Файл: Проектирование информационной системы по учёту кассовых операций.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2.3 Характеристика результатной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
4. Реализация системы автоматизации кассовых операций в программной среде Microsoft Access
4.1. Обоснование выбора среды реализации
- Электронно-регистрирующие машины (ЭКРМ) имеют сканирующие устройства, позволяющие определить стоимость товара автоматически, без набора ее на клавиатуре. Новые модели ЭКРМ могут выполнять функцию кассового терминала в роли головного устройства, управляющего работой нескольких ККМ.
Все это дает возможность:
- увеличить скорость обслуживания покупателей;
- автоматизировать расчетные и учетные операции;
- обеспечивать безошибочную работу контролеров-кассиров, оперативно контролировать торгово-технологический процесс;
- передавать и воспринимать информацию с сервера, расположенного в центральном офисе фирмы.
- ЭКРМ могут использоваться в составе комплексов для межотраслевой интегрированной автоматической системы управления товародвижением. На основе применения штрихового кодирования, считывающих устройств – адаптеров, программного обеспечения, портативных терминалов, автоматизированных рабочих мест контролера-кассира, этикетирующих устройств осуществляется автоматизация торгово-технологического процесса в оптовом и розничном звеньях товародвижения.
- Разработка автоматизированных рабочих мест контролера-кассира для предприятий розничной торговли позволяет:
- считывать информацию, нанесенную в виде штриховых кодов на упаковку или ярлыки товаров, и записывать ее в определенном коде в запоминающее устройство или вводить в компьютер;
- выполнять расчетные операции с учетом скидок и надбавок;
- обеспечивать различные виды оплат – наличный, безналичный расчет, чеками, с помощью пластиковых карт;
- осуществлять контроль над операциями, выполняемыми контролером-кассиром;
- регистрировать покупку на уровне групп и наименований товаров;
- автоматически вызывать цены из запоминающего устройства;
- выдавать оперативные и итоговые статистические данные продажи товаров;
- отображать информацию для покупателя.
- В настоящее время все большее распространение получают компьютерные кассы, что позволяет сократить как минимум двух кладовщиков и одного бухгалтера.
- Кассово-компьютерный учет увеличивает не только производительность труда, но и прибыль предприятия. Это делается таким образом: товаровед-менеджер видит на экране всю хронологическую последовательность торгового процесса по товарным группам, в виде таблиц, графиков, диаграмм. Информация предстает перед ним в максимально наглядной форме от одного нажатия клавиши. Например, сидя за компьютером и занимаясь текущими делами, товаровед-менеджер видит на экране предупреждение о снижении товарных запасов ниже критического уровня. Тут же автоматически на мониторе появляется список поставщиков этих товаров, к которым нужно срочно обратиться, определяются колебания спроса, выявляются закономерности не только по сезонам, но и по дням месяца. Это помогает оперативно учитывать интересы покупателей и не тратить деньги на закупки товаров, не пользующихся спросом.
Анализ требований и средства разработки
Необходимо разработать АИС для предприятия кредитной организации банк ВТБ.
Основными задачами разрабатываемого программного средства являются:
- хранение сведений о продукции, покупателях и поставщиках;
- учет кассовых операций
- формирование документов, необходимых для товарооборота;
- составление отчетности о товарообороте за выбранный временной период.
При выполнении работы необходимо разработать АИС для банка, удовлетворяющей следующим требованиям, предъявляющимся к информационным системам [4]:
- функциональность:
- точность;
- защищенность;
- способность к взаимодействию;
- производительность:
- эффективность пользования ресурсами;
- надежность:
- отказоустойчивость;
- способность к восстановлению;
- удобство использования:
- понятность;
- удобство обучению;
- удобство работы;
- переносимость:
- удобство установки;
- удобство проверки;
- удобство внесения изменений.
2.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
В качестве средства разработки информационной системы, автоматизирующей бизнес процессы деятельности торговой компании, был выбран программный продукт компании 1С – 1С:Предприятие 8.3, учебная версия (8.3.6.2014).
Данная программная платформа позволяет автоматизировать деятельность как определенного подразделения, так и организации в целом. Основной отличительной чертой системы является возможность подстройки. В руках программиста универсальное средство, которое позволяет создать решение, удовлетворяющее определенным требованиям и нуждам фирмы. Достигается это за счет возможности конфигурирования. Работа с платформой обычно сведется в двух режимах: режим конфигуратора и непосредственная работа с настроенной конфигурацией.
В режиме конфигуратора программист создает необходимые для решения прикладной задачи объекты (объекты конфигурации). Это могут быть, к примеру, документы, справочники, отчеты, регистры сведений и накопления. Но, стоит отметить, что в данном режиме программист создает не сам документ/отчет, а лишь определяется его вид, структура, иными словами, шаблон. В результате конфигурирования пользователь получает информационную систему (конфигурацию), готовую к выполнению прикладных решений и задач [5].
Программные разработки в среде 1С:Предприятие выделяются среди других подобных программных продуктов своей универсальностью, большой базой программных наработок, широкой развитой системой поддержки и обучения со стороны региональных представителей компании и своей популярностью [6]. Тем не менее, готовые решение от 1С являются достаточно дорогостоящими для начинающего бизнеса. В следующем пункте главы проведем сравнение существующих систем аналогичного назначения.
Информационная модель включает в себя четыре области:
- Область выходной информации
- Область справочников системы
- Область обработки информации
- Область входной информации
Заполнение справочников происходит при первом запуске системы, далее они только редактируются. При использовании основных справочников происходит учет заявок, в ходе которого записывается информация в таблицу Заявки.
Используемые классификаторы и системы кодирования
В результате анализа предметной области выделены следующие сущности для проектирования базы данных:
- Пользователи;
- Типы пользователей;
- Запросы;
- Статусы запросов;
- Объект;
- Продукт.
В соответствии с данными сущностями в системе используется 6 видов кодирования, предназначенные для однозначной идентификации множеств. Виды систем кодирования указаны в таблице 3.
Таблица 3 Используемые классификаторы
Наименование классификатора |
Длина кода |
Система кодирования |
Вид классификатора |
---|---|---|---|
Пользователи |
3 |
Иерархическая |
локальный |
Типы пользователей |
6 |
Иерархическая |
локальный |
Заявки (запросы) |
6 |
порядковая |
локальный |
Статусы запросов |
3 |
порядковая |
локальный |
Объект |
3 |
порядковая |
локальный |
Продукт |
Все классификаторы ведутся администратором системы.
Классификатор пользователей.
Определяем количество признаков классификации:
R1=(Признак должности, ФИО сотрудника)=2
Определяем мощность множества «Сотрудники»:
М1: М11=5, М12=25
Определяем длину кода:
L1=L11+L12=lgM11+lgM12=1+2=3
Строим классификатор:
Таблица 4 Классификатор сотрудников
Код сотрудника |
Должность |
ФИО |
100 |
Начальник отдела |
Иванов Иван Иванович |
201 |
Старший оператор отдела технической поддержки |
Федоров Сергей Петрович |
300 |
Оператор отдела технической поддержки |
Антов Иван Сергеевич |
401 |
Программист отдела технической поддержки |
Федорова Вероника Антоновна |
509 |
Системный администратор отдела технической поддержки |
Евгеньев Анатолий Петрович |
Классификатор запросов.
Определяем количество признаков классификации:
R1=(тип запроса, ФИО пользователя)=2
Определяем мощность множества «Запросы»:
М1: М11=2, М12=250
Определяем длину кода:
L1=L11+L12=lgM11+lgM12=1+3=4
Строим классификатор:
Таблица 5 Классификатор запросов
Код запроса |
Статус |
ФИО |
10001 |
Поступил |
Анатольев Иван Иванович |
20101 |
Выполнен |
Исхаков Сергей Петрович |
Классификатор статусов запросов.
Определяем количество признаков классификации:
R1=(Код статуса)=1
Определяем мощность множества «Статусы запросов»:
М1: М11=1000
Определяем длину кода:
L1=L11=lgM11=3
Строим классификатор:
Таблица 6 Классификатор статусов запросов
Код статуса |
Наименование статуса |
001 |
Поступил |
002 |
В обработке |
Классификатор «Типы пользователей».
Определяем количество признаков классификации:
R1=(Код типа пользователей)=1
Определяем мощность множества «Типы пользователей»:
М1: М11=100
Определяем длину кода:
L1=L11=lgM11=2
Строим классификатор:
Таблица 7 Классификатор «Типы пользователей»
Код типа пользователя |
Тип пользователя |
01 |
Пользователь |
02 |
Администратор |
Классификатор объектов.
Определяем количество признаков классификации:
R1=(наименование объекта)=1
Определяем мощность множества «Объекты »:
М1: М11=100
Определяем длину кода:
L1=L11=lgM11=2
Строим классификатор:
Таблица 8 Классификатор объектов
Код объекта |
Название |
101 |
Наименование 1 |
201 |
Наименование 2 |
Классификатор продуктов.
Определяем количество признаков классификации:
R1=(наименование продукта)=1
Определяем мощность множества «Дополнительные услуги »:
М1: М11=100
Определяем длину кода:
L1=L11=lgM11=2
Строим классификатор:
Таблица 9 Классификатор продуктов
Код продукта |
Название |
101 |
Продукт 1 |
201 |
Продукт 2 |
Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
В качестве входной информации для разрабатываемой ИС используются следующие документы:
- Заявка на обслуживание – поступает от сотрудников компании, содержит следующие сведения:
- Наименование;
- Описание проблемы и пошаговое описание действий по воспроизведению проблемы (по возможности).
При учете заявки определяется ее критичность, статус, приоритет.
Кроме того, в системе учитываются такие справочники, как объект заявки и продукт, то есть наименование программного продукта, при использовании которого возникли сложности.
Список сотрудников отдела технической поддержки клиентов – формируется начальником отдела техподдержки. Данные о сотрудниках вносятся в справочник Пользователи путем использования экранной формы «Добавление пользователей».
В системе используются справочники, приведенные в таблице 10.
Таблица 10 Перечень используемых справочников
№ пп |
Название справочника |
Ответственный за ведение |
Средний объём справочника в записях |
Средняя частота актуализации |
Средний объем актуализации, % |
Сотрудники |
Администратор |
100 |
1 раз в месяц |
10 |
|
Пользователи |
Администратор |
100 |
1 раз в месяц |
10 |
|
Объекты |
Администратор |
50 |
1 раз в месяц |
10 |
|
Продукты |
Администратор |
50 |
1 раз в месяц |
10 |
|
Статусы запросов |
Администратор |
5 |
1 раз в месяц |
10 |