруженные отряды людей, вооружение, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. Посредством аппарата государства практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства.


Выяснение понятия аппарата государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем:

Во-первых, аппарат государства – это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.

Во-вторых, аппарат государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях4.

С принятием в 1993 г. Конституции последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдерживание и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного аппарата, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, аппарат государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами ( так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство
5. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства, не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу о том, что (аппарат) механизм современного государства это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства6.

Таким образом, государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его аппарата. То есть государство функционирует через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.
1.2 Структура государственного аппарата
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.7

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.