Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие о координационных способностях и основные
Средства и основы методики воспитания координационных
Пути преодоления нерациональной мышечной напряженности.
Совершенствование статической и динамической устойчивости (способность сохранять равновесие)
Совершенствование чувства пространства и пространственной точности движений.
С ростом спортивного мастерства, например у спортсменов мастеров спорта время напряжения и расслабления мышц, т.е. латентное время сокращения и расслабления, становится одинаковым и даже ЛВР наступает несколько быстрее.
Координационная напряженность (взаимосвязана с мышечной напряженностью) особенно возникает на начальном этапе разучивания двигательных навыков, которая постепенно с постановкой рациональной техники исчезает. Координационная напряженность возникает при утомлении или стрессовых ситуациях при особо ответственных соревнованиях.
Для устранения координационной напряженности хорошо использовать соревновательные упражнения (в виде контрольных прикидок), в которых практикуют следующие методические приемы:
-
предварительное мысленное воспроизведение движений с концентрацией внимания на моментах расслабления (например у гимнастов станции отдыха -
расслабления после выполнения упора углом, стойки на руках – на брусьях и кольцах, равновесие, шпагат – в вольных упражнениях, скрещения – на коне-махи, большие обороты - на перекладине и т.д.); -
контроль за мышечной мускулатурой лица (которая хорошо отражает общую напряженность), наиболее яркий пример из гимнастики (широко открытый рот при выполнении трудных элементов): -
использование отвлекающе-раскрепощающих заданий (например, беседа с товарищами по команде, тренером, переключения с соревновательных упражнений на окружающую обстановку, часто в спорте, в перерывах, в период разминки включается с этой целью определенное, соответствующее музыкальное сопровождение); -
выполнение упражнений на фоне незначительного утомления, при условии что у спортсмена никакой дискоординации движений не наблюдается (в этом случае из-за определенной степени утомления нет ярко выраженной координационной напряженности); -
на современном этапе с 3-х разовыми тренировками в день широко используются восстановительные мероприятия (душ, плавание, сауна, массаж и т.д.).
Совершенствование статической и динамической устойчивости (способность сохранять равновесие)
Данная проблема особое значение представляет в сложнокоординационных видах спорта. Однако, способность спортсмена сохранять равновесие в тех или иных положениях тела в циклических видах спорта также имеет свою особенность и значимость.
В практике спорта, встречаются два вида равновесий:
-
статические равновесия, к которым относятся такие упражнения как стойки на лопатках, голове и руках, на руках, на одной руке и на различных снарядах, различные равновесия («ласточка»), у стрелков – это позы в стрельбе, у прыгунов в воду – исходное положение и т.д; -
динамическое равновесие – где основа равновесия остается, но могут видоизменяться позы – бег на коньках, на лыжах, легкоатлетический бег.
Устойчивость удержания различных видов равновесий, будь то статические или динамические, по данным физиологии зависит от тонических рефлексов, подкрепленных уровнем совершенства координационных способностей спортсмена.
Как же происходит овладение этими видами равновесий? Овладение различными видами равновесий осуществляется на основе изучаемых спортивно-двигательных навыков в соответствующих видах спорта.
Отличительной особенностью упражнений на равновесие является трудность достижения устойчивости позы, которая зависит от способности
тонко регулировать свои мышечные напряжения, силу тяжести тела, реакции опоры (например, гораздо сложнее выполнить стойку на руках на мягких матах), от способности тонко регулировать вращательные моменты, которые возникают, например, переворачивание вперед при выполнении стойки на голове и руках.
В основе методики совершенствования устойчивости статической позы является:
-
Приобретение прочного навыка рациональной (технической) осанки. В любом виде спорта должна быть своя правильная техническая осанка. Нарушение технической осанки ведет к потере устойчивости позы, чаще это происходит из-за снижения мышечно-суставного чувства. -
Приобретение навыков правильного балансирования при выполнении равновесий. Так, например, гимнастки балансирование выполняют за счет едва заметных движений в голеностопных суставах. Устойчивость прицеливания при стрельбе из пистолета зависит от жесткости фиксации ног и туловища. Балансирование стойки на руках осуществляется за счет движений в плечевых и лучезапястных суставах, а не в тазобедренных и коленных.
Достижение высокой статической устойчивости обеспечивается следующими методическими приемами:
-
удлинение времени сохранения позы (гимнасты в стойке на руках стоят до 1,5 мин.); удержание «креста» на кольцах до 15-20 сек., а по правилам соревнований надо в обоих случаях удержание выполняют всего – 2 сек.); -
увеличение высоты снаряда или уменьшение его ширины (например, выполнение заданий тренера на бревне, шириной 5 см);
. выполнение статического положения на неустойчивой опоре (например на кольцах);
-применение противодействия (например, легкими толчками пытаться вывести спортсменку из равновесия).
Совершенствование динамической устойчивости в циклических видах спорта, в основном, идет по пути приспособления двигательных навыков к различным внешним условиями – рельеф местности, условия скольжения и др. Дополнительными средствами совершенствования динамической устойчивости является применение акробатики и гимнастики.