Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует слабовидящий ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ПрАООП, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Система оценки качества дошкольного образования:
- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации адаптированной основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом ДО;
- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи слабовидящего ребенка;
- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;
- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
- способствует открытости по отношению к ожиданиям слабовидящего ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
- включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
- использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В данном разделе представлены:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста;
- адаптивные компенсаторно-развивающие Программы профессиональной деятельности специалиста со слабовидящими детьми раннего возраста;
- Абилитационная программа (для слабовидящих детей раннего возраста);
- программа коррекционной работы, включающая описание коррекционно-компенсаторной образовательной деятельности тифлопедагога, определение направлений профессионального коррекционно-развивающего сопровождения слабовидящих детей специалистами.
В соответствии с положениями Стандарта и принципами адаптированной программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов.
Программа обеспечивает преемственность с основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабовидящих обучающихся. Образовательные области, обозначенные ФГОС ДО, соотносимы с предметными областями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2.1. Младенческий и ранний возраст
2.2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития у слабовидящего ребенка потребности в общении, освоения им опыта социального взаимодействия, развития коммуникативной способности, способности к невербальному общению, обеспечения его психического развития с формированием картины мира, понимания себя за счет восприятия окружающих, развития готовности к общению на следующем возрастном этапе.
В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка особое внимание обращается на развитие и удовлетворение потребности слабовидящего ребенка в общении и социальном взаимодействии.
С этой целью важно создавать социальную среду, побуждающую ребенка реагировать, воспринимать и усваивать взаимоотношения с взрослыми на основе зрения, тактильных, слуховых, проприоцептивных, осязательных систем, их комплекса. Взрослый стремится развивать зрение и зрительное восприятие как способ освоения невербальных средств общения, в непосредственно-эмоциональном общении с малышом актуализировать восприятие слабовидящим ребенком лица партнера по общению с установлением контакта «глаза в глаза», развивать зрительный опыт отражения мимических, жестовых проявлений взрослого (в том числе и искусственно воспроизводимых), повышает способность к мимическим подражаниям.
Взрослый стремится развивать слух и слуховое восприятие ребенка как основу вербальной коммуникации посредством собственной речевой активности: стремится комментировать, описывать, сообщать о происходящем, вовлекать малыша в обсуждение настоящих, прошедших и предстоящих событий путем расширения опыта восприятия и действий с различными предметами и игрушками. Взрослые должны проявлять максимальную активность в организации речевых игр, совместных подвижных играх (игры-забавы, игры-упражнения), ориентированных на познание (дифференциация) малышом своего тела, на развитие объединенного внимания, на развитие чувства взаимного доверия, стимулирующих положительные эмоции и др.
Взрослый стремится побуждать ребенка к ранним проявлениям общения (довербальный уровень), к своевременному освоению ребенком общения на вербальном уровне, понимая его компенсаторное значение для социально-коммуникативного развития ребенка, воспринимающего окружающее в условиях суженной сенсорной сферы. Он играет с ребенком, используя игрушки и предметы, объективные свойства которых активизируют и формируют сохранные сенсорные функции, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; учит действиям с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельных предметных действий, предметных игр; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметно-манипулятивную активность, поддерживает и развивает способность к подражанию (разные виды), поощряет его движения и действия, побуждает к передвижению в пространстве к взрослому, инициирующему ситуацию общения. Взрослый стремится вовлекать и расширять опыт слабовидящего ребенка в речевых играх.
Взрослый стимулирует у ребенка развитие позитивного представления о себе и положительного самоощущения, поощряет его достижения, инициативность в разных видах детской деятельности, поддерживает зрительный способ контроля и регуляции действий и движений. Особое внимание взрослый уделяет освоению слабовидящим ребенком культурно-гигиенических навыков, овладению им умений и навыков самообслуживания.
Особое значение придается вовлечению слабовидящего ребенка в социальные ситуации, побуждающие его к восприятию, проявлению различных чувств (радости, интереса, удивления, огорчения и др.).
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками взрослый постоянно обращает внимание слабовидящего ребенка на игры и действия других детей, называя их по именам и комментируя их занятия.
Взрослый создает ситуации освоения слабовидящим ребенком опыта общения, коммуникативного и прямого взаимодействия с другим ребенком, организуя их общее игровое поле, комментируя их действия, умения и достижения; способствует развитию у ребенка доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для деятельности ребенка в группе сверстников, поощряет проявление интереса к другим детям, комментирует происходящее.
В сфере развития игры взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды слабовидящего ребенка в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития, занимает активную позицию вовлечения ребенка в соответствующую игровую среду, побуждает проявлять интерес к сюжетным игрушкам и обучает игровым действиям, помогает и поддерживает стремление брать на себя роли близких знакомых взрослых.
В сфере социального и эмоционального развития взрослый (специалисты) корректно и грамотно проводит адаптацию слабовидящего ребенка к Организации, учитывая не только привязанность ребенка к близким, но и трудности и особенности формирования картины мира в условиях суженной сенсорной сферы, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации к новой среде. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт, дает возможность ребенку запомнить свой голос, имя, приобрести опыт их узнавания. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный тесный контакт с ребенком, деловое общение с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя к нему излишних требований.
Важно помочь слабовидящему ребенку освоить дифференциацию домашней социально-предметной среды и социально-предметной среды Организации с постепенным и последовательным расширением умений ее познания и самостоятельной, свободной ориентировки в ней.
2.2.1.2. Познавательное развитие
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слабовидящего ребенка потребности и интереса во взаимодействии с предметным миром, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, овладения действиями с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми); развитие познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей; повышение роли зрения в познавательной деятельности; развитие зрительного восприятия как познавательного процесса.
В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый знакомит слабовидящего ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их дистантно и контактно. Взрослый, актуализируя прием подражания, стремится знакомить ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Взрослый стремится повысить активность и самостоятельность слабовидящего ребенка в освоении предметной окружающей действительности в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий. Особое внимание взрослый уделяет освоению ребенком зрительных ориентировочно-поисковых действий и умений, зрительную регуляцию и контроль, повышая способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром. Взрослый владеет и умело пользуется сигнификативной функцией речи, выступая для ребенка образцом точного обозначения предметов, их частей, деталей, свойств, признаков, действий с предметами.
В сфере развития ощущений и восприятия взрослый создает предметно-развивающую среду, обеспечивающую активность сенсорных функций и обогащение у ребенка чувственного опыта: развитие зрения и зрительного восприятия, слуха и слухового восприятия, тактильных ощущений и осязания, обоняния, вкусовых впечатлений. Взрослый стремится знакомить ребенка с предметами и объектами, с формированием им полимодальных образов, помогает ему их осмысливать, запоминать, припоминать, вспоминать. Взрослый с особым вниманием относится к проявлению интереса ребенка к свойствам предметов, комментирует соответствующие ощущения и восприятия, помогает соотнести их с целостным представлением о предмете. Особое внимание уделяет развитию предметности, константности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия ребенка, создает ситуации совместного со слабовидящим ребенком целостного и детального рассматривания предметов и игрушек.