Файл: Проектирование информационной системы по учёту кассовых операций.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2.3 Характеристика результатной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
4. Реализация системы автоматизации кассовых операций в программной среде Microsoft Access
4.1. Обоснование выбора среды реализации
Введение
В современных условиях наличие финансовых средств является неотъемлемым элементом возможности ведения хозяйственной деятельности. На фоне развития информационных систем и технологий имеет смысл привести некоторые процессы в ряд автоматизированных. Реализация информационных систем имеет массу плюсов, среди которых: точный и последовательный учёт операций, контроль и отправка в соответствующие службы; мониторинг операций.
Главное назначение кассовых операций состоит в обеспечение обслуживания беспрерывного финансового потока и оборота. Расчетно-кассовые операции имя принято понимать операции по ведению счетов как юридические, так и физических лиц и по управлению расчётами.
Деятельность организаций во многом зависит от организации учетных процессов. Фактически объектом учета является информация, которая в ходе учетных процессов систематизируется, анализируется и подвергается тщательному исследованию.
Таким образом, обследуемые данные формируются в информационные потоки, на основании которых и принимается управленческое решение. Важная роль в формировании данных потоков играет именно финансовая информация, так как она позволяет определять успешность бизнеса.
Грамотно систематизированная информация позволяет любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, размеров реализовывать следующие задачи:
− осуществлять внутренний и внешний контроль за движением информационных потоков (ресурсных, финансовых и т.д.);
− контролировать соблюдение юридических норм (в т. ч. законодательных);
− предотвращать негативные последствия деятельности организации (например, банкротство);
− обеспечивать устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.
Не всегда эта деятельность носит в организации системный характер, своевременно актуализируются данные. Все это является проблемой как для собственников бизнеса, так и для их контрагентов.
Вопросами изучения проблемы систематизации, анализа информации занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди авторов, уделявших внимание процессам систематизации и автоматизации информации, можно выделить Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П, К.В. Балдин В.Б. Уткин, А.Р. Айдинян.
Объектом исследования выступает экономическая деятельность организаций и его процесс учета продаж.
Предметом исследования являются информационные потоки в области учета продаж предприятия общественного питания.
Цель исследования заключается в построении алгоритма автоматизации учетной деятельности организации в области движения наличных денежных потоков.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- анализ деятельности рассматриваемой компании;
- выявление проблемных моментов;
- обоснование необходимости автоматизации;
- обоснование проектных решений по программному, техническому и информационному обеспечению;
- разработка базы данных и приложения для работы с ней;
- описание программного, информационного и технологического обеспечения разработанной информационной системы;
Структура работы определена в соответствии с поставленной целью и задачами, она содержит введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Внешторгбанк учрежден при участии Государственного банка РСФСР и Минфина РСФСР в 1990 году. В 1991 году была выдана лицензия на право совершения всех видов банковских операций в российских рублях и иностранной валюте. В 1997 году банк был преобразован в открытое акционерное общество. В 2002 году главным акционером ВТБ стало правительство РФ. В 2004 году стал владельцем Гута-банка, запустив в 2005 году на его основе специализированный розничный банк ВТБ 24.
В 2008 году ВТБ первым из российских банков открыл филиалы в Китае и Индии. В 2010 году приобрел «ТрансКредитБанк», в 2011 году — «Банк Москвы». В течение 2011-2013 годов государство снизило свою долю в капитале ВТБ. В 2016 году совместно с «Почтой России» был создан «Почта Банк». В январе 2018 года произошло присоединение ВТБ 24 к ВТБ.
ВТБ является одним из крупнейших игроков на российском банковском рынке. Предоставляет услуги физическим и юридическим лицам (выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги интернет-банка). Объединенная розничная сеть ВТБ и ВТБ 24 насчитывает более 1350 отделений и порядка 15 тыс. банкоматов. В ноябре 2017 года ВТБ занимал второе место по объему активов (9,1 трлн руб.), а ВТБ24 — четвертое (3,6 трлн руб.). Объем средств физлиц в ВТБ24 составлял 2,4 трлн руб. (2-е место), в ВТБ — 574,2 млрд руб. (6-е место). По объему кредитов физлицам ВТБ24 занимал второе место (1,8 трлн руб.), а ВТБ — шестое (259,8 млрд руб.).
