Файл: Проектирование информационной системы по учёту кассовых операций.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2.3 Характеристика результатной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
4. Реализация системы автоматизации кассовых операций в программной среде Microsoft Access
4.1. Обоснование выбора среды реализации
2.3 Характеристика результатной информации
В результате работы системы формируются следующие выходные документы:
- Журнал поступления заявок;
- Отчет о закрытых заявках;
- Отчет по работе сотрудников техподдержки;
- Отчет по заявке;
- База данных вопросов и ответов.
Для хранения всех вышеперечисленных документов не используется каких-либо таблиц в базе данных. Формирование результатных документов происходит по запросу, после чего они могут быть выведены на экран, на печать, сохранены в документ Microsoft Excel и отправлены адресату по электронной почте.
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов предназначено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее методологии:
- IDEF0 (функциональная модель);
- DFD (DataFlow Diagram);
- IDEF3 (Workflow Diagram).
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS «как есть») и идеального положения вещей – того, к чему нужно стремиться (модель ТО- ВЕ «как должно быть»). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели АИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) или отдельной ее части (в нашем случае это деятельность предприятия оптово-розничной торговли) в целом в виде контекстной диаграммы.
На этапе инфологического проектирования представляется модель заданной предметной области. Фактическим стандартом инфологического проектирования является ER-модель, которая имеет в основе 2 базовых понятия: сущность и связь. Инфологическая модель дает формализованное описание предметной области независимо от структур данных, исключая неоднозначность за счет использования средств формальной логики. Модель нашей программы приведена на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Инфологическая модель предметной области.
После инфологического проектирования базы данных следует построение даталогической модели.
Под даталогической понимается модель, отражающая логические взаимосвязи между элементами данных безотносительно их содержания и физической организации. При этом даталогическая модель разрабатывается с учетом конкретной реализации СУБД, также с учетом специфики конкретной предметной области на основе ее инфологической модели.
Основными задачами даталогического проектирования является создание корректной схемы БД и нормализация исходного отношения.
Связи между классами, показанные в инфологической модели, в даталогической модели отображаются либо за счет совместного расположения связанных элементов, либо путем объявления связей между ними. Данные системы учета кассовых операций хранятся в связанных таблицах. Структура основных таблиц базы представлена ниже:
Таблица 11
Сотрудники.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Табельный номер |
числовой |
Длинное целое |
2 |
ФИО |
текстовый |
150 |
3 |
Код должности |
числовой |
Длинное целое |
4 |
Должность |
текстовый |
150 |
5 |
Код подразделения |
числовой |
Длинное целое |
6 |
Подразделение |
текстовый |
150 |
7 |
Адрес |
текстовый |
100 |
8 |
Дата рождения |
дата/время |
- |
9 |
Место рождения |
текстовый |
100 |
10 |
Гражданство |
текстовый |
50 |
В таблице «Сотрудники» ключевым полем является поле Табельный номер. Именно ключевое поле однозначно определяет каждую запись в таблице. Ключевые поля используются для быстрого поиска и связи данных из разных таблиц при помощи запросов, форм и отчетов. Если правильно заданы ключевые поля, то исключается возможность дублирования информации в базе данных. Данная таблица связана почти со всеми другими таблицами базы, что показано на схеме данных (рис.3).
Таблица 12
Подразделения.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Код подразделения |
числовой |
Длинное целое |
2 |
Наименование подразделения |
текстовый |
150 |
Ключевым полем таблицы «Подразделения» является поле Код подразделения. Оно однозначно определяет номер каждого подразделения в системе. Данная таблица связана с такими таблицами, как «Сотрудники», «Расходный кассовый ордер», «Приходный кассовый ордер», «Авансовый отчет».
Таблица 13
Должности.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Код должности |
числовой |
Длинное целое |
2 |
Наименование должности |
текстовый |
150 |
В данной таблице ключевым полем является Код должности. Таблица имеет связь 1:М с таблицей «Сотрудники».
Таблица 14
Справочник счетов.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
№ счета |
тестовый |
50 |
2 |
Наименование счета |
текстовый |
100 |
В таблице «Справочник счетов» ключевым является поле № счета. Таблица связана с таблицами «Приходный кассовый ордер» и «Расходный кассовый ордер» связью 1:М.
