Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов



К элементам механизма адаптации относятся:

- целевые ориентиры адаптированной программы, которые конкретизируются разработчиками с учетом оценки реальных возможностей слабовидящих воспитанников;

- определение специальных условий образования, способствующих развитию зрительного восприятия, его механизмов (функционального, операционального, мотивационного в их триединстве), повышающих компенсаторно-адаптивные возможности слабовидящих детей и побуждающих их к активности и инициативности в разных сферах жизнедеятельности.

- выбор приоритетных направлений деятельности Организации с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих детей и в связи с необходимостью расширения границ образовательных сред их удовлетворения;

- включение Абилитационной программы как модуля образовательной деятельности Организации (младенческий и ранний возраст) с целью ранней профилактики трудностей сенсорного и общего развития;

- уточнение разработчиками объема и предметного наполнения образовательной деятельности в пяти образовательных областях, исходя из принципа педагогической целесообразности;

- обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности образовательной деятельности в пяти образовательных областях и коррекционно-развивающей деятельности в рамках программы коррекционной работы;

- реализация принципа коррекционно-компенсаторной направленности образовательной деятельности Организации в пяти образовательных областях;

- описание специальных социально-средовых, предметно-пространственных условий.


1.2. Планируемые результаты

1.2.1. Целевые ориентиры в младенческом возрасте


К концу первого полугодия жизни ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы:

- обнаруживает потребность в общении с взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, на его прикосновения, старается удерживать взор на приближенном к глазам лице взрослого, улыбаться в ответ на улыбку взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, движений, охотно включается в эмоциональные игры;

- проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: удерживает взор и проявляет интерес к игрушкам и другим предметам, попадающим в поле взора, с интересом прислушивается к издаваемым игрушками звукам, выполняет в таких ситуациях зрительные поисковые действия, проявляет интерес к ярким светящимся игрушкам, попадающим в поле зрения, но находящимся на удаленном расстоянии от глаз, стремится захватить видимую игрушку, находящуюся в поле зрения деятельности рук, проявляет способность следить за перемещениями игрушки и других предметов; проявляет положительные эмоции, радуется в ситуациях взаимодействия с предметным миром, проявляет инициативность, стремится захватывать игрушки и предметы, обследовать и действовать с ними, проявляет предпочтения в зрительном выборе игрушек, удивляется подмене или исчезновению игрушки из поля взора;

- владеет двигательными навыками (поднимает и удерживает голову, переворачивается), проявляет зрительно-двигательную активность, играет с ручками, ножками, стремится их рассматривать.

К концу первого года жизни ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы:

- активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к знакомым и посторонним людям, проявляет интерес и положительные эмоции в ситуациях общения со взрослым «глаза в глаза», внимательно следит за проявлениями партнера по общению;

- проявляет активность в действиях с предметами и объектами действительности: использует зрение и осязание в обследовании, сосредотачивает взор на предмете и объекте восприятия; проявляет инициативу, предпочтение в выборе игрушек, в том числе и на основе зрительных впечатлений, проявляет потребность и способность к зрительному отыскиванию предметов и объектов в ближайшем окружении, интересуется и манипулирует предметами окружения,

пытается подражать действиям взрослых, проявляет инициативу и настойчивость в желании получить игрушку, доступную для зрительного восприятия;

- во взаимодействии с взрослым пользуется доступными вербальными и невербальными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); смотрит на взрослого и стремится привлечь его внимание; положительно и с интересом реагирует на выражения лица взрослого, на яркие, четко очерченные черты (детали) лица, выраженные просодические стороны речи говорящего с ним человека; стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами, в совместных действиях следит, внимательно наблюдает за движениями и действиями рук взрослого; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

- охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, проявляет умения и интерес к действиям с ними; проявляет интерес к ярко иллюстрированным книгам, c интересом и умело их перелистывает, проявляет способность и интерес к рассматриванию картинок, по оптофизическим характеристикам соответствующих состоянию зрения, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать яркие фломастеры.

