Файл: Комплекс развития координации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГБОУ ВО «РГУТИС»



Реферат

По дисциплине «Физическая культура и спорт»
На тему: «Комплекс развития координации»
Выполнил студент группы­­­ 08.МТД-21-2
Статников Дмитрий Егорович (Ф.И.О.)


Москва

2023 г.

Содержание



Введение 3

Понятие о координационных способностях и основные 3

задачи по их воспитанию 3

Средства и основы методики воспитания координационных 7

способностей 7

Пути преодоления нерациональной мышечной напряженности. 9

Совершенствование статической и динамической устойчивости (способность сохранять равновесие) 10

Совершенствование чувства пространства и пространственной точности движений. 12

Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) 12

Комплекс 1. 14

Комплекс 2. 15

Содержание 17

Введение


В практической деятельности все многообразие проявлений координации движений спортсменов характеризуют понятием «ловкость», вкладывая в него порой различный смысл и недостаточно полно представляя себе структуру и особенности данного физического качества, считают В.В.Волынко, В.М.Лебедев (1994).

Координация движений, ловкость, координационные способности, двигательная координация, управление движениями, регуляция движений часто эти понятия используются как синонимы. До недавнего времени понятие «координационные способности» отождествлялось с понятием «ловкость».

Понятие о координационных способностях и основные

задачи по их воспитанию


В настоящее время большинство специалистов рассматривают координационные способности в аспекте «техника – координация», а не в аспекте физические качества (кондиции).

Данное мнение подкрепляется более ранними исследованиями и публикациями известного специалиста. В частности, в опубликованной им лекции автор для лучшего понимания сути координационных способностей предлагает схему предложенную.

Координационные способности (КС) спортсмена выполняют важную функцию в управлении его движениями. За основу классификации КС по мнению можно взять систему предложенную также, характеризующую ряд способностей человека от развития которых зависит проявление координационных способностей в целом.

Способность к пространственно-зрительному ориентированию заключается в объеме и точности восприятия и переработки пространственной информации из внешней среды. В ее основе лежат такие функциональные свойства зрительного анализатора как лабильность, объем поля зрения, острота глубинного зрения и др.


Техника



координация, моторные навыки/ координационные способности

Кондиция

сила /скорость/ выносливость

Личностные качества:

моральные и идеологические качества

/психические свойства




Конституция

строение тела /здоровье

Тактика

знания/ тактические способности, тактическая и технико-тактическая готовность

Комплексное спортивное достижение


Способность к чувствительному (сенсорному) дифференцированию обусловливается точностью восприятия информации от суставных рецепторов и проприорецепторов. В ее основе лежит уровень развития двигательного анализатора, выражающимся в сознательном контроле его функций, воспроизведения, отмеривания и дифференцирования характеристик моторного акта.

Способность к реагированию определяется скоростью проведения импульсов возбуждения по нервным путям и быстротой поиска решения в условиях выбора. В ее основе лежат свойства ЦНС (возбудимость, реактивность, лабильность).

Ритмическая способность характеризуется целесообразной последовательностью динамической смены возбудительных и тормозных процессов в нервной системе. Она обусловливается свойствами ЦНС, а также интеллектуальными особенностями и проявляется в восприятии, выработке, воспроизведении времени, темпа и ритма движений.

Способность к равновесию заключается
в эффективном использовании вестибулярной афферентации для программирования и коррекции движений. Она обеспечивается чувствительностью вестибулярного анализатора и его устойчивостью к разнообразным воздействиям.

Способность к межмышечной координации обеспечивается тонкой концентрацией очага возбуждения в коре головного мозга, выражается в целесообразном и экономичном взаимодействии различных мышечных групп (синергистов, антагонистов) в конкретном двигательном акте.

Способность к перестройке двигательной программы обусловливается лабильностью и подвижностью нервной системы, а также оперативностью сенсорных коррекций, позволяющими при изменении обстановки резко тормозить движения по старой программе и осуществлять их по новой.

Следует отметить, что КС реализуются в формировании либо выполнении практически всех классов спортивно-технических действий, а ловкость проявляется лишь в движениях, требующих находчивости, т.е. в определенных произвольных движениях.

Вполне определена позиция в этом вопросе известного ученого. Автор считает, что координационные способности не тождественны понятию, определяющему такое качество как ловкость.

Ловкость – это более общее понятие, а координационные способности распространены в основном, в спорте. Следует сказать, что и у специалистов по гимнастике, где данное качество играет не последнюю роль, возникает много спорных моментов, когда идет попытка дать точную характеристику этому
понятию. По нашему мнению, определение Л.П.Матвеева более логично, например, в гимнастике тренер говорит ученику о недостаточной координации при выполнении каких-либо упражнений, особенно упражнений связанных с вращением вокруг вертикальной и фронтальной осей, но не говорит, что у тебя недостаточная ловкость при выполнении гимнастических упражнений. И это понятно, потому что существуют определенные средства и методы развития координационных способностей «в общем понятии» и «конкретно к какому- либо двигательному действию». Наконец, правильное выполнение упражнения, его технической основы, это обязательная связь с координационными способностями спортсмена.

Таким образом, под координационными способностями следует понимать: во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные действия;

во-вторых, способность преобразовывать эти выработанные формы двигательных действий в новые или переключаться от одних к другим в соответствии с меняющимися условиями.

Вот почему спортсмены с изменением условий (участие в соревнованиях, проводимых в разных городах, а стало быть и в разных условиях) по-разному проявляют себя. Спортсмены с недостаточно высокими координационными способностями попадают в более трудные соревновательные ситуации и не достаточно быстро приспосабливаются к ним.

Физиологическая трактовка координационных способностей (по И.П.Павлову) указывает на ведущую роль координационных функций центральной нервной системы, ее пластических свойств. Так как возможность проявлять достаточно высокие координационные способности при выполнении двигательных действий зависит от совершенства функции анализаторов (зрительной, слуховой, вестибулярной) и особенно от