Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Причина выбора данной темы курсовой работы вызвана интересом, связанным с обучением и познанием интересных фактов и понятий об этом предмете.

Менеджмент играет важную роль в организации. Управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Быть руководителем хочет практически каждый. Да, действительно, в работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.

Целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать бизнес другим предпринимателям.

Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

Предприниматель — энергичный, деловой человек, обладающий квалификацией, владеющий материальными ценностями и финансовыми ресурсами и использующий их для организации своего дела (бизнеса). Он может персонифицироваться как в собственника имущества и капитала, так и в менеджера, специалиста. Предприниматель может реализовать свои способности индивидуально и коллективно.

Целью настоящей работы является анализ сущности и характерных функций менеджера как предпринимателя.

Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе, а именно:

1. Рассмотреть понятие менеджера как руководителя;

2. Раскрыть сущность предпринимательства;

3.Дать характеристику взаимосвязи менеджера и предпринимателя.

Глава 1

1.1. Понятие менеджмент

Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предмет

которой составляют социальные отношения в процессе управления

[[1],с.6].

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [[2], с.2].


Общие принципы менеджмента:

принцип эффективности — главный общий принцип

менеджмента и принцип рыночной экономики;

социальной ответственности предпринимательства и

менеджмента;

разграничения функций государственного, политического

и хозяйственного управления;

ориентации на потребителя (маркетинга);

конкуренции (конкурентоспособность фирмы): ценовая

и неценовая, функциональная, внутрифирменная и межфирменная;

системности;

деловой этики (честность и соблюдение законов, обеспечение

качества продукции, норм безопасности труда, правдивость

рекламы, защита окружающей среды и т. п.);

предпринимательского риска;

предпринимательской тайны:

— промышленной;

— коммерческой;

— финансовой [[3], с.57-58].

Система менеджмента — совокупность методов,

приемов, способов, средств и реализуемых с их использованием

процессов управления организацией.

В системе менеджмента, как и в системе управления,

выделяют отдельно рассматриваемые подсистемы — оперативную

(иногда также тактическую) и стратегическую [[4], с.14].

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют

универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность [[5], с.12].

Применительно к управлению предприятиями

торговли выделяют обычно такие частные принципы, как

ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность

управленческих процессов

Применительно к менеджменту методологический подход означает

использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления [[6], с.14].

Системный подход основан на системном анализе [[7],с.15].

В ряде случаев системный подход требует рассмотрения в единстве

организации и среды, в которой она существует.

Важное место в системном подходе занимает понятие «структура»

— совокупность компонентов системы и их связей, определяющих

внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы [[8],с.16].

Если организация управления эффективна, то в


ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов,

и в результате появляются многие возможные дополнительные

выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение

объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности,

удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Программно­целевое управление начинается с выявления и четкой

постановки конечных целей. Цели обычно отражают желаемую

ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной

ситуации через определенный период времени, после решения

ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой [[9], с.18].

Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным.

Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию

теории управления, позволив использовать возможности прямого

приложения науки к конкретным ситуациям и условиям [[10] , с. 20].

Серьезные различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные [[11],с.22].

Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали,

что окружение современных организаций изменяется с нарастающей

скоростью.

К внешней среде прямого воздействия относятся:

поставщики, государственные органы, потребители, конкуренты трудовые ресурсы. [[12], с.24].

К внешней среде косвенного воздействия относятся:

технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы.

Маркетинговый подход обычно выделяется как один из современных методологических подходов [[13], с.25].

Этот подход определяют как ориентацию управляющей подсистемы

на потребителя.

Комплексный подход. Применение этого подхода при принятии

управленческих решений сводится к учету важнейших факторов

внешней и внутренней среды.

Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления.

Функции управления подразделяются на общие (или основные),

специальные и частные [[14], с. 27].

Адаптацию к внешней среде следует понимать как действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации


с ее окружением. Для торговой организации — это ее отношения с

поставщиками, которые определяются высшим руководством власти,

в то время как тактика часто вырабатывается на уровне руководства

среднего звена [[15], с.28].

Современным и наиболее общим является следующее определение:

инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм [[16], с.9].

1.2. Менеджер

Чаще всего под менеджером понимают профессионального

руководителя, владеющего современными научными методами

управления [[17], с.11].

Руководители — это исполнители, они проводят решения в жизнь. И понимание ситуации, не ведущее к действию, бесполезно для руководителя. Но прежде чем приступать к действиям, руководитель должен составить план. Необходимо продумать желаемые результаты, возможные препятствия, будущие коррективы, этапы контроля и распределение рабочего времени [[18], с.125].

Специфика российского менеджмента состоит в необходимости

учета отечественного менталитета, его полярности и крайности, а также

дуализма, сочетающего коллективизм и индивидуализм с проявляющейся все больше тенденцией неуклонного движения в сторону последнего. Развивающийся индивидуализм, все большая ориентация на личность, требуют адекватного отражения в российском менеджменте деловых качеств и личных способностей и профессиональных навыков при оценке потенциала отечественных менеджеров [[19], с.23].

Влияние технического прогресса, появление новых информационных технологий и развитие интернетизации бизнеса также вызывают к жизни новые инструменты менеджмента, такие как: управление электронной цепочкой поставок, система планирования ресурсов предприятия (ERP), система CRM (управление взаимоотношениями с потребителями), аутсорсинг, создание технологически ориентированного рабочего места, краудсорсинг и пр.

[[20], с.24].

Менеджер владелец (при индивидуально частной собственно¬

сти) обязан обладать всеми внедолжностными полномочиями в принятии управленческих решений; должен обладать психологией хозяина; преследовать определенную цель — обеспечение прибыли от


работы фирмы; нести всю имущественную ответственность; полностью распоряжаться прибылью; иметь возможность проявлять разную степень патернализма в работе («Фирма — мое детище»); должностной статус — президент, генеральный директор.

Менеджер совладелец (при паевой или акционерной собственности) должен обладать частью внедолжностных полномочий в принятии управленческих решений и психологией совладельца; обеспечивать работой сотрудников так, чтобы была возможность получать дополнительную прибыль [[21],с.12].

Исследователи к чертам, способствующим успешной управленческой карьере, часто относят: уверенность менеджера в

себе, энергичность, инициативность, эмоциональную стабильность,

устойчивость к стрессу, интернальный локус контроля [[22], с.45].

1.3. Предприниматель

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются

акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли.

Формирование предпринимательского сектора страны в

90-е гг. осуществлялось путем приватизации и акционирования

государственных предприятий, а также создания малых

предприятий (МП) [[23], с.67].

В широком смысле коммерция – это любой вид предпринимательской деятельности в сфере обращения товаров, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов, рабочей силы [[24], с.150].

Конкуренция — это экономическое соперничество изготовителей

одинаковых товаров на рынке в процессе привлечения как можно

большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий — изготовителей продукций, а через

них — до поставщиков ресурсов [[25],с.19-20].

Основными и обязательными признаками предпринимательской

деятельности являются:

1) самостоятельность;

2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской

[[26], с.13-14].