- проявляет умения во владении освоенными навыками самообслуживания, проявляет умения в социально-бытовой и пространственной ориентировке с опорой на зрение в поиске, выборе, использовании предметов самообслуживания; проявляет умения приспосабливать движения рук (руки), положения пальцев к конструктивным особенностям предметов самообслуживания; стремится подражать взрослым в действиях с предметами самообслуживания;

- проявляет двигательные умения и двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых, проявляет способность к целесообразности движений, их предметной направленности, регулирует движения в пространстве в ситуации преодоления препятствия (перешагнуть, обойти, переползти);


- проявляет зрительный способ поведения.

1.2.2. Целевые ориентиры в раннем возрасте


К трем годам ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, использует зрение в отражении окружающего с опорой на ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрительной деятельности:

- интересуется окружающими предметами, активно их рассматривает; проявляет интерес к полимодальным впечатлениям: зрение в сочетании со слуховыми и осязательными впечатлениями. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия с помощью взрослого, проявляет знания назначений бытовых предметов, игрушек ближайшего окружения. Демонстрирует умения в действиях с игрушками. Проявляет избирательное отношение к предметам;

- стремится к общению и воспринимает смыслы в знакомых ситуациях общения с взрослыми, активно подражает им в речи и звукопроизношениях. Зрительно узнает близких окружающих. Положительно относится к совместным с взрослым действиям, проявляет интерес к его действиям, способен к зрительному подражанию, опираясь на зрительное восприятие, ищет поддержки и оценки со стороны взрослого, принимающего участие в совместной деятельности;

- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; способен узнавать их по слову; проявляет понимание связи слов с воспринимаемым им зрительно предметов и объектов; использует вербальные и невербальные средства общения с взрослыми;

- проявляет интерес к сверстникам, к их проявлениям и действиям;

- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать книгу, двигаться в пространстве под музыку; проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления от зрительного, слухового восприятия, на результат игровых действий с игрушками;

- владеет свободной ходьбой с перемещением под контролем зрения в знакомом и в малознакомом пространствах, использует зрение при преодолении препятствий; активен в ходьбе для удовлетворения своих жизненных потребностей; при ходьбе на основе контроля зрения способен: сохранять, изменять направление движения, достигать цель; крупная и мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация обеспечивают формирование двигательного компонента различных видов деятельности.


1.2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования


К концу дошкольного периода ребенок формирует адаптационно-компенсаторные механизмы, проявляющиеся в следующем:

- умеет использовать самостоятельно или с помощью взрослого культурные способы деятельности, проявляет известную инициативность и самостоятельность в игре, общении, познании, самообслуживании, конструировании и других видах детской активности, осваиваемых в условиях нарушенного зрения. Способен выбирать себе род занятий, зрительно и осмысленно ориентируясь в предметно-пространственной организации мест активного бодрствования. Обладает опытом выбора участников для совместной деятельности и установления с ними позитивных деловых отношений;

- положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Проявляет интерес и обладает опытом участия в совместных играх со сверстниками. Проявляет положительное отношение к практическому взаимодействию со сверстниками и взрослыми в познавательной, трудовой и других видах деятельности. Способен активно и результативно взаимодействовать с участниками по совместной деятельности, освоенной на уровне практических умений и навыков, с осуществлением регуляции и контроля действий собственных и партнеров, с использованием вербальных и невербальных средств общения. Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- обладает способностью к воображению, которое реализуется в разных видах деятельности: познавательной, продуктивной, двигательной, в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам, использует компенсаторные возможности для организации и поддержания игровой ситуации, умеет регулировать и контролировать игровые действия. Обладает опытом инициатора в организации игр со сверстниками;

- достаточно хорошо владеет устной речью, использует ее компенсаторную роль в жизнедеятельности, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения чувств, алгоритмизации деятельности, описания движений и действий, построения речевого высказывания в ситуации общения, владеет лексическим значением слов, может правильно обозначать предметы и явления, действия, признаки предметов, признаки действий; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;