Файл: Государственный аппарат понятие, признаки, структура.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Следует заметить, что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и права, с определенным характером и уровнем развития общества.
Исходя из этого, в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
Несмотря на то, что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической литературе вопросы (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное теоретическое обоснование.
Основу любой законности и конституционности составляют конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям практичес54ой жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и всего государственного механизма в целом.
Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.
В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.
Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.
Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.
Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или этическое несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается создавать и у «опекаемого» им населения. И, кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.
Подбор и расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение разнообразных – политических, идеологических, медицинских (состояния здоровья) и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для занятий той или иной государственной должности.
От того, как, каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и общества.
Один из принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению» государственными чиновниками служебного долга.
Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».
Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить» государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему человека.
Модели государственного аппарата
Современная юридическая наука выдвигает три основные модели построения государственного аппарата:
1) Централизованно-сегментальную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системы как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
2) Моноцефальную (от лат. «моно» - один, «цефалс» - голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе это системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно пирамидальна по своему построению. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Моноцефальная модель государственного аппарата характерна для антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды в результате военных переворотов;
3) Монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Это модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Катар, Саудовская Аравия).
Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и другие. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные
функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Среди организаций и учреждений, относящихся к числу государственных, есть и неспецифическая часть организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально - культурную деятельность.
Под структурой аппарата современного государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь10.
Российская Федерация, как и другие государства, осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Конституционно-правовой статус органов Российского государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, указами Президента, постановлениями правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ, положениями об органах и другими нормативно-правовыми актами.
Властными полномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако в соответствии с конституцией последние не являются органами государства. И поэтому не осуществляют (если им не делегировано) властных полномочий от имени РФ.
Государственные органы в лице граждан или коллективов Российских граждан образуются и действуют в установленном законом порядке, наделены государственно-властными полномочиями от имени РФ.
В совокупности органы Российского государства образуют систему органов государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Настоящая система предполагает единство в организации и действии всех имеющихся в России органов государственной власти.
Следует заметить, что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и права, с определенным характером и уровнем развития общества.
Исходя из этого, в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
Несмотря на то, что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической литературе вопросы (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное теоретическое обоснование.
Основу любой законности и конституционности составляют конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям практичес54ой жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и всего государственного механизма в целом.
Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.
В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.
Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.
Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.
Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или этическое несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается создавать и у «опекаемого» им населения. И, кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.
Подбор и расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение разнообразных – политических, идеологических, медицинских (состояния здоровья) и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для занятий той или иной государственной должности.
От того, как, каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и общества.
Один из принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению» государственными чиновниками служебного долга.
Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».
Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить» государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему человека.
Глава 2. Модели государственного аппарата
Модели государственного аппарата
Современная юридическая наука выдвигает три основные модели построения государственного аппарата:
1) Централизованно-сегментальную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системы как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
2) Моноцефальную (от лат. «моно» - один, «цефалс» - голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе это системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система государственных органов носит жестко иерархический характер, предельно пирамидальна по своему построению. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Моноцефальная модель государственного аппарата характерна для антидемократических режимов, так как хорошо приспособлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды в результате военных переворотов;
3) Монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Это модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Катар, Саудовская Аравия).
Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и другие. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные
функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Среди организаций и учреждений, относящихся к числу государственных, есть и неспецифическая часть организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально - культурную деятельность.
Под структурой аппарата современного государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь10.
Глава 3. Особенности организации государственного аппарата в Российской Федерации
Российская Федерация, как и другие государства, осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Конституционно-правовой статус органов Российского государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, указами Президента, постановлениями правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ, положениями об органах и другими нормативно-правовыми актами.
Властными полномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако в соответствии с конституцией последние не являются органами государства. И поэтому не осуществляют (если им не делегировано) властных полномочий от имени РФ.
Государственные органы в лице граждан или коллективов Российских граждан образуются и действуют в установленном законом порядке, наделены государственно-властными полномочиями от имени РФ.
В совокупности органы Российского государства образуют систему органов государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Настоящая система предполагает единство в организации и действии всех имеющихся в России органов государственной власти.