В целях обеспечения максимальной эффективности облуживания клиентов в ВТБ выделены клиентские подразделения, отвечающие за взаимодействие с клиентами, и продуктовые подразделения, в компетенцию которых входит предоставление и развитие современной линейки банковских продуктов. Модель облуживания клиент основана на формировании в рамках клиентского подразделения отраслевых дирекций и управлений, отвечающих за развитие бизнеса с клиентами рыночных отраслей экономики, а также предприятий государственного и оборонного секторов. Данный подход позволяет повысить качество отраслевой экспертизы и выстроить предложение банковских продуктов с учетом потребностей конкретных клиентов.
Основные показате, ли экономической деятельности банка за 2018, 2019 год и владельцы представлены в таблице 1,
Таблица 1 — Владельцы
Доля (%) |
|
ГК «Агентство по страхованию вкладов» |
47,22% |
Минфин России |
32,88% |
Росимущество |
12,13% |
ООО «Бизнес-финанс» |
0,028% |
АО «ВТБ Капитал» |
0,010% |
Юрий Алексеевич Соловьев |
0,0036% |
Герберт Моос |
0,0020% |
Vtb Capital Plc |
0,0013% |
Андрей Леонидович Костин |
0,00036% |
Сергей Константинович Дубинин |
0,00033% |
Геннадий Владимирович Солдатенков |
0,00024% |
ООО «ВТБ Капитал Брокер» |
0,00011% |
Валерий Васильевич Лукьяненко |
0,000090% |
Андрей Сергеевич Пучков |
0,000060% |
ООО «ВТБ Пенсионный Администратор» |
0,000027% |
ФГУП «ПО “Октябрь”» |
0,0000063% |
Валерий Станиславович Петров |
0,000000020% |
Другие акционеры/в свободном обращении |
7,7% |
Таблица 2- Показатели банка за 2018 год
Номер строки |
Наименование статьи |
Данные за отчетный период |
Данные за соответствующий период прошлого года, тыс. руб |
1 |
Процентные доходы, всего, в том числе: |
721 941 130 |
636 297 161 |
1.1 |
От размещения средств в кредитных организациях |
63 582 544 |
88 075 146 |
1.2 |
От ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями |
560 629 657 |
445 967 290 |
1.3 |
От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу) |
0 |
0 |
1.4 |
От вложений в ценные бумаги |
97 728 929 |
102 254 725 |
2 |
Процентные расходы, всего, в том числе: |
540 589 538 |
534 652 203 |
2.1 |
По привлеченным средствам кредитных организаций |
148 879 539 |
215 817 831 |
2.2 |
По привлеченным средствам клиентов, не являющимся кредитными организациями |
381 476 280 |
301 659 982 |
2.3 |
По выпущенным долговым обязательствам |
10 233 719 |
17 174 390 |
3 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) |
181 351 592 |
101 644 958 |
4 |
Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, а также начисленным процентным доходам, всего, в том числе: |
-61 795 081 |
-54 928 299 |
4.1 |
Изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам |
-8 957 889 |
5 308 055 |
5 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери |
119 556 511 |
46 716 659 |
6 |
Чистые доходы от операций с финансовыми активами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
-68 205 904 |
54 855 565 |
7 |
Чистые доходы от операций с финансовыми обязательствами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
-523 512 |
-121 703 |
8 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи |
3 188 086 |
2 898 393 |
9 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения |
0 |
574 |
10 |
Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
-139 732 053 |
-26 034 135 |
11 |
Чистые доходы от переоценки иностранной валюты |
190 261 448 |
-25 799 412 |
12 |
Чистые доходы от операций с драгоценными металлами |
-22 228 649 |
12 195 707 |
13 |
Доходы от участия в капитале других юридических лиц |
46 402 014 |
50 599 744 |
14 |
Комиссионные доходы |
29 225 107 |
21 302 908 |
15 |
Комиссионные расходы |
4 177 962 |
3 984 120 |
16 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи |
-11 646 758 |
-11 137 808 |
17 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, удерживаемым до погашения |
148 263 |
-49 255 |
18 |
Изменение резерва по прочим потерям |
22 320 210 |
14 802 484 |
19 |
Прочие операционные доходы |
164 782 661 |
130 152 335 |
20 |
Чистые доходы (расходы) |
164 782 661 |
130 152 335 |
21 |
Операционные расходы |
82 906 315 |
71 418 441 |
22 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
81 876 346 |
58 733 894 |
23 |
Возмещение (расход) по налогам |
12 788 001 |
9 594 274 |
24 |
Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности |
69 088 345 |
49 139 620 |
25 |
Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности |
0 |
0 |
26 |
Прибыль (убыток) за отчетный период |
69 088 345 |
49 139 620 |
20 |
Чистые доходы (расходы) |
164 782 661 |
130 152 335 |
21 |
Операционные расходы |
82 906 315 |
71 418 441 |
22 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
81 876 346 |
58 733 894 |
23 |
Возмещение (расход) по налогам |
12 788 001 |
9 594 274 |
24 |
Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности |
69 088 345 |
49 139 620 |
25 |
Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности |
0 |
0 |
26 |
Прибыль (убыток) за отчетный период |
69 088 345 |
49 139 620 |
20 |
Чистые доходы (расходы) |
164 782 661 |
130 152 335 |
21 |
Операционные расходы |
82 906 315 |
71 418 441 |
Организационная структура управления предприятием
Согласно Уставу, руководство Группой осуществляется президентом, который является председателем правления. Наивысший орган управления – общее собрание акционеров.
