Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То есть оперативными работниками вскрываются помещения без согласия их владельца, с применением насилия, присутствующим лицам запрещается покидать место обследования и т.д.

Следует привести пример из практики: Октябрьский районный суд приговорил бывшего полицейского из Красноярска к четырем годам колонии строгого режима за пытки, которыми он добивался признания от подозреваемых в совершении противоправных действий.

Следствие установило, что в феврале 2012 года мужчина, еще будучи сотрудником полиции, расследовал дело о краже ноутбуков со склада одного из коммерческих предприятий. Вместе с двумя своими коллегами он доставил в районное отделение полиции одного из сотрудников фирмы и воздействовал на него физически и психически, чтобы добиться показаний против другого сотрудника организации.

Мужчину, на которого указал свидетель, также доставили в отдел как подозреваемого в краже. Его избивали и пытали электрическим током. Медицинское освидетельствование зафиксировало синяки и ушибы у обоих сотрудников фирмы. Полицейских уволили сразу после инцидента, двоих из них арестовали и осудили, а 29-летний оперуполномоченный скрывался от суда в течение четырех лет. Его задержали, когда мужчина вернулся в Красноярский край.

В качестве субъектов контроля за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания выступают: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что функции контроля осуществляют в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Кроме того, в общую систему гарантий соблюдения законности следует включить контроль, осуществляемый судьями, а также ведомственный контроль[34].

Особой формой контроля за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания является организация действенного прокурорского надзора. Таким образом, общую систему контроля за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания составляют следующие виды контроля и надзора[26]:

– контроль со стороны властных структур;

– прокурорский надзор;

– ведомственный контроль;

– судебный контроль.

Каждый из этих видов контроля имеет свои особенности и осуществляется в различных организационных формах, требующих специального рассмотрения.

Контроль со стороны властных структур[25].

Президент России осуществляет общее руководство страной и в его компетенцию входит внесение законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания, подписание и обнародование законов, издание распоряжений, в том числе касающихся проблем укрепления правопорядка, в частности осуществления оперативно-розыскной деятельности и проведением дознания.


Особенность деятельности Президента состоит в том, что он не только издает нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью, но и организует, а также контролирует их исполнение. Для этого Президент в полной мере использует возможности своей Администрации и входящего в ее состав Главного контрольного управления, в котором действует специальное подразделение, осуществляющее контроль за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания[20].

Осуществлять непосредственные функции контроля за общим состоянием и эффективностью оперативно-розыскной деятельности и проведением дознания Президент России имеет возможность в процессе его участия в работе Совета Безопасности, на который возложено рассмотрение в числе других вопросов укрепления правопорядка в стране.

Важную роль в осуществлении контроля за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания играет Федеральное Собрание Российской Федерации. Во входящих в его состав Государственной Думе и Совете Федерации создаются специальные комитеты и комиссии, рассматривающие вопросы, касающиеся обеспечения безопасности и укрепления правопорядка. Важной формой контроля со стороны депутатов является направление ими запросов по соблюдению законности в процессе оперативно-розыскной деятельности и проведением дознания.

Прокурорский надзор[18].

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Данный надзор имеет свои особенности, существенно отличающие его от других видов прокурорского надзора. Хочется отметить, что в последнее десятилетие наблюдается положительная тенденция в области развития нормативного регулирования ОРД, а именно до 1992 г. ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами, которые имели закрытый характер, однако 17 января 1992 г. был принят ФЗ «О прокуратуре»[10], предусматривающий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. И лишь спустя три года, в 1995 г. был принят ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12], который определил субъектов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры (ст. 21 ФЗ).

Прокурорский надзор должен быть занят не только проверкой законности действий субъектов ОРД, но и оказанием им со стороны прокуратуры необходимой помощи.


Грамотная организация проведения ОРМ предполагает безусловное сохранение втайне от проверяемого субъекта действий оперативных сотрудников. Однако Закон предусматривает право лица, полагающего, что действиями органов, осуществляющих ОРД, были нарушены его права и свободы, обжаловать эти действия в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД). Данное право к применению на практике пригодно лишь после того, как в отношении лица было проведено ОРМ, на стадии подготовки и проведения ОРМ в большинстве случаев только уполномоченный прокурор может выявить факт нарушения оперативно-розыскного законодательства, поскольку возможности судебного контроля в этой сфере ограничены, а возможности лица, в отношении которого проводится ОРМ, и вовсе отсутствуют.

