Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.4. Материально-техническое обеспечение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.5. Финансовые условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ




3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка


Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие слабовидящего ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития слабовидящего ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития слабовидящего ребенка раннего и дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающего создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Социокультурная среда развития и воспитания слабовидящих дошкольников должна отражать:

а) владение взрослыми:

- специальными знаниями и умениями в области практического взаимодействия с детьми в системе координат «зрячий – слабовидящий», умением организовывать подражание как способа освоения практических действий ребенком со слабовидением;


- правилами культуры общения с ребенком, отражающим происходящее в условиях значительного нарушения зрения (выраженные трудности зрительного отражения в очках), суженной сенсорной сферы;

- умениями организации предметно-пространственной среды с обеспечением слабовидящему ребенку осмысленности ее зрительного восприятия, мобильности, общей и сенсорно-перцептивной активности, самостоятельности, безопасности, обогащение опыта зрительного отражения с развитием ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной роли зрения в жизнедеятельности, развитие интересов;

- умением организовывать общение и взаимодействия детей в системе координат «слабовидящий-слабовидящий», «зрячий–слабовидящий»;

- коммуникативными умениями для вербальной ориентации слабовидящего ребенка в предметно-пространственной среде, социально-бытовой, игровой ситуации т. п.;

- методами взаимодействия с семьей слабовидящего воспитанника
с повышением ею адекватности в оценке возможностей ребенка (общих
и зрительных).

б) позиции (установки) взрослого:

- принятие слабовидящего ребенка, прежде всего, как ребенка, обладающего потенциалом личностного роста;

- ребенок специально должен быть обучен тому, что нормально видящему дошкольнику доступно постигать самому;

- стараемся не занижать и не завышать требования к слабовидящему ребенку, учитываем и ориентируемся на степень слабовидения, характер и особенности нарушенного зрения;

- взрослый оказывает слабовидящему ребенку адекватную практическую поддержку и помощь в деятельности, не подавляя его инициативность и самостоятельность;

- разумная по степени проявления инициатива вовлечения слабовидящего ребенка в разные виды детской деятельности, оставляя за ним право реализовывать свой выбор;

- своевременная корректировка собственной оценки реальных и потенциальных возможностей слабовидящего ребенка.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды


Основные требования к социокультурной среде, предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации развития и воспитания слабовидящих детей

Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды слабовидящих детей.


Требования к предметной развивающей среде

Предметная развивающая среда должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения слабовидящим ребенком особых образовательных потребностей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, должны учитываться индивидуально-типологические особенности и особые образовательные потребности слабовидящего дошкольника.

Предметно-пространственная среда должна обеспечить слабовидящему ребенку возможность отражения: разнообразного предметно-объектного окружения, выполняющего роль визуального стимульного материала, побуждающего его обогащать зрительный опыт; предметов в разнообразных глубинных зонах пространства, обеспечивая приспосабливаемость функциональных механизмов зрительного восприятия к приобретению и использованию зрительного опыта при работе вблизи и вдаль.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности слабовидящего ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.

Материалы и оборудование должны отвечать коррекционно–развивающим, компенсаторным требованиям, быть безопасными для зрения, органов осязания слабовидящего ребенка; включать для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора), оптические средства для коррекции слабовидения, увеличивающие устройства; орудийные предметы (детские указки), помогающие слабовидящему ребенку в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости.

Наиболее педагогически ценными являются материалы и оборудование, игрушки, обладающие следующими качествами:

- привлекательны для слабовидящего ребенка, актуальны для его зрительного, слухового, осязательного восприятия, способны развивать и обогащать зрительные ощущения;

- по форме, структуре, организации должны быть легко зрительно опознаваемы и осмысливаемы слабовидящим ребенком при восприятии их на расстоянии и вблизи: обладать простотой форм, тональной (цветовой) яркостью,
иметь четкую детальность, выраженность и доступность различения мелких деталей и частей;

- быть интересными, обладать разнообразием форм и величин, исполненными в разных цветовых гаммах, из разных материалов.

Подбор материалов и оборудования должен обеспечить слабовидящему ребенку игру разных видов: дидактическую, предметную, сюжетную, подвижную; сенсорные игры-упражнения, игры-упражнения на развитие зрительно-моторной координации в системах «глаз – рука», «глаз – нога».

Материалы для игр должны включать предметы по своим визуальным, физическим характеристикам, доступные для осмысления, побуждающие слабовидящего ребенка к активным действиям (зрительная привлекательность, целостность структуры, простота формы, без излишней детализации, без деталей и элементов, не несущих для объекта логическую нагрузку).

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены материалами для изобразительной деятельности – цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности; фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки; особого рода заготовки (предметные форменные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки др.), для лепки, для аппликации (плотная фактурная бумага, фактурные ткани, природные объекты), для конструирования (напольный строительный конструктор, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши и др.).

Предметная среда должна быть наполнена интересным для рассматривания и привлекательным для зрения печатным материалом: книжками (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности; отдельные иллюстративные материалы – картинки,
панно и др.).

Оборудование общего назначения включает аудиоаппаратуру, магнитную доску для совместной деятельности по выкладыванию, доска для рисования мелом, маркером, фланелеграф.

Материалы – объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития: объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные); деревянные наборы шаров и кубов разных величин; наборы геометрических фигур; вкладыши-формы; наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений; объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету, материалу) и др.; природные объекты (природный материал); искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки и др.) с актуализацией зрительных впечатлений, в процессе действий с которыми дети могут расширить представления о свойствах предметов, материалов, обогатить ощущения и восприятие.


Мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики.

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими слабовидящим детям мир вещей и событий: модели, предметные картинки, «дидактические пособия».

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, не зашумленные алфавитные таблицы, наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа.

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; для катания и бросания; инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой; оборудование для ходьбы с преодолением препятствий; массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; объемные фактурные мягкие модули и др. Материалы и оборудование должны быть ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности.

Материалы и оборудование сенсорной комнаты для развития (обогащения) ощущений должны включать: сухие бассейны (малого объема, большого объема); визуальные, тактильные панели (развивающие, игровые); кистевой тренажер; лабиринты ручные; тактильные дорожки; сенсорную тропу; сухой дождь; волшебный шатер; волшебную нить.

При проектировании предметной развивающей среды, предметно-пространственной организации среды слабовидящих детей необходимо исходить из их особых образовательных потребностей и индивидуально-типологических особенностей воспитанников.
Требования к предметно-пространственной организации среды

Предметно–пространственная организация среды слабовидящих детей должна обеспечивать ребенку мобильность, уверенность и безбоязненное передвижение в пространстве, быть безбарьерной в самореализации.

Основные требования к предметно-пространственной организации среды как места жизнедеятельности:

- предметное наполнение пространств должно быть целесообразным особым образовательным потребностям слабовидящих детей;