Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях. Формирование и развитие организационной культуры на примере гостевого комплекса «Иртыш»..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры
1.1 Сущность организационной культуры
1.2 Структура и модели организационной культуры.
1.3 Источники формирования организационной культуры
ГЛАВА 2. Применение организационной культуры на российских предприятиях
2.1. Влияние составляющих организационной культуры на эффективность работы малого предприятия
2.2. Формирование и развитие организационной культуры на примере гостевого комплекса «Иртыш»
2.3.Анализ организационной культуры гостиничного комплекса «Иртыш»
2.4. Мероприятия по совершенствования формирования и развития организационной культуры
Вовлеченность работников в деятельность предприятия формируется чувством самоуважения, которое основано на удовлетворенности достижений и своей работой, а также высоким уровнем ответственности и эффективной мотивацией труда. Неэффективность труда на рабочем месте и неправильный выбор работы свидетельствует о том, что работа не нравится сотрудникам. Но основой для деятельности на предприятиях малого бизнеса являются коллектив и та культура, которую он образует.
Оптимальность культуры определяется характеристикой ее состояния, которая обусловлена способностью составляющих ее субкультур, совмещать и синтезировать вид взаимодействия, поддерживающий жизнеспособность организации. Организационная культура малого предприятия может быть сформирована и непротиворечива, если ее средовые составляющие развиты в равной степени и дополняют друг друга.
Критериями оптимальной модели организационной культуры являются:
непротиворечивость ценностей, разделяемых членами коллектива;
соответствие разделяемых ценностей реальному поведению;
осознанное ранжирование приоритетов действия в пользу ценностей предприятия;
ориентация на стабилизацию деятельности;
подчиненность деятельности заранее составленным планам;
выраженное сотрудничество между отдельными членами и между группами;
лояльность персонала к организационным изменениям.
Таким образом, организационная культура представляет собой новый способ овладения предприятием своей хозяйственной деятельности. Изучая организационную структуру можно познать лишь те фрагменты, которые наблюдаются на уровне поведения. Базой изучения параметров среды организационной культуры служат отзывы и мнения персонала, клиентов, их конкретное поведение, критерии успеха, время работы на предприятии, соблюдение правил, ориентация на цели.
2.2. Формирование и развитие организационной культуры на примере гостевого комплекса «Иртыш»
Организационная характеристика предприятия
Гостиничный комплекс «Иртыш» открылся в 1992 году. Гостиница состоит из 4-х этажей в количестве 76 номеров.Гостиница «Иртыш» располагается в одном из лучших и красивых уголков города Омск – в районе Старозагородной рощи.
«Иртыш» – идеально подходит для людей с тонким вкусом к жизни и любителей отдыха. Гостиница очень популярна среди ценителей культуры и искусства, спортсменов, политиков, музыкантов и т.д. Так же в гостинице проходят спортивные сборы различных команд. Часто там устраивают международные, всероссийские и ведомственные форумы, конференции и семинары. Гостиница располагает всеми необходимыми условиями для проведения деловых встреч, совещаний и переговоров.
В феврале 1999 года гостиница «Иртыш» была сертифицирована в категорию трех звезд. В гостинице имеется 98 первоклассных номеров, дизайн всех номеров и помещений выполнен в современном европейском стиле, включая одноместные, двухместные, полулюксы и люксы различных категорий комфортности – каждый из этих номеров передают домашнюю атмосферу уюта. Обслуживающий персонал предприятия специально подготовлен и приветлив к каждому клиенту. Комфорт и дружелюбие – визитная карточка гостиницы «Иртыш».
Целью общества является получение прибыли. Обладая общей правоспособностью, Общество осуществляет любые, не запрещенные законодательством виды деятельности. Предметом деятельности предприятия выступают услуги и комфортабельное расселение граждан, а также обеспечение сервиса и постоянное улучшение условий проживания клиентов.
Гостиничный комплекс «Иртыш» имеет сложную организационную структуру. Для которой характерно распределение целей и задач между подразделениями. Гостиничный комплекс имеет линейно функциональную структуру управления, показанную на рисунке 3.
Предприятие оказывает гостиничные услуги, организует общественное питание, в том числе изготовление, реализацию и поставку продукции, а также проводит научные, культурные и деловые мероприятия.
Виды деятельности:
- гостиничное дело;
- управление ресторанами, барами, столовыми;
- реклама предоставляемых услуг и гостиницы;
- доставка багажа и различных категорий грузов;
- предоставление во временное пользование бытовых изделий и предметов личного пользования;
- оказание персональных услуг.
Службаразмещения
Сервисный центр
Служба
питания
Службабезопасности
Отдел кадров
Бухгалтерия
Служба номерногофонда
Служба маркетинга
Юридический отдел
Техническаяслужба
Экономическ. отдел
Служба аренды
Служба обеспечения
Генеральный директор
Заместитель по общим вопросам
Финансовый директор
Заместитель по хозяйственнойчасти
Рис. 3. Организационная структура управления ГК «Иртыш»
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, и др.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.
2.3.Анализ организационной культуры гостиничного комплекса «Иртыш»
Организационная структура гостиницы «Иртыш» характеризует распределение целей и задач, управление между подразделениями и другими работниками предприятия. Структура управления в гостиничном комплексе «Иртыш» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Организационная структура управления ГК «Иртыш»
Наименование службы |
Описание |
Состав службы |
||
Служба приёма и размещения |
Занимается решением вопросов связанных с бронированием номеров, приемом гостей, прибывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением по номерам, оказанием различных услуг, а также выпиской и отправкой |
Заведующая службой приема и размещения, менеджеры, портье, швейцар |
||
Обслуживания номерного фонда |
Обеспечивает обслуживание гостей в номерах, поддерживает необходимое санитарное состояние номеров и уровень комфорта, занимается оказанием бытовых услуг |
Дежурные горничные, горничные, заведующая прачечной, прачки, сотрудники прачечной |
||
Служба питания |
Обслуживание гостей в ресторане и лобби-баре, решает вопросы по обслуживанию банкетов и др. мероприятий |
Директор ресторана, старший администратор, администратор, официанты, повара, бармены, рабочие кухни |
||
Бухгалтерия |
Анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности, ведёт бухгалтерскую отчетность |
Финансовый директор, главный бухгалтер, бухгалтера |
||
Сервисный центр |
Оказывает дополнительные платные услуги |
Руководитель, менеджеры |
||
Техническая служба |
Создает условия для функционирования санитарно-технического оборудования, электро-технических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи, систем кондиционирования и теплоснабжения. |
Инженер, слесаря, сантехники, электрики |
||
Хозяйственная служба |
Занимается уборкой территории |
Маляры, дворники, флорист, уборщики |
||
Отдел кадров |
Занимается приемом и увольнением сотрудников гостиницы, подбором и отбором персонала, проведением тренингов, а также работа с документацией. |
Руководитель отдела, менеджер по персона |
||
Служба безопасности |
Гарантируют личную безопасность гостей и сохранность их собственности |
Начальник охраны, охрана |
||
Экономическая служба |
занимается вопросами оперативного и тактического планирования, оптимизацией предоставляемых услуг, анализирует состояние гостиничного рынка и изучает потребности клиентов. |
|||
Служба маркетинга |
обеспечивает функционирование маркетингового комплекса, рыночный характер деятельности ГК и максимизацию контактов с посредниками и потребителями. |
В гостинице «Иртыш», преобладает авторитарная организационная культура, ее дополняет культура, ориентированная на человека. Преобладание авторитарной организационной структуры говорит о том, что он реализуется через иерархическую организационную структуру. Четкая система подчиненности и присутствие на предприятии организационной культуры способствует сглаживанию иерархичности и строгой подчиненности.
Организационная культура организации отражается в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях). Живая культура находит свое отражение в представлениях и ценностях работников и руководителей.Если вы захотите устроится на работу в этот гостиничный комплекс, то вам предоставят возможность поверхностного знакомства с имеющейся организационной культурой предприятия.
Управление организационной культурой - это сознательное и намеренное совершение какого-либо действия в ней. В него включают: усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре, развитие культуры, поддержание, или изменение культуры.
Управление организационной культурой считается достаточно сложным процессом. Ценности организации должны передаваться от высшего звена к низшему звену с точностью и особой важностью. Ведь эффективное управление служит дальнейшему ее существованию и скреплению всех частей организации.
Сложившуюся в процессе истории развития компании культуру сложно изменить за короткий срок. Необходимо знать, во, что верят и что ценят сотрудники организации.
Перед руководителем ГК «Иртыш» стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача её совершенствования и изменения. В ГК «Иртыш» для управления организационной культуры используются следующие подходы:
- пример руководства, публичные выступления;
- манипулирование символами и вещами материального мира организации.
Руководитель должен быть примером и эталоном для сотрудников организации, должен вызывать энтузиазм и воодушевлять все ценности организации как никто другой. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.
Второй принцип, направлен на реальную жизнь организации, начиная с нижних уровней. Действия менеджеров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценностями, что способствует развитию и усилению культуры.
Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой организации. Она предполагает:
- анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки её текущего состояния, сравнение с желаемой культурой;
- разработку специальных предложений и мер.
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.
На данном этапе развития ГК «Иртыш» сложившаяся в нем организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, если учитывать темпы развития предприятия, менеджменту компании нужно проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.
В качестве вывода можно сказать следующее:
- на предприятии преобладает авторитарная организационная культура, которую дополняет культура, ориентированная на человека;
- благодаря устойчивому психологическому климату на предприятии присутствует здоровая конкуренция: борьба за карьерный рост и успех выполненной работы;
- ГК «Иртыш» обладает достаточно сильной организационной культурой.
Организация не может нормально функционировать, если ее сотрудники не имеют определенных навыков, не владеют сводом всех правил и установок в компании. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации.
2.4. Мероприятия по совершенствования формирования и развития организационной культуры
Управление корпоративной культурой - это осознанное и нацеленное совершение каких-либо действия в ней. Сюда можно включить совершенствование или ослабление культуры, адаптация персонала в культуре, развитие культуры (в случае недавно основанной фирмы), поддержание, или изменение культуры.
Бесспорно, что управление организационной культурой является весьма трудоемким и объемным процессом. Ценностные предпочтения должны быть не только заявлены, но и быть неотъемлемой частью внутренней жизни руководства высшего звена и должны быть переданы более низким звеньям в точности без потери и искажения информации.
Управление организационной культурой должно носить примиряемый и объединяющий характер для всех частей организации. Но все конечно зависит от качества этих частей, так, например, невозможно объединить плохие части, во что, то целое и крепкое. Внедрение ценностей и дальнейшее их использование поможет привести организацию к успеху лишь в том случае если работа менеджеров будет скоординированной и целеустремленной.