Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
1.1. Кризис и проблемные сотрудники
1.2. Подходы к мотивации сотрудников в условиях кризиса
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РАБОТНИКОВ ООО «СПИРТНОЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка персонала предприятия
2.3 Анализ организации работы с персоналом
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ООО «СПИРТНОЙ»
Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление — минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим. Соответственно, для улучшения своего положения и благосостояния ему остается надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность руководителя и «халяву». Он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше. Кроме того, работник с избегательной мотивацией – единственный, по отношению к которому мотивация и поощрение не работает без штрафа.
Чистые типажи в природе встречаются редко — в каждом из сотрудников компании в определенном соотношении пересекаются два, а то и более видов трудовой мотивации. Особенно часто в России встречается люмпенский тип. В компаниях работает до 85% «люмпенов», тогда как реальных рабочих мест, где допустим данный тип мотивации, менее 12%.
Модель Герчикова можно использовать как минимум в двух направлениях. Для каждого мотивационного типа существует оптимальный набор стимулов (см. таблицу 1), и эти данные полезно знать для грамотного выстраивания политики вознаграждений.
Таблица 1 – Виды стимулирования в зависимости от типа работника
Главное, чего удалось добиться Владимиру Герчикову,— разрушить веру в деньги как в средство решения всех проблем. Согласно его концепции, деньги мотивируют сотрудников лишь одного типа — ярко выраженных «инструменталов». Поэтому простое повышение зарплаты, например, люмпенам, ни к чему кроме дополнительных расходов не приведет. Их может заставить работать только СТРАХ. Поэтому многие работодатели активно применяют систему наказаний и не собираются от нее отказываться.
Точно так же выборочно действуют на коллектив и моральные стимулы. Например, один ретейлер решил организовать короткие утренние собрания, чтобы «взбодрить» сотрудников. Так поступают многие — почему бы не перенять эту практику. Но результаты тестирования сотрудников показали, что лучше всех в сети продают люди с инструментальной мотивацией и очень низким уровнем «патриотизма», а эту категорию сотрудников «бодрят» исключительно материальные стимулы. Предложить таким людям распевать по утрам корпоративный гимн фактически означает выставить их за дверь. В результате от тотального морального стимулирования компания отказалась[5].
Сложнее всего с управленцами — чтобы определить, какой мотивационный тип подходит для конкретной руководящей позиции, нужно оценить два фактора: будет ли у сотрудника собственный бюджет и свобода действий, а также стоит ли над ним другой босс, который способен вмешиваться в его работу. Например, в ситуации, когда нет свободы действий, но есть вышестоящий начальник, отлично справляются люди с высоким уровнем «патриотизма» и низкой «хозяйственностью». «Хозяин» в таких системах неуправляем — это вредный тип, который имеет свое мнение по любому поводу и будет спорить с первым лицом»[6]. Если же бежать за советом некуда, но есть определенный бюджет, то менеджер с патриотическим типом мотивации категорически противопоказан. В таких случаях «патриот» впадает в депрессию и чувствует себя брошенным, он становится инертным и не может принять ни одного ответственного решения. Таким образом, формируется матрица методов управления «проблемными сотрудниками» (Таблица 2).
Таблица 2 – Тип проблемного сотрудника и ожидаемая трудовая дисциплина
Очевидно, что правильно определенный тип сотрудника поможет повысить эффективность работы «проблемных работников». Здесь необходимо учесть и такой момент. Население России стареет, поэтому возможности уволить проблемных работников и набрать новых снижаются год от года. А эпидемия и кризис однозначно отразятся на качестве человеческого капитала в общем, создав проблемы с набором адекватного целям и ценностям компании персонала. Поэтому необходимо искать методы воздействия на «проблемных» работников.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РАБОТНИКОВ ООО «СПИРТНОЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
«Спиртной» - это крупная, современная и динамично развивающаяся группа компаний, один из лидеров российского рынка коньяков.
Основана в 2015 году компанией MAARSCHALL GROUP B.V. (Нидерланды), инвестировавшей собственные средства в приобретение ряда известных дистрибьюторских компаний, а также в растущие коньячные и водочные бренды.
На сегодняшний день ГК «Спиртной» успешно действует в более чем 90% субъектов федерации, постоянно увеличивая свои показатели количественной и качественной дистрибуции.
Бренды Компании: коньяки Old Barrel, Monte Choco, «Штурман», водка «Настоящая», игристое вино Sensimi.
Миссия компании – МЫ РАБОТАЕМ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАШИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ САМОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ.
В Таблице 3 приведены основные показатели компании.
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «СПИРТНОЙ» за 2018-2019 гг.
