Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие о координационных способностях и основные
Средства и основы методики воспитания координационных
Пути преодоления нерациональной мышечной напряженности.
Совершенствование статической и динамической устойчивости (способность сохранять равновесие)
Совершенствование чувства пространства и пространственной точности движений.
уровня проприоцептивной (мышечно-суставной) чувствительности.
Основные критерии оценки координационных способностей:
Рассматривая механизмы координационных способностей, т.е. из чего эти способности складываются можно сказать, что координационные способности спортсмена это - не что иное как умение дифференцировать свои двигательные действия во времени, в пространстве и по степени мышечных усилий.
Наиболее труднодоступной, особенно для юных спортсменов, по сравнению с оценкой временных, пространственных параметров, является оценка мышечных усилий. Так, у занимающихся в возрасте от 5 до 11 лет, ошибка в дифференцировании мышечных усилий равна 30%, в последующие годы от 12 до 17 лет эта ошибка уменьшается до 20% (В.С.Фарфель, 1968 и др.).
У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после этого девочки, не имеющие значительной специальной мышечной подготовки, как правило, медленнее и с большим трудом осваивают новые движения. Но тем не менее, как отмечает ряд авторов (В.Я.Меньшиков, 1966; А.М.Шлемин, 1968 и др.) самым благоприятным периодом для развития координационных способностей является период 11-14 лет.
В различных видах спорта уровень проявления координационных способностей неодинаков. Поэтому существует понятие сложно- координационные виды спорта (к ним относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и другие виды спорта.).
Общей задачей по воспитанию координационных способностей спортсмена является оптимизация процесса их развития применительно к требованиям
избранного вида спорта.
Частной задачей является формирование точных силовых и пространственно-временных ощущений в конкретном изученном двигательном действии.
Средствами воспитания координационных способностей могут быть самые разнообразные упражнения из числа средств общей (например, ОРУ) и специальной подготовки, если они представляют для спортсмена определенные координационные трудности. По мере освоения упражнений или движений задания должны усложняться, только в этом случае имеется эффект совершенствования координационных способностей (например, в гимнастике при изучении кувырков вперед, вначале осваивается умение правильно группироваться и выполнять перекаты вперед и назад в группировке и только после этого осваивается полностью кувырок вперед). Новизна, необычность и соответствующая координационная трудность – определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания данных способностей. Состав средств, применяемых в этих целях должен постоянно обновляться, особенно на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, спортсмен не только количественно пополняет свой двигательный опыт, но так сказать, тренирует свою тренируемость (Л.А.Орбели).
Степень возможного обновления форм координации движений зависит от вида спорта, так в спортивной гимнастике она безгранична, гимнасты чаще всего используют разнообразие соревновательных и специально- подготовительных упражнений.
В видах спорта с ограниченным стандартным составом движений (бег, метания и т.д.), очень хорошо использовать
для совершенствования координационных способностей средства гимнастики (снаряды), акробатику, батут и т.д. Такие средства, создающие новые формы координационных движений, обогащают спортсмена в двигательном отношении в своем виде спорта. На наш взгляд не все спортсмены учитывают это обстоятельство.
Выполнение узкого круга привычных упражнений, их стереотипных навыков приводит к образованию «координационного барьера», который ограничивает рост спортивного мастерства (кстати, такое бывает и у самих гимнастов, акробатов, фигуристов и т.д., которые мало уделяют внимания совершенствованию координационных способностей).
В дальнейшем, на этапах углубленной специализированной подготовки спортсмена, использование широких средств воспитания координационных способностей значительно уменьшается за счет увеличения работы над техникой избранного вида спорта. Но здесь тренер должен вводить фактор необычности при выполнении привычных действий, например:
Рассматривая процесс воспитания координационных способностей в спорте, есть необходимость остановиться на таком понятии как проявление межмышечной координации при выполнении двигательных действий. Из-за несогласованной работы мышц и особенно мышц антагонистов можно наблюдать у спортсменов при выполнении упражнений излишнее мышечное напряжение.
Мышечная напряженность – выражается недостаточно полным расслаблением мышц после сокращения или замедленным переходом в фазу расслабления т.е. возникновением повышенного тонуса мышц. В практике работы это создает значительные трудности в освоении двигательных действий, особенно при проявлении самой техники движений и, как следствие всего этого, ускоренное наступление утомления организма спортсмена в тренировочном процессе.
Для освобождения от мышечной скованности у спортсмена должна быть постоянная установка на рациональное расслабление. Кроме обычных методов используется метод аутогенной тренировки, а одним из главных практических средств – упражнения в расслаблении это:
- расслабленные взмахи и потряхивание руками, ногами;
Основные критерии оценки координационных способностей:
-
время затрачиваемое на изучение новых двигательных действий или на перестройку ранее усвоенных; -
степень совершенства спортивной техники.