Как отмечается, наиболее распространенным нарушением в данной сфере является «провокация преступления». Считаем, что главным образом оперативным работникам следует не допускать провокаций при проведении ОРМ. Кроме того, необходимо ведение при проведении ОРМ аудио- и видеозаписи соответствующего разговора между продавцом и «покупателем», а также «взяткодателем» и взяткополучателем. Также и следователям необходимо лично убедиться в том, что содержание стенограмм разговоров в точности соответствует содержанию сделанных аудио-видеозаписей[14].

Указанные нарушения приводят к законным мотивированным возражениям со стороны защиты и, следовательно, сомнениям у суда по поводу относимости и достоверности собранных по делу доказательств, а также, что немаловажно, подрывают авторитет и доверие граждан к сотрудникам полиции, органам прокуратуры и суда[16].

Решить эту проблему, по моему мнению, можно только, если больше уделять внимания на то, что при осуществлении ОРД очень важно соблюдение законности и соответствующего правового баланса, т.е. соблюдение прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого осуществляются ОРД, с одной стороны, и деятельностью органов, осуществляющих ОРД, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений – с другой. Гарантией этого правового баланса является неукоснительное соблюдение требований законодательства оперативными работниками правоохранительных органов, осуществляющих ОРД, и четкая правовая регламентация ОРД. Кроме того, гарантией законности проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, выступает прокурорский надзор.


Ведомственный контроль.

Ведомственный контроль со стороны руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, заключаются в том, что они несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.22 Федерального закона №144-ФЗ[12]).

Текущий ведомственный процессуальный контроль за соблюдением законов при производстве дознания осуществляется начальником органа дознания. В правоотношениях между начальником органа дознания и дознавателем присутствуют как собственно процессуальные, так и организационно-управленческие отношения. Поэтому контроль за исполнением законов дознавателем составляет лишь часть деятельности начальника органа дознания. В связи с этим он осуществляет контроль в целом за состоянием и ходом расследования, производства по уголовному делу. Задачи контроля за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания со стороны руководителей органов внутренних дел гораздо шире, чем просто обеспечение режима законности. Так, осуществление ведомственного контроля направлено[21]:

а) на обеспечение высокой эффективности использования оперативных сил, средств и методов в борьбе с преступностью;

б) создание надежной системы быстрого и полного реагирования на сигналы о преступлениях;

в) соблюдение установленных нормативными актами форм, видов, сроков и процедур осуществления оперативных мероприятий и процессуальных действий, ведения дел оперативного учета;

г) обеспечение режима конспирации и соблюдения государственной и служебной тайны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

д) обеспечение безопасности лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания;

е) соблюдение целевого расходования денежных средств и материальных ценностей, выделяемых для осуществления оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания.

2.2 Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания

Суд – государственный орган, наделенный правом рассматривать уголовное дело по существу и в пределах свой компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом, принимать по нему решения, вплоть до вынесения приговора. Суд – основной участник уголовного процесса и субъект уголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешения дел, т.е. функция правосудия, является его исключительной прерогативой.


В обеспечении законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания важную роль играет судебный контроль. УПК РФ[4] закрепил судебный контроль как неотъемлемую часть уголовно-процессуальной деятельности. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] неоднократно упоминается судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью, который выражается в двух основных формах.

– объективное исследование рассматриваемых в суде материалов уголовных дел и оценка допустимости представленных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности;

– санкционирование отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

Оценка судом допустимости вводимых в уголовный процесс доказательств, полученных в результате использования оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, позволяет не только выявить допущенные в процессе оперативно-розыскной деятельности нарушения, но и принять действенные меры к их устранению и восстановлению попранных прав и свобод граждан и юридических лиц.

Важную роль в контроле за оперативно-розыскной деятельностью имеет судебное санкционирование оперативных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Такой контроль предусмотрен в статьях 5, 7, 8, 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[12]. Напомним, что эти нормы регламентируют порядок соблюдения прав и свобод человека и гражданина, основания и условия правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

В этих статьях не только узаконено судебное санкционирование отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но и определена процедура получения такого разрешения суда. В этом отношении особенно показательна статья 9, в которой детально регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

К числу судов, которым рекомендовано принимать к рассмотрению материалы о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан, относятся в первую очередь верховные суды республик, краевые и областные суды, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, суды автономной области и автономных округов, военные суды округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил Российской Федерации.