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
Изменения |
|
абсолют |
относит,% |
|||
1. Объем продукции, т.руб. |
||||
товарной |
737436 |
801422 |
63986 |
108,6768 |
реализованной |
737400 |
801200 |
63800 |
108,652 |
2. Среднеспис. численность, чел. В т.ч.: |
||||
работающих |
50 |
53 |
0 |
0 |
3. Среднегодовая выработка, руб. В. Т.ч.: |
||||
на одного работающего |
737,436 |
801,422 |
63,986 |
108,6768 |
4. Фонд оплаты труда, т.руб. |
||||
работающих |
600000 |
600000 |
0 |
0 |
рабочих |
44160 |
44160 |
0 |
0 |
5. Среднегодовой уровень оплаты |
||||
труда, руб. |
||||
на 1 работающего |
50000 |
50000 |
0 |
0 |
6. Стоимость осн. средств, т.руб. |
||||
полная первоначальная |
539987 |
760576 |
220589 |
140,8508 |
остаточная |
411478 |
575891 |
164413 |
139,9567 |
7. Фондоотдача осн. средств, руб/руб. |
1,365655 |
0,949033 |
-0,41662 |
69,49288 |
8. Материалоемкость, руб/руб |
0,45 |
0,4875 |
0,0375 |
108,3333 |
9. Себестоимость продукции, т.руб |
500065 |
620804 |
120739 |
124,1447 |
10. Затраты на 1 руб. продукции |
0,678113 |
0,774628 |
0,096515 |
114,2329 |
11. Фин. результат, тыс.руб. |
180359 |
124161 |
-56198 |
68,84103 |
12. Рентабельность, % |
||||
Продукции |
24% |
15% |
-9% |
63,34473 |
Производства |
19% |
11% |
-8% |
57,89474 |
2.2 Оценка персонала предприятия
Исследования эффективности деятельности предприятия, в основном, сводятся к качественным методам анализа. Работ, в которых предлагались методы количественной оценки крайне мало. Каждый ученый предлагает методы своего видения проблемы — отсюда разнообразие подходов, результатов и выводов исследований. С целью оценки трудовой дисциплины в организации, а также для оценки отношения самих работников к организации были составлены опросник и анкета.
Опросник предназначен для руководителей структурных подразделений (Приложение 1). Было опрошено 8 из 10 руководителей структурных подразделений организации (80%). Полученные ответы распределились следующим образом. Все руководители (8 человек, 100%) ответили, что целью существования ООО «СПИРТНОЙ» является получение прибыли. Эта же цель зафиксирована и в Уставе организации. На вопрос, чем же занимается организация, что она производит, руководители служб офиса (80%) отметили, что производят товары для чистоты, а работники, возглавляющие технические службы, считают, что главное в их работе собственно прибыль. Опрошенные однозначно отмечают наличие писаных правил в организации. Для работников, непосредственно контактирующих с клиентами, установлено требование относительно внешнего вида (например, прически и маникюра). Так, в «Стандарте внешнего вида агента по продажам» записано, что «одежда агента должна быть модной, качественной, вызывать ощущение достатка». Для менеджеров ООО «СПИРТНОЙ» предусмотрена система субсидий для покупки одежды, обуви и аксессуаров, беспроцентные ссуды за счет организации. Действует заключенный в 2015 году договор с салоном красоты ГУП «Царица Нила» на обслуживание менеджеров организации с 40% скидкой.
На вопрос «Люди какого типа могут сделать карьеру в вашей организации?» были получены следующие ответы. Ключевым словом для характеристики лучшего работника организации было слово «ответственный». Также приветствуется отсутствие семьи, молодой (до 27 лет) возраст.
В ООО «СПИРТНОЙ» особо приветствуется проведение нерабочего времени с коллективом. В матрицу ответственности каждого работника (аналог должностной инструкции) внесено положение об обязательном участии в корпоративной команде КВН, либо команде по игре в пейнтбол, футбол, альпинистской команде, команде для участия в конкурсах креативных идей группы компаний «Спиртной».
Также был проведен опрос по методике Кима Камерона и Роберта Куинна «Конкурирующие ценности и организационная эффективность» (Приложение 2). Данная методика позволяет определить существующий и желаемый тип ценностей организации, отношений к ней со стороны работников, т. е. составить ее профиль и установить направление развития предприятия.
Для каждой части признака предлагаются четыре утверждения, соответствующие типам отношения: А – клановому, В – адхократическому, С – рыночному, Д – бюрократическому. Расчет оценки по OCAI требует очень несложной арифметики. На первом шаге необходимо сложить баллы всех ответов А в колонке «Теперь», а затем полученную сумма разделить на 6, т. е. вычислить среднюю оценку по альтернативе А. Те же вычисления повторяются для альтернатив В, С и Д. Такая же методика применяется для расчета средней оценки по альтернативе А, но для колонки «Предпочтительно». Далее суммируются баллы всех ответов В и сумма делится на 6. Эти вычисления повторяются для альтернатив С и Д. В соответствии с полученными данными вычерчивается профиль организационной культуры, который может быть совершенно различной формы (одной линией дается имеющаяся культура, другой - желательная). На основании полученных данных были составлены имеющийся и желательный профили организационной культуры предприятия (Рис. 2.).
Рисунок 2 - Профиль корпоративной культуры ООО «СПИРТНОЙ»
На основе анализа общего профиля организационной культуры сделан ряд выводов:
1. Преобладающим типом организационной культуры является рыночный (39,7%). Успех определяется объемом рыночной доли и проникновением на новые рынки. Основные ценности: конкурентоспособность и продуктивность. Главная задача менеджеров – повышать производительность деятельности организации, вести ее к результатам и прибылям. Наиболее слабо выражен клановый тип.
2. Предпочтительным типом организационной культуры является клановый (33,6%). Культура проникнута разделяемыми всеми сотрудниками ценностями и целями, сплоченностью, соучастием и ощущением организации как “мы”. Слабо выражена бюрократическая (иерархическая) корпоративная культура (22,4).
3. Представление о будущем образе организации существенно различается в сознании менеджеров с разным должностным статусом, т.к. имеется несогласованность их мнений по таким признакам корпоративной культуры, как стиль управления, стратегические цели, критерии успеха.
4. Руководители всех уровней предпочитают корпоративную культуру кланового, адхократического и рыночного типа, что свидетельствует о желании повысить сплоченность в коллективе, инициативность персонала и улучшить ориентированность на конечный результат.