Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов


Одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ


ОГЛАВЛЕНИЕ

2.2.1.1. Социально-коммуникативное развитие 34

2.2.1.2. Познавательное развитие 36

2.2.1.3. Речевое развитие 37

2.2.1.4. Художественно-эстетическое развитие 38

2.2.1.5. Физическое развитие 39

2.2.1.6. Адаптивные компенсаторно-развивающие программы. Коррекционно-развивающие программы для детей младенческого и раннего возраста 40

2.2.1.7. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации 55

2.2.2.1. Социально-коммуникативное развитие 70

2.2.2.2. Познавательное развитие 80

2.2.2.3. Речевое развитие 87

2.2.2.4. Художественно-эстетическое развитие 90

2.2.2.5. Физическое развитие 96


ВВЕДЕНИЕ



Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСДО, Стандарт). Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа представляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

ПрАООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер ПрАООП раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях
, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, Программы коррекционной работы, равно как и организация образовательной среды, в том числе социокультурной и предметно-пространственной образовательной, в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих детей выступают в качестве модулей, из которых создается адаптированная основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания ПрАООП позволяет конструировать адаптированную основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ПрАООП для слабовидящих дошкольников включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности слабовидящих детей, определяются приоритетные направления деятельности Организации, принципы и подходы к формированию Программы, механизмы адаптации ООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со зрительной депривацией.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) с определением в каждой области актуальных для ее освоения слабовидящими воспитанниками видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей со зрительной депривацией

; раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слабовидящих детей, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. Освоение адаптированного к особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения содержания пяти образовательных областей обеспечивает развитие у слабовидящих воспитанников предпосылок освоения на следующей ступени образования АООПНОО для слабовидящих обучающихся.

С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей слабовидящему ребенку профилактику и, при необходимости, коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе, адаптацию и интеграцию слабовидящих детей в общество.

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих детей в Программе особое место занимает абилитация слабовидящих детей посредством реализации Абилитационной программы образовательной организации в рамках деятельности службы ранней помощи.

Программа (ПрАООП) обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Данная программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей, не имеющих других, кроме зрительного, первичных нарушений (сенсорных, интеллектуальных, двигательных). В тех случаях, когда у слабовидящего ребенка раннего или дошкольного возраста отмечается сложный дефект, по степени проявления позволяющий ему адаптироваться в детском сообществе, то для него разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, основой которой выступает АООП.

Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и слабовидящих детей, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Под совместной деятельностью педагогов и слабовидящих детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Особое внимание в Программе обращается на владение педагогами средствами общения в системе координат «зрячий-слабовидящий», на умения зрячего взрослого социума организовывать все виды детской деятельности слабовидящего ребенка с опорой на компенсаторные процессы, поддерживать его инициативность и доступную самостоятельность в разных сферах жизнедеятельности.


Под самостоятельной деятельностью слабовидящих детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Особое внимание в Программе уделяется созданию взрослыми условий общения и практического взаимодействия сверстников в системе координат «слабовидящий-слабовидящий», «зрячий-слабовидящий».

В Организационном разделе программы представлено, в каких условиях реализуется программа и осуществляется материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию слабовидящих детей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от общего объема.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена, в первую очередь, на оценку созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования


Цель АООП для слабовидящих дошкольников – создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие слабовидящему ребенку, осуществляющему жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

Задачи реализации АООП:

- формирование общей культуры личности слабовидящего дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

- обеспечение профилактики появления и при необходимости коррекции нарушений в области зрительного восприятия с преодолением слабовидящими дошкольниками трудностей зрительного отражения, формированием адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия c их визуализацией и повышением осмысленности; профилактики и при необходимости коррекции вторичных нарушений в сферах личностного развития, возможность появления которых обусловлена прямым или косвенным влиянием нарушенного зрения;

- обеспечение освоения слабовидящими дошкольниками целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;

- формирование у слабовидящего ребенка образа «Я» с развитием знаний и представлений о себе, развитием интереса к окружающему, их широты, освоением опыта самореализации и самопрезентации в среде сверстников;

- обеспечение преемственности целей и задач дошкольного и начального общего образования слабовидящих детей с учетом и удовлетворением их особых образовательных потребностей;