Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Органы дознания и оперативно-розыскной деятельности системы правоохранительных органов Российской Федерации выступают как относительно самостоятельный элемент государственной правоохранительной деятельности. Они являются важным составным элементом аппарата государственной власти. Именно уровень их деятельности во многом определяет состояние преступности в государстве.

За двухвековой этап истории своего формирования дознание и оперативно-розыскная деятельность претерпевали значительное число организационно-структурных перестроек, которые были связаны с трансформациями социально-политического государственного строя, а также решаемых им практических вопросов. При всем том во все времена и при всех государственных режимах, в системе органов правоохранительной деятельности именно дознание и оперативно-розыскная деятельность занимали и занимают особенное место в деле борьбы с преступностью.

Выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных деяний, разоблачение преступников, защита граждан страны от любых преступных посягательств – в этом состоит нелегкое и весьма ответственное назначение органов дознания и оперативно-розыскной деятельности государственной системы правоохранительных органов России, особенно в том случае, если серьезно, а не на словах, возводить правовое государство, находить решение, а не имитацию решения вопроса сдерживания в стране криминального мира, уже давно вышедшего из-под государственного контроля.

Следует отметить, что при проведении оперативно-розыскной деятельности и дознания имеются проблемы, не дающие возможности правоохранительным органам добиваться более действенных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании преступлений, розыске преступников. Это кроме того создает препятствия оптимизации оперативно-розыскной деятельности и дознания.

Правовая реформа в России большое внимание уделила надзору и контролю за состоянием законности в государстве. Эта ответственная миссия преимущественно возложена на прокуратуру Российской Федерации. Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание.

В связи с этим аспектом за оперативно-розыскной деятельностью в российском праве предусмотрен контроль и надзор. За одними правоохранительными органами, реализующими ОРД, контроль и надзор осуществляется в большей степени, а за другими в меньшей. Данный юридический аспект появляется из вывода, который нами был получен во время рассмотрения федеральных законов.


Говоря о надзоре контроле, осуществляемом за оперативно-розыскной деятельностью, необходимо ответить на вопрос о том, на что направлен данный контроль и надзор. Практически сама юридическая основа оперативно-розыскной деятельности закреплена в оперативно-розыскных мероприятиях. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными сотрудниками различных служб и подразделений правоохранительных органов и иных силовых структур, олицетворяют оперативно-розыскную деятельность. Фактически надзор и контроль, осуществляемый за оперативно-розыскной деятельностью, направлен на оперативно-розыскные мероприятия.

Вышесказанное обуславливает актуальность темы изучения курсовой работы, а также ее цель и задачи.

Объект исследования – правоохранительная деятельность органов по расследованию преступлений, отнесенных законодателем к их компетенции.

Предмет исследования – объективные закономерности правоотношений, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в процессе производства оперативно-розыскной деятельности и дознания в правоохранительной деятельности органов.

Целью курсовой работы является комплексное исследование оперативно-розыскной деятельности и института дознания в деятельности правоохранительных органов, а также выявление особенностей судебного и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

– выявление сущности, роли и задач оперативно-розыскной деятельности;

– раскрытие правовой основы оперативно-розыскной деятельности;

– исследование различных видов контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания по уголовным делам.

В связи с тем, что дознание и оперативно-розыскная деятельность, а так же контроль за ОРД занимают особое место в российском уголовном судопроизводстве, исследованию его различных проблем в досоветский период посвятили свои труды такие ученые, как: П.А. Абеггом, Я.И. Баршев, С.А. Гисси, Н.П. Кошихин, В.А. Линовский, С.А. Алякринский, А.А. Квачевский, В.К. Случевский, А.О. Соколов, Н.Б. Селиванов, И.Я. Фойницкий и др.

Проблемам дознания и оперативно-розыскной деятельности и контроль за ОРД в советском уголовном процессе были посвящены исследования следующих ученых: Г.А. Александрова, А.И. Бастрыкина, С.И. Гирько, В.Н. Григорьева, В.И. Громова, И.М. Гуткина, В.И. Дьяченко, И.Ф. Крылова, В.И. Кубасова, М.С. Строговича, М.А. Чельцова и многих других.


В наше время изучению данного вопроса посвящены работы Е.Н. Арсеновой, Г.И. Седовой, В.В. Степанова, В.И. Громова, А.С. Есиной, В.С. Шадрина, В.С. Чистякова и др.

В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, формально-юридический и другие методы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Сущность, роль и задачи оперативно-розыскной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно[17].

Эта деятельность, осуществляемая в целях: охраны личности, ее прав и свобод; охраны общества, его материальных и духовных ценностей; охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Признаками правоохранительной деятельности является следующее[22]:

– осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;

– направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

– осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;

– осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления, которые строго соответствуют закону, устанавливающему их основания применения и конкретность мер[22].

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Ее зарождение происходило одновременно с зарождением государства как организации политической власти и управления обществом.


Различают определение оперативно-розыскной деятельности, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и выработанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное)[24].

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144–ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] оперативно-розыскная деятельностью характеризуется как «...вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ……Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Алферов В.Ю. рассматривает оперативно-розыскную деятельность как «разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций»[14].

Амбарцумян А.С.[15] отмечает, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД. Однако одного легитимного определения оперативно-розыскной деятельности явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности.

В научной литературе единства о понятии современной оперативно-розыскной деятельности не достигнуто. Основываясь на понимании оперативно-розыскной деятельности как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить, как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии ФЗ об оперативно-розыскной деятельности[12], как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных.

Проведя краткое обобщение вышеизложенного, предоставим следующее определение оперативно-розыскной деятельности – это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.


Оперативно-розыскная деятельность выступает как один из видов правоохранительной государственной деятельности, которая производится с применением негласных возможностей, чтобы защитить общество и государство[21]. В круг таких интересов включено обеспечение государственной безопасности, суверенитета страны, ее территориального единства, обороноспособности, экономического строя, борьбы с преступностью и коррупцией, охраны личности от преступных посягательств и прочих составляющих.

Оперативно-розыскной деятельности свойственно отождествление с разведывательной, сыскной деятельностью, что предусматривает установленную скрытость выполняемых мероприятий, обращенную прежде всего на осуществление действенной защиты оберегаемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности.

Негласность выполняемых оперативно-розыскных мероприятий выступает как главное условие их эффективности, так как базируется на получении полноценной и непредвзятой информации об обстоятельствах, которые могут оказать отрицательное воздействие на охраняемые общественные интересы. Негласность понижает степень противодействия со стороны агрессивных по отношению к обществу элементов, в том числе иностранные разведслужбы[27].

Скрытость оперативно-розыскной деятельности выступает как своеобразная реакция государства на внешние и внутренние силы, покушающиеся на интересы общества и страны. Скрытная деятельность любых антигосударственных, антисоциальных элементов устанавливается за счет их естественного стремления уклониться от ответственности за криминальное вмешательство в государственные дела, отдельной его структуры или какой-либо личности[35].

Тайной деятельности недружелюбных государств, преступности внутри самого государства должна быть противопоставлена соответствующая деятельность самого государства для обеспечения собственных интересов, интересов общественного окружения и граждан.

Разведывательная, оперативно-розыскная деятельность опирается своими истоками в глубокое прошлое. Вопросы безопасности рода, племени, а в дальнейшем и государства практически всегда предполагали выведывание замыслов собственного окружения для защиты от посягательств чужеземцев, сбережения личных интересов. История всей мировой цивилизации, в том числе российская история, со всей убедительностью доказывает данное утверждение[24].

В одном из древних археологических находок – обожженной дощечке с нанесенными древними письменами, которая была найдена на территории Сирии и датирована XIII в. до н. э., указано, что «...правитель одного города-государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил».