Файл: Комплекс развития координации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенствование чувства пространства и пространственной точности движений.

Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ)



Во многих видах спорта предъявляются высокие требования к проявлению пространственной точности движений. В процессе спортивного совершенствования «чувство пространства» носит сугубо специфический характер, отражающий вид спорта, например, понятия «чувство дистанции»,

«чувство барьера», «чувство планки», «чувство снаряда» гимнастике) указывают на конкретные виды спорта. Эти понятия связаны с тонким пространственным восприятием своих двигательных действий высококвалифицированными спортсменами. Нередко в гимнастическом зале можно слышать от гимнастов, что нет чувства снаряда, особенно в таких специфических, предъявляющих повышенные требования к точности движений, видах, к которым относятся конь-махи у мужчин и бревно у женщин.

Методической основой совершенствования пространственной точности движений является совершенствование способности к дифференцированию или различению пространственных характеристик двигательных действий, а содержание средств опять-таки зависит от характера вида спорта. Например:

    • совершенствование пространственной точности движений в игровых видах спорта, единоборствах, отличающихся своим динамизмом. Вводят последовательно усложняемые задания (например, в баскетболе изменение дистанции передачи мяча и броска по кольцу в игровой ситуации или работая индивидуально); в футболе разбивка площади ворот на квадраты и попадание мячом в строго установленный квадрат ворот и т.д.).


Совершенствование пространственной точности движений в видах спорта со стандартными условиями (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках и т.д.) связано с предельно точным освоением пространственных параметров соревновательных упражнений. Совершенствование этой способности в указанных видах заложены в самой классификационной программе, с возрастанием мастерства от разряда к разряду, т.е. совершенствование пространственной точности движений осуществляется по дидактическому принципу - от простого к сложному.

Кроме того, в комплексе используются следующие методические приемы:

    • задания на точность воспроизведения движений;

    • задания на точность изменения движений;

    • направленное прочувствование какого-либо параметра движения с помощью тренажерных устройств или с помощью тренера;

    • использование в тренировке наглядных ориентиров;

    • сообщение спортсмену по ходу выполнения упражнения срочной информации (в гимнастике в тренировочном процессе такая информация осуществляется звуковым сигналом хлопок в ладоши или речевая подсказка «ап»).

Важная роль в совершенствовании «чувства пространства» отводится состоянию вестибулярного анализатора. Исследованиями многих ученых (В.И.Воячек, 1927; Б.Г.Ананьев, 1955; А.А.Золотухин, 1965, 1980) показано, что вестибулярный анализатор играет чрезвычайно важную роль в механизмах формирования и координации сложных двигательных актов. Тонкий анализ и точную координацию движений вестибулярный анализатор

выполняет совместно с другими афферентными системами, являясь вместе с ними одним из важных анализаторов пространства. И не случайно в гимнастических залах можно встретить для совершенствования вестибулярного анализатора спортсмена различные тренажеры (лопинг, ренское колесо, качающиеся и ускользающие из под ног платформы и т.д.).

Составление примерных комплексов общеразвивающих упражнений для совершенствования координационных способностей занимающихся:


Комплекс 1.


1. И.п. – о.с.

1 – мах левой назад, левую руку вперед, правую руку в сторону; 2 - и.п.

3 – мах правой назад, правую руку вперед, левую руку в сторону; 4 – и.п.
2. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны;

1 – поворот туловища налево, правую руку вперед, левую руку назад; 2 – и.п.

3 – поворот туловища направо, левую руку вперед, правую руку назад; 4 – и.п.

3. И.п. о.с.

1- левую в сторону на носок, правую руку вперед, левую руку в сторону;

2 – и.п.

3 – правую в сторону на носок, левую руку вперед, правую руку в сторону;

4 – и.п.
4. И.п. о.с.

1 – выпад левой в сторону, левую руку в сторону, правую руку на пояс;

2 – и.п.

3 – выпад правой в сторону, правую руку в сторону, левую руку на пояс;

4 и.п.
5. И.п. – о.с.

1 – присед, левую руку вверх, правую руку за голову; 2 – и.п.

3 – присед, правую руку вверх, левую руку за голову; 4 – и.п.
6. И.п. – о.с.

1-7 – подскоки ноги врозь и ноги вместе с движениями правой рукой вперед, левой в сторону;

8 подскоком основная стойка, руки в стороны.
7. И.п. о.с.

1-7 – подскоки со сменой ног – левая вперед, правая назад, с движениями руки вверх и в стороны;

8 – о.с.

Комплекс 2.


1. И.п. о.с.

1 – левую в сторону на носок, правую руку вверх, левую руку на пояс;

2 – и.п.

3– правую в сторону на носок, левую руку вверх, правую руку на пояс;

4– и.п.


  1. И.п – о.с.

1 – левую руку вперед, правую на пояс; 2 – и.п.

3 – правую руку вперед, левую на пояс; 4 – и.п.

5 – левую руку вперед, правую перед грудью; 6 – и.п.

7 - правую руку вперед, левую перед грудью; 8 – и.п.


  1. И.п. руки на пояс;

1 – шаг левой в сторону, руки к плечам;
2 – руки вверх-наружу;

3-4 – приставляя левую, дугами наружу руки на пояс; 5-8 – то же с правой.
4. И.п. – о.с.

1 – шаг левой вперед, правую сзади на носок, руки вверх; 2 – поворот направо в стойку ноги врозь, руки в стороны; 3 – счет 1;

4 – и.п.

5-8 – то же с правой;
5. И.п. стойка ноги врозь, руки влево;

1 – мах правой влево, дугами книзу руки вправо; 2 – и.п.

3 -4 – круг руками книзу и дугами книзу руки вправо; 5-8 – то же с левой.
6. И.п. – о.с.

1-7 – подскоки ноги врозь и ноги вместе с движениями рук в стороны и вперед;

8 – и.п.
7. И.п. руки на пояс;

1- подскоком стойка ноги врозь;

2 – подскоком стойка скрестно левая перед правой;

3 – счет 1;

4 – подскоком стойка скрестно правая перед левой;

5-7 – повторить счет 1-3;

8 – и.п.

Содержание





  1. Бойченко, С.Д. Состояние проблемы координации движений и координационных способностей в теории и методике физического воспитания /С.Д.Бойченко, Е.М.Якунин //Современные технологии подготовки в спортивных и боевых видах единоборств: матер. УШ Международной науч.сессии по итогам НИР за 2004 г. /БГУФК. Минск, 2005. –С.47-53.

  2. Валынко, В.В. Некоторые аспекты в изучении координационых способностей спортсменов /В.В. Валынко, В.М.Лебедев. //Вестник спорта Белоруси. 1994. - № 1. – С. 25-27.

  3. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений. /А.Г. Карпеев. //Теория и практика физической культуры. – 1995 - №9. С.5-7.

  4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры