Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как справедливо подмечает Никитин, Е.Л., «...инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск»[21].

Трактование оборота «оперативно-розыскная деятельность» располагает, согласно определению Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова, «...способность быстро, вовремя… направить ход дел», «...предшествующее суду дознание, собирание улик». Словарь иностранных слов предполагает под настоящим термином «...поиски, разыскивание кого-нибудь, чего-нибудь». При этом оперативно-розыскная деятельность практически всегда производится с применением негласности, устанавливаемой в нормативном порядке[15]. Указанное обстоятельство несомненно, потому что приобретение сведений о вероятном противнике (преступнике) несет противоречие его интересам, поскольку связано или с уголовным преследованием лиц, которые собирают определенную конфиденциальную информацию (в частности, затрагивающую другое государство на территории этого государства), или с их физическим уничтожением (как правило, всего в преступном мире).

Выше предоставленное бесспорно заверяет в том, что указанная деятельность выступает как разновидность правоохранительной государственной деятельности и располагает юридическим характером, так как содержит все требования (признаки) правоохранительной деятельности.

При всем том не все правоохранительные органы имеют полномочия по производству данной деятельности. Надлежащие полномочия предоставлены только тем государственным органам, для которых борьба с преступностью и правонарушениями – это и есть главное содержание их деятельности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] целью оперативно-розыскной деятельности выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение общественной и государственной безопасности от любых преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность предоставляет возможность результативно раскрывать наиболее тяжелые замаскированные преступления, определять лиц, произведших неочевидные преступления, предотвращать преступления. Именно поэтому она обладает самостоятельным значением в борьбе с преступностью[22].

Оперативно-розыскная деятельность, кроме того, ведет защиту личности от безосновательного компрометирования в глазах общественности, что нередко сопутствует официальным гласным проверкам по заявлениям и сообщениям о преступных деяниях. Методы оперативно-розыскной деятельности – это сформированные практикой специальные приемы по обнаружению и изучению лиц, ведущих преступную деятельность или имеющих отношение к совершению преступлений, а также раскрытие обстоятельств, обладающих значением для выявления и предотвращения преступлений[27].


Таким образом, оперативно-розыскная деятельность – это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности включает в себя нормативные акты, содержащие правовые нормы, прямо затрагивающие назначения, организации и регламентации разбираемого вида правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что правовое регулирование разведывательной деятельности (сыска) тесно соединено с формированием государственности. На этапе становления данного вида деятельности сыск и уголовное судопроизводство имели регулирование через единые правовые источники. Так, И.Ф. Крылов и А.И. Бастрыкин сообщают, что «...отдельные формы сыскной работы («свод», «гонение следа») упоминаются в первой редакции Русской Правды («Суд Ярослава», 1019 г.)». М.А. Чельцов-Бебутов пишет, что применялись также «...коллективные способы защиты соседских общин: присяга и повальный обыск»[27].

Сыск в царской России имел своей задачей обеспечение политической и экономической безопасности державы. В 1908 г. был принят закон «Об организации сыскной части». В 1914 г. Департаментом полиции была издана «Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях», в которой было дано определение агентуры и проводилась ее разделение на тюремную, железнодорожную, фабричную, сельскую и др.

В советский период оперативно-розыскная деятельность непрерывно реорганизовывала оперативно-розыскные органы, усилился политический сыск, зафиксировалась допустимость оперативно-розыскных мер в уголовно-процессуальном законодательстве.

Верховный Совет Российской Федерации 13 марта 1992 г. в первый раз принял открытый закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который установил правовые основы данного вида правоохранительной деятельности.

12 августа 1995 г. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] был приведен в соответствие с положениями принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Указанный закон действует с изменениями и поправками и в наше время содержит задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, раскрывает систему оперативно-розыскных мероприятий и иные общие вопросы.


Организационные и тактические вопросы оперативно-розыскной деятельности регулируются ведомственными нормативными актами и составляют государственную тайну.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] правовая основа оперативно-розыскной деятельности состоит:

– Конституции Российской Федерации[1];

– Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[12];

– иных федеральных законов и законов Российской Федерации, имеющих отношение к регулированию оперативно-розыскной деятельности;

– прочих нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

В Конституцию Российской Федерации включен ряд положений, затрагивающих оперативно-розыскную деятельность. Главное внимание следует уделить конституционным нормам, включенных в гл. 2 Конституции РФ и касающихся прав и свобод личности. Так, согласно ч. 2 ст. 23 каждый обладает правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений[1].

При этом согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности ограничиваются федеральным законом только в том пределе, который нужен для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и безопасности государства. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

Содержание Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] раскрывается в шести главах, содержащих 23 статьи. В первой главе устанавливается сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа. Вторая глава устанавливает порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий: основания и условия их проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности.

К иным федеральным законам следует причислить законы, которые регулируют общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности. Подобные законы делятся на три вида:

– законы, содержащие главные положения проведения оперативно-розыскной деятельности;

– законы, регулирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности;

– законы, определяющие отношения при раскрытии частных задач оперативно-розыскной деятельности.

В первую группу входят такие основные законы, как Уголовный кодекс РФ[3], Уголовно-процессуальный кодекс РФ[4], Закон РФ «О государственной тайне»[7], Закон РФ «О безопасности»[6] и Федеральный закон «О прокуратуре»[10].


Вторую группу составляют: Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Таможенный кодекс таможенного союза, Федеральный закон «О полиции», полиции», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и некоторые другие.

К третьей группе федеральных законов относятся: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» и др.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют международные правовые акты, затрагивающие борьбу с преступностью.

Вывод по первой главе

Оперативно-розыскная деятельность как вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов, является неотъемлемым элементом системы государственных мер, направленных на противодействие преступности. Однако в отличие от других видов правоохранительной деятельности, ОРД характеризуется значительно меньшей законодательной регламентацией и научной проработкой правовых проблем, возникающих в процессе ее осуществления.

ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРОВЕДЕНИЕМ ДОЗНАНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания, их значение и виды

Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленными уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными подзаконными нормативными актами.


Подотчетность и подконтрольность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и проведение дознания, обеспечивается их персональной ответственностью за законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания[16].

Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в оперативно-розыскной деятельности и при проведении дознания отклонений от установленных нормативов, а при необходимости – скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы[20].

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения дознания, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и проведение дознания[22].

Значение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью и проведением дознания заключается в том, что ими обеспечиваются:

– соблюдение законности и конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности и проведении дознания;

– независимость при исполнении служебных обязанностей, исключением вмешательства третьих лиц и организаций в процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

– подотчетность и подконтрольность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и проведение дознания;

– персональная ответственность должностных лиц и руководителей оперативных подразделений за законность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий[26].

При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются и другие права и свободы человека и гражданина. Так, при изъятии каких-либо предметов, на основании п. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»[12], прокурор должен выяснить, не было ли нарушено правило ст. 35 Конституции РФ[1], провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества не иначе как по решению суда.

Например, в некоторых регионах отдельные работники и даже целые подразделения пытаются сформировать явно порочную практику проведения ОРМ и использования их результатов в доказывании. Так, не прекращаются попытки проводить обследование помещений (в том числе жилых), зданий и сооружений как вид ОРМ (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) до возбуждения уголовного дела в порядке, характерном для производства обыска.