Файл: Проектные структуры управления (Проектные структуры управления, определение, их виды и особенности применения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проектные структуры управления, определение, их виды и особенности применения
1.1. Понятие "структура управления"
1.2. Определение и описание проектных структур управления
1.3. Типы проектных структур управления
Глава 2. Практическое применение проектных структур управления
2.1. Проектные структуры управления на примере компании Alphabet Inc
2.2. Проектные структуры управления на примере компании "Яндекс"
Глава 3. Рекомендации по выбору проектных управленческих структур
Управленческая организационная структура проектом представляет собой модель в рамках подсистемы управления персоналом проекта. Создание структуры проекта состоит из таких шагов, как постановка целей и задач проекта, определение функции предприятия для достижения поставленных целей, группирование функции, выявление структурных подразделений, отвечающих за выполнение всех этапов проекта, анализ и планирование всех основных видов работ и составление программы подбора и обучения сотрудников для новых подразделений.
В настоящее время выделяют несколько проектных организационных структур: как линейную, функциональную, матричную, проектную и дивизионную. Линейная структура управления проектом представляет собой систему с единым начальником на всех уровнях организации. Функциональная структура управления основана на подчиненности по областям управленческой деятельности. Матричная структура управления проектом основана на создании временных рабочих групп для решения проблем, во главе которых стоят руководители проектов. Проектная структура управления базируется на формировании временной рабочей группы для конкретного проекта, которая распускается после завершения рабочего процесса. Дивизионная структура управления проектом связана с выполнением тех или иных задач в определенном географическом регионе или секторе рынка, с реализацией конкретной цели проекта. Выбор структуры управления проектом зависит от конкретных условий среды, квалификации сотрудников и специфики работы предприятии и его продукции.
Глава 2. Практическое применение проектных структур управления
2.1. Проектные структуры управления на примере компании Alphabet Inc
В августе 2015 года Ларри Пейдж и Сергей Брин приняли решение о реорганизации компании Google в новый холдинг Alphabet Inc. В компанию вошли все структуры Google, Calico и Nests Labs. "В холдинг Alphabet входит девять компаний. Ещё одна, занимающаяся автомобилем-беспилотником Google, станет десятой по счёту. Эту информацию Google никак не прокомментировала. Кроме того, стоит отметить, что подразделение робототехники холдинга, Replicant, влилось в проект Google X"[22].
Все акции Google были преобразованы в акции Alphabet. Акции новой компании были разделены на класс A (GOOGL - с правом одного голоса), класc C (GOOG - без права голоса) и акции класса В, дающие своим владельцам десять голосов. Держателями последнего класса акций могут быть только основатели Google Ларри Пейдж, Сергей Брин, и бывший главный исполнительный директор компании Эрик Шмидт. В феврале 2016 года Alphabet впервые стал крупнейшей компанией в мире по рыночной капитализации. Создание новой компании расширило полномочия и возможности всего высшего руководства Googlе, независимо от того, как это впишется в концепцию компании Google.
Все эти изменения были сделаны руководством компании, чтобы перевести компанию Google на проектную структуру. Среди бизнес-проектов компании были как традиционные, связанные с деятельностью поисковой системы Google, и новые инновационные. Последние достаточно рискованны, и инвестиции в них далеко не всегда возвращаются. Чтобы оградить основную часть бизнеса от убытков все новые проекты были вынесены за пределы Google и встроены в новый холдинг. "За инновационную составляющую в составе Alphabet будут отвечать компания Nest, разрабатывающая решения для умного дома; Life Sciences, создающая контактные линзы для больных диабетом; работающая над продлением человеческой жизни Calico; выпускающая роботов и дроны Google X lab, инженеры которой придумали беспилотный автомобиль и очки дополненной реальности Google Glass, а также недавно созданное Google подразделение Sidewalk Labs, которое участвует в создании инфраструктуры для умных городов"[23].
Проектная структура управления Alphabet позволяет компании быть более открытой для привлечения капитала. Такая прозрачная структура дает компании возможность легче приобретать новые или продавать активы. "Стартапы, вошедшие в Alphabet, смогут оставаться более автономными. Если основатели стартапов будут оставаться в них работать после сделки с холдингом, вероятность их успешной продажи увеличится"[24]. Станет более понятным для инвесторов и развитие новых проектов: какие из них реализуют поставленные задачи, а какие навсегда остаются аутсайдерами.
Также новая структура проектов поможет сохранить организации талантливых и перспективных сотрудников. Создание собственных исследовательских институтов становится важным решением для привлечения профессионалов из разных отраслей. Также в новой структуре Alphabet сильные специалисты смогут получить перспективную солидную должность и широкий круг обязанностей, что сделает их более лояльными для проекта и компании в целом. "Пейдж и Брин ожидают, что благодаря реструктуризации смогут усилить каждое направление, ведь они наконец смогут работать независимо друг от друга"[25].
Также реструктуризации компании помогла привлечь внимание как к компании Google, так и к новым проектам, для которых популярность сможет привлечь инвесторов, партнеров и клиентов.
Таким образом, мы видим как крупная компания, в состав которой входило множество различных проектов, усовершенствовала свою организационную структуру для эффективной проектной работы.
2.2. Проектные структуры управления на примере компании "Яндекс"
Структура российской компании "Яндекс" схожа с "Alphabet Inc". Такое положение вполне оправдано, так как обе компании развивают похожий основной бизнес и много занимаются разработками новых проектов.
Яндекс - крупная транснациональная компания, деятельность которой связана с одноименной поисковой системой и различными Интернет-порталами. Компания имеет ряд подразделений в разных странах. Головной офис холдинга зарегистрирован в Нидерландах в 2004 году как акционерное общество Yandex. В России компании представлена ООО "Яндекс". Филиалы компании также есть в Белоруссии, Турции, Украине, Германии, Швейцарии, Китае и США. Капитал Yandex состоит из акций двух типов — 273 945 528 класса A (один голос на акцию) и 45 597 969 класса B (десять голосов на акцию).
Организационная структура компании Яндекс много раз менялась в зависимости от условий внутренней и внешней среды: применялась и функциональная структура управления, и матричная. На данном этапе компания применяет проектные структуры управления. "При нынешних размерах компании функциональное разделение стало мешать гибкости, необходимой для нашего бурного рынка. Поэтому компания решила перестроить структуру, сделать акцент на продукт. А управленческая задача заключается в том, чтобы сохранять целостность и связность. Система будет представлять собой продуктовые направления в разработке, а также инфраструктуру, общую для всей компании"[26].
Яндекс, также как и Google, решил выделить ряд своих проектов в отдельные компании-проекты. В 2015 из компании выделилось две структуры: Яндекс.Вертикали (вошли 5 проектов:«Яндекс.Авто», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия» и «Авто.ру») и Яндекс.Такси. ««Яндекс» уже давно вырос из рамок только поискового портала, сейчас это настоящая конфедерация разных направлений и сервисов, у многих из которых — свои цели, технологии, бизнес-модели. Выделение их в отдельные бизнес-юниты, основанные на дочерних компаниях, поможет им приобрести свободу действий и оперативность в принятии решений, характерные больше для стартапов»[27].
Как было описано ранее, такая проектная структура помогает показать потенциальным инвесторам продуктивность той или иной разработки и её финансовые результаты. "В целом для инвесторов организационная структура компании вторична, ведь в любом случае все показатели будут консолидированы в единой отчетности. Разве что им будет интересно посмотреть, как развиваются непрофильные бизнесы компании – до сих пор «Яндекс» этого не раскрывал"[28].
При этом для компании «Яндекс» очень важно сохранить своих сотрудников, именно их профессионализм и творческий потенциал создает как основной продукт компании, так и инновационные проекты. Проектная структура позволяет стимулировать сотрудников работать в условиях определенных сроков, а также поощрять их по результатам деятельности. Например, в организации есть команды, которые работают над определенной задачей, для которых есть конкретные сроки завершения. После завершения они предоставляют результаты работы руководству, выпускают продукт/прототип/исследование, только после этого их переводят на другой проект или дают новую задачу.
Сейчас компания продолжает развивать различные новые проекты. По данным сайта в 2016 году «Яндекс» запустил еще несколько новых сервисов. «Запущено мобильное приложение для записи к врачу Яндекс.Здоровье. Появились новые сервисы для бизнеса: Яндекс.Телефония и Яндекс.Аудитории. Первый позволяет обрабатывать звонки и сообщения клиентов, а второй — создавать разнообразные аудиторные сегменты для показа рекламы. Корпоративных клиентов стал обслуживать также сервис Яндекс.Такси»[29].
Итак, рассмотрев структуры крупных преуспевающих компании в России (Яндекс) и зарубежом (Alphabet Inc), мы можем сделать вывод о том, что проектные структуры управления в определенных отраслях хозяйствования набирают популярность. В современных условиях проекты позволяют компаниям развивать новые направления без ущерба для основной деятельности. При этом именно проектные структуры становятся двигателями не только прогресса, но и бизнеса крупных холдингов, источником доходов. Уже сложившейся компании вынуждены реорганизовывать свои стабильные устоявшиеся структуры в проектные.
Глава 3. Рекомендации по выбору проектных управленческих структур
Решение о создании нового проекта внутри существующей организации достаточно сложно. Однако если у компании есть клиенты, для которых важны новейшие технологии и разработки, то имеет смысл задумать о создании специальных подразделений для работы над проектами. Часто "новый проект помогает повысить лояльность текущих клиентов, привлечь новых и даже получить опыт в смежных отраслях"[30].
Следует понимать, что разработка любого проекта требует существенных затрат, особенно на начальном этапе. Поэтому прежде, чем создавать новое подразделение для работы над проектом, нужно оценить может ли компания справиться уже имеющимися ресурсами. "После того как принято принципиальное решение о запуске стартапа, необходимо сформировать его команду. Нанимать отдельных сотрудников для разработки нового продукта не всегда целесообразно — это серьёзные затраты при полном отсутствии гарантий на то, что они когда-нибудь отобьются"[31]. К работе над новым проектом можно привлечь сотрудников, которые уже активно задействованы в работе. Такой подход поможет дополнительно мотивировать подчиненных новыми интересными задачами и опытом, а также сэкономить ресурсы при найме новых сотрудников. Менеджменту необходимо принять решение, «какой тип будет иметь команда проекта – временный или постоянный, будут ли меняться составы участников команд или нет, то есть будет ли команда проекта кроссфункциональной или устойчивой по составу»[32]. В зависимости от количества человек, входящих в команду проекта, могут появиться различные организационные структуры. Если большая часть сотрудников компании участвует в проекте, то, скорее всего, организация сможет позволить себе только одну такую команду, которая будет работать на постоянной основе и директор станет выполнять функции руководителя проекта.
При работе с новым проектом разные компании могут выбирать различные организационные структуры, а также решить включать ли проект в уже имеющуюся структуру организации, или выделить проект в отдельное юридическое лицо. Перед созданием проекта в структуре компании необходимо провести тщательные исследования будущих клиентов и потенциальных конкурентов и партнеров. "Не следует сразу закапываться в разработку продукта, который может оказаться невостребованным, — если в обычном стартапе основатели в случае неудачи лишь приобретут полезный опыт, то в ситуации с запуском внутреннего проекта основному бизнесу может быть нанесён серьёзный ущерб"[33].