Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов



Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует слабовидящий ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ПрАООП, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Система оценки качества дошкольного образования:

- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации адаптированной основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом ДО;

- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи слабовидящего ребенка;

- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;

- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

- способствует открытости по отношению к ожиданиям слабовидящего ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

- включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;

- использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1. Общие положения


В данном разделе представлены:

- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста;

- адаптивные компенсаторно-развивающие Программы профессиональной деятельности специалиста со слабовидящими детьми раннего возраста;

- Абилитационная программа (для слабовидящих детей раннего возраста);

- программа коррекционной работы, включающая описание коррекционно-компенсаторной образовательной деятельности тифлопедагога, определение направлений профессионального коррекционно-развивающего сопровождения слабовидящих детей специалистами.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами адаптированной программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов.

Программа обеспечивает преемственность с основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабовидящих обучающихся. Образовательные области, обозначенные ФГОС ДО, соотносимы с предметными областями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2.1. Младенческий и ранний возраст


2.2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития у слабовидящего ребенка потребности в общении, освоения им опыта социального взаимодействия, развития коммуникативной способности, способности к невербальному общению, обеспечения его психического развития с формированием картины мира, понимания себя за счет восприятия окружающих, развития готовности к общению на следующем возрастном этапе.



В сфере развития неречевого и речевого общения ребенка особое внимание обращается на развитие и удовлетворение потребности слабовидящего ребенка в общении и социальном взаимодействии.

С этой целью важно создавать социальную среду, побуждающую ребенка реагировать, воспринимать и усваивать взаимоотношения с взрослыми на основе зрения, тактильных, слуховых, проприоцептивных, осязательных систем, их комплекса. Взрослый стремится развивать зрение и зрительное восприятие как способ освоения невербальных средств общения, в непосредственно-эмоциональном общении с малышом актуализировать восприятие слабовидящим ребенком лица партнера по общению с установлением контакта «глаза в глаза», развивать зрительный опыт отражения мимических, жестовых проявлений взрослого (в том числе и искусственно воспроизводимых), повышает способность к мимическим подражаниям.

Взрослый стремится развивать слух и слуховое восприятие ребенка как основу вербальной коммуникации посредством собственной речевой активности: стремится комментировать, описывать, сообщать о происходящем, вовлекать малыша в обсуждение настоящих, прошедших и предстоящих событий путем расширения опыта восприятия и действий с различными предметами и игрушками. Взрослые должны проявлять максимальную активность в организации речевых игр, совместных подвижных играх (игры-забавы, игры-упражнения), ориентированных на познание (дифференциация) малышом своего тела, на развитие объединенного внимания, на развитие чувства взаимного доверия, стимулирующих положительные эмоции и др.

Взрослый стремится побуждать ребенка к ранним проявлениям общения (довербальный уровень), к своевременному освоению ребенком общения на вербальном уровне, понимая его компенсаторное значение для социально-коммуникативного развития ребенка, воспринимающего окружающее в условиях суженной сенсорной сферы. Он играет с ребенком, используя игрушки и предметы, объективные свойства которых активизируют и формируют сохранные сенсорные функции, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; учит действиям с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельных предметных действий, предметных игр; поддерживает инициативу ребенка в общении, помогает организовать предметно-манипулятивную активность, поддерживает и развивает способность к подражанию (разные виды), поощряет его движения и действия, побуждает к передвижению в пространстве к взрослому, инициирующему ситуацию общения. Взрослый стремится вовлекать и расширять опыт слабовидящего ребенка в речевых играх.


Взрослый стимулирует у ребенка развитие позитивного представления о себе и положительного самоощущения, поощряет его достижения, инициативность в разных видах детской деятельности, поддерживает зрительный способ контроля и регуляции действий и движений. Особое внимание взрослый уделяет освоению слабовидящим ребенком культурно-гигиенических навыков, овладению им умений и навыков самообслуживания.

Особое значение придается вовлечению слабовидящего ребенка в социальные ситуации, побуждающие его к восприятию, проявлению различных чувств (радости, интереса, удивления, огорчения и др.).

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками взрослый постоянно обращает внимание слабовидящего ребенка на игры и действия других детей, называя их по именам и комментируя их занятия.

Взрослый создает ситуации освоения слабовидящим ребенком опыта общения, коммуникативного и прямого взаимодействия с другим ребенком, организуя их общее игровое поле, комментируя их действия, умения и достижения; способствует развитию у ребенка доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для деятельности ребенка в группе сверстников, поощряет проявление интереса к другим детям, комментирует происходящее.

В сфере развития игры взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды слабовидящего ребенка в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития, занимает активную позицию вовлечения ребенка в соответствующую игровую среду, побуждает проявлять интерес к сюжетным игрушкам и обучает игровым действиям, помогает и поддерживает стремление брать на себя роли близких знакомых взрослых.

В сфере социального и эмоционального развития взрослый (специалисты) корректно и грамотно проводит адаптацию слабовидящего ребенка к Организации, учитывая не только привязанность ребенка к близким, но и трудности и особенности формирования картины мира в условиях суженной сенсорной сферы, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации к новой среде. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт, дает возможность ребенку запомнить свой голос, имя, приобрести опыт их узнавания. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный тесный контакт с ребенком, деловое общение с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя к нему излишних требований.


Важно помочь слабовидящему ребенку освоить дифференциацию домашней социально-предметной среды и социально-предметной среды Организации с постепенным и последовательным расширением умений ее познания и самостоятельной, свободной ориентировки в ней.
2.2.1.2. Познавательное развитие

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слабовидящего ребенка потребности и интереса во взаимодействии с предметным миром, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, овладения действиями с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми); развитие познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей; повышение роли зрения в познавательной деятельности; развитие зрительного восприятия как познавательного процесса.

В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый знакомит слабовидящего ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их дистантно и контактно. Взрослый, актуализируя прием подражания, стремится знакомить ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Взрослый стремится повысить активность и самостоятельность слабовидящего ребенка в освоении предметной окружающей действительности в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий. Особое внимание взрослый уделяет освоению ребенком зрительных ориентировочно-поисковых действий и умений, зрительную регуляцию и контроль, повышая способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром. Взрослый владеет и умело пользуется сигнификативной функцией речи, выступая для ребенка образцом точного обозначения предметов, их частей, деталей, свойств, признаков, действий с предметами.

В сфере развития ощущений и восприятия взрослый создает предметно-развивающую среду, обеспечивающую активность сенсорных функций и обогащение у ребенка чувственного опыта: развитие зрения и зрительного восприятия, слуха и слухового восприятия, тактильных ощущений и осязания, обоняния, вкусовых впечатлений. Взрослый стремится знакомить ребенка с предметами и объектами, с формированием им полимодальных образов, помогает ему их осмысливать, запоминать, припоминать, вспоминать. Взрослый с особым вниманием относится к проявлению интереса ребенка к свойствам предметов, комментирует соответствующие ощущения и восприятия, помогает соотнести их с целостным представлением о предмете. Особое внимание уделяет развитию предметности, константности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия ребенка, создает ситуации совместного со слабовидящим ребенком целостного и детального рассматривания предметов и игрушек.