Рассматривая механизмы координационных способностей, т.е. из чего эти способности складываются можно сказать, что координационные способности спортсмена это - не что иное как умение дифференцировать свои двигательные действия во времени, в пространстве и по степени мышечных усилий.
Наиболее труднодоступной, особенно для юных спортсменов, по сравнению с оценкой временных, пространственных параметров, является оценка мышечных усилий. Так, у занимающихся в возрасте от 5 до 11 лет, ошибка в дифференцировании мышечных усилий равна 30%, в последующие годы от 12 до 17 лет эта ошибка уменьшается до 20% (В.С.Фарфель, 1968 и др.).
У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после этого девочки, не имеющие значительной специальной мышечной подготовки, как правило, медленнее и с большим трудом осваивают новые движения. Но тем не менее, как отмечает ряд авторов (В.Я.Меньшиков, 1966; А.М.Шлемин, 1968 и др.) самым благоприятным периодом для развития координационных способностей является период 11-14 лет.
В различных видах спорта уровень проявления координационных способностей неодинаков. Поэтому существует понятие сложно- координационные виды спорта (к ним относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и другие виды спорта.).
Общей задачей по воспитанию координационных способностей спортсмена является оптимизация процесса их развития применительно к требованиям
избранного вида спорта.
Частной задачей является формирование точных силовых и пространственно-временных ощущений в конкретном изученном двигательном действии.
Средства и основы методики воспитания координационных
способностей
Средствами воспитания координационных способностей могут быть самые разнообразные упражнения из числа средств общей (например, ОРУ) и специальной подготовки, если они представляют для спортсмена определенные координационные трудности. По мере освоения упражнений или движений задания должны усложняться, только в этом случае имеется эффект совершенствования координационных способностей (например, в гимнастике при изучении кувырков вперед, вначале осваивается умение правильно группироваться и выполнять перекаты вперед и назад в группировке и только после этого осваивается полностью кувырок вперед). Новизна, необычность и соответствующая координационная трудность – определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания данных способностей. Состав средств, применяемых в этих целях должен постоянно обновляться, особенно на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, спортсмен не только количественно пополняет свой двигательный опыт, но так сказать, тренирует свою тренируемость (Л.А.Орбели).
Степень возможного обновления форм координации движений зависит от вида спорта, так в спортивной гимнастике она безгранична, гимнасты чаще всего используют разнообразие соревновательных и специально- подготовительных упражнений.
В видах спорта с ограниченным стандартным составом движений (бег, метания и т.д.), очень хорошо использовать
для совершенствования координационных способностей средства гимнастики (снаряды), акробатику, батут и т.д. Такие средства, создающие новые формы координационных движений, обогащают спортсмена в двигательном отношении в своем виде спорта. На наш взгляд не все спортсмены учитывают это обстоятельство.
Выполнение узкого круга привычных упражнений, их стереотипных навыков приводит к образованию «координационного барьера», который ограничивает рост спортивного мастерства (кстати, такое бывает и у самих гимнастов, акробатов, фигуристов и т.д., которые мало уделяют внимания совершенствованию координационных способностей).
В дальнейшем, на этапах углубленной специализированной подготовки спортсмена, использование широких средств воспитания координационных способностей значительно уменьшается за счет увеличения работы над техникой избранного вида спорта. Но здесь тренер должен вводить фактор необычности при выполнении привычных действий, например:
-
изменение отдельных его характеристик, усложняющих координацию действий (например, в метании молота – укорочение длины троса, увеличение веса ядра и т.д.); -
выполнение привычных действий в непривычных сочетаниях (с отягощением на поясе и т.д.); -
тренировки в различных внешних условиях (например, тренировки легкоатлетов на открытом стадионе и в закрытых помещениях - манеже).
Пути преодоления нерациональной мышечной напряженности.
Рассматривая процесс воспитания координационных способностей в спорте, есть необходимость остановиться на таком понятии как проявление межмышечной координации при выполнении двигательных действий. Из-за несогласованной работы мышц и особенно мышц антагонистов можно наблюдать у спортсменов при выполнении упражнений излишнее мышечное напряжение.
Мышечная напряженность – выражается недостаточно полным расслаблением мышц после сокращения или замедленным переходом в фазу расслабления т.е. возникновением повышенного тонуса мышц. В практике работы это создает значительные трудности в освоении двигательных действий, особенно при проявлении самой техники движений и, как следствие всего этого, ускоренное наступление утомления организма спортсмена в тренировочном процессе.
Для освобождения от мышечной скованности у спортсмена должна быть постоянная установка на рациональное расслабление. Кроме обычных методов используется метод аутогенной тренировки, а одним из главных практических средств – упражнения в расслаблении это:
- расслабленные взмахи и потряхивание руками, ногами;
-
расслабленные наклоны вперед из стойки ноги врозь; -
полное расслабление и небольшие размахивания в висе на перекладине, кольцах; -
упражнения в растягивании мышц при использовании различных отягощений – сразу же форсированное расслабление мышц очень ценно в скоростных и скоростно-силовых видах спорта.