Таблица 15
Приходный кассовый ордер.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Номер |
числовой |
Длинное целое |
2 |
Дата |
дата/время |
- |
3 |
ФИО |
текстовый |
150 |
4 |
Табельный номер |
числовой |
Длинное целое |
5 |
Код структурного подразделения |
числовой |
Длинное целое |
6 |
Корреспондирующий счет |
текстовый |
50 |
7 |
Дебет |
текстовый |
50 |
8 |
Тип |
текстовый |
100 |
В данной таблице ключевыми являются поле Номер и поле Дата. Вместе они однозначно определяют каждую операцию. Имеются связи с таблицами «Сотрудники», «Подразделения», «Справочник счетов».
Таблица 16
Расходный кассовый ордер
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Номер |
числовой |
Длинное целое |
2 |
Дата |
дата/время |
- |
3 |
ФИО |
текстовый |
150 |
4 |
Табельный номер |
числовой |
Длинное целое |
5 |
Код структурного подразделения |
числовой |
Длинное целое |
6 |
Корреспондирующий счет |
текстовый |
50 |
7 |
Кредит |
текстовый |
50 |
8 |
Тип |
текстовый |
100 |
В таблице «Расходный кассовый ордер» ключевыми являются поля Номер и Дата. Связи данной таблицы аналогичны связям, имеющимся в таблице «Приходный кассовый ордер».
Таблица 17
Авансовый отчет.
№ п/п |
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
1 |
Номер |
числовой |
Длинное целое |
2 |
Дата |
дата/время |
- |
3 |
Табельный номер |
числовой |
Длинное целое |
4 |
Подотчетное лицо |
текстовый |
150 |
5 |
Подразделение |
текстовый |
50 |
6 |
Назначение аванса |
текстовый |
100 |
7 |
Получено |
денежный |
- |
8 |
Израсходовано |
денежный |
- |
9 |
Остаток |
денежный |
- |
10 |
Перерасход |
денежный |
- |
11 |
Дебет/счет |
текстовый |
50 |
12 |
Дебет/сумма |
денежный |
- |
13 |
Кредит/счет |
текстовый |
50 |
14 |
Кредит/сумма |
денежный |
- |
15 |
Тип |
текстовый |
100 |
В таблице «Авансовый отчет» ключевыми являются поля Номер и Дата. Имеется связь типа М:1 с таблицами «Сотрудники» и «Подразделения.
Схема спроектированной базы данных, т.е. связи и отношения между сущностями показаны на схеме данных (рис 3).
Рисунок 3 - Схема базы данных
На основе данной схемы уже производится физическое проектирование системы.
Все процедуры событий для системы хранятся в модуле форм. При создании первой процедуры события для формы Access автоматически создает модуль формы. Модуль формы представляет способ хранения в одном месте всего кода, который относится только к отдельной форме. Как правило, модули форм содержат только процедуры событий, но в них также могут храниться подпроцедуры и функции.
4. Реализация системы автоматизации кассовых операций в программной среде Microsoft Access
4.1. Обоснование выбора среды реализации
Современный рынок СУБД представлен большим количеством программных продуктов, из который наиболее многочисленными и мощными по своим возможностям являются такие пакеты, как Clarion Database Developer, DataEase, DataFlex, dBase IV, Microsoft Access, Microsoft FoxPro, Paradox R:BASE и др.
Система управления базами данных Microsoft Access является одним из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД. Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Начиная с версии Access 2000, появились также Web-страницы доступа к данным, которые пользователь может просматривать с помощью программы Internet Explorer. Помимо этого, Access позволяет использовать электронные таблицы и таблицы из других настольных и серверных баз данных для хранения информации, необходимой приложению. Присоединив внешние таблицы, пользователь Access будет работать с базами данных в этих таблицах так, как если бы это были таблицы Access. Популярность СУБД Microsoft Access обусловлена следующими причинами:
- доступность в изучении и понятность позволяют Access являться одной из лучших систем быстрого создания приложений управления базами данных;
- СУБД полностью русифицирована;
- возможность использования OLE технологии;
- интегрированность с пакетами Microsoft Office;
- визуальная технология позволяет постоянно видеть результаты своих действий и корректировать их; кроме того, работа с конструктором форм может существенно облегчить дальнейшее изучение таких систем программирования, как Visual Basic или Delphi;
- широко и наглядно представлена справочная система;
- наличие большого набора «мастеров» по разработке объектов.