Структура представлена иерархической.
Иерархическая структура представлена на рисунке 1
Рисунок 1 — Структура банка
Совет директоров. Правление. Комитет по рискам. Инвестиционный комитет. ИТ комитет. Продуктовый комитет. Генеральный директор. Департамент по работе с клиентами. Департамент по обслуживанию частного капитала. Департамент портфельных инвестиций. Департамент прямых инвестиций. Управление финансов и стратегического планирования. Управление риск-менеджмента. Департамент развития бизнеса. Операционный департамент. Отдел контроля и внутреннего аудита. Собрание акционеров проводится ежегодно в назначенный день, который выбирает и устанавливает Наблюдательный совет. В функции совета также входит принятие решений по поводу деятельности Группы ВТБ.
Каждый акционер учреждения имеет возможность воспользоваться правом голоса в принятии важных решений и вопросов, связанных с деятельностью и развитием Группы.
Система корпоративного управления банка ВТБ строится на основе принципа безусловного соблюдения требований российского законодательства и Банка России, рекомендаций ФСФР России, а также максимально учитывает лучшую мировую практику. Банк ВТБ гарантирует равное отношение ко всем акционерам и дает им возможность принимать участие в управлении Банком через Общее собрание акционеров, а также реализовать свое право на получение дивидендов и информации о его деятельности.
Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов – Президента – Председателя Правления и Правления. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом.
Банком ВТБ выстроена эффективная система корпоративного управления и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности в целях защиты прав и законных интересов акционеров. При Наблюдательном совете Банка функционирует Комитет по аудиту, который вместе с Департаментом внутреннего аудита содействует органам управления в обеспечении эффективной работы Банка. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за соблюдением Банком нормативно-правовых актов и законностью совершаемых операций.
В банке ВТБ предлагают все виды расчетно-кассового обслуживания, с помощью которых клиенты могут провести любые расчеты, а также получить множество дополнительных услуг.
Ключевые преимущества:
- высокая скорость проведения расчетов;
- операционное время до 17-00 для переводов в рублях;
- индивидуальный подход;
- удобная система дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
- высокий уровень профессионализма наших специалистов.
В настоящее время в банке ВТБ используют ПО 1С: Бухгалтерия 8 для учета кассовых операций.
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
Необходимо разработать АИС по учету кассовых операций для кредитной организации банк ВТБ.
Основными задачами разрабатываемого программного средства являются:
- хранение сведений о товарах, покупателях и поставщиках;
- формирование документов, необходимых для товарооборота;
- составление отчетности о товарообороте за выбранный временной период.
Входной информацией являются сведения о продукции, покупателях и поставщиках. Выходная информация представляется в виде документов и отчетов.
Предметной областью для которой разрабатывается АИС в рамках данной работы является деятельность торгового предприятия, использующего в своей деятельности кассовые аппараты.
Наиболее эффективный способ расчета с покупателями – автоматизированный способ с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Он обеспечивает точный учет денежной выручки и контроль продажи товаров, позволяет проверить правильность выполнение расчетно-кассовых операций, сокращает время, необходимое для расчетов, повышает производительность труда контролеров-кассиров, снижает до минимума возможность ошибок при расчетах, предоставляет сведения об объемах продаж товаров и количестве обслуженных покупателей по часам рабочей смены.
ККМ являются инструментом контроля со стороны администрации, учредителя и государства за денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования наличной выручки.
Уровень автоматизации расчетно-кассовых операций характеризуется многообразием автоматически выполняемых функций и скоростью действия ККМ, оперативностью и качеством выдаваемой информации и пропускной способностью узла расчета. Современные электронные ККМ оснащены блоком памяти и выполняют функции поиска цен товаров, относящихся к различным торговым отделам, могут вести учет по товарным группам, видам, наименованиям.