Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
Глава 2. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Менеджмент как организационно-целевое управление» определяется тем, что целевое управление может быть реализовано в организациях, которые стремятся, используя новую технику, технологии, не только сохранить свои позиции на рынке, но и выйти на новый уровень производства, продаж, а значит, и получать большую прибыль.
Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время целевой подход применяется на всех уровнях управления и, если оценивать по формальным признакам, то проблемы его практического применения можно считать решенными. Однако фактическое состояние дел с применением целевого управления значительно отличается от кажущегося. Во многих организациях, где такие методы и формы считаются освоенными, их применение можно назвать символическим: кроме изменения названий отдельных органов и должностей, в организации управления ничего не изменилось.
Технологии управления имеют двухуровневую структуру: технологии целевого управления и технологии процессного управления. С методической точки зрения технологии целевого управления определяют состав технологий процессного управления. Процесс установления целей преобразует стратегическое видение и курс развития в результаты, к которым необходимо стремиться, и ориентиры на пути развития. Цели выражают управленческое обязательство решить конкретные задачи к определенному времени. Поэтому разработку системы целей и показателей деятельности целесообразно вести одновременно с регламентацией бизнес-процессов организации.
Объектом исследования выступает: предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».
Предмет исследования: особенности использования метода управления по целям.
Цель работы: раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.
В соответствии с целью в работе поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие, цель и функции менеджмента.
2. Раскрыть особенности организационного управления.
3. Дать краткую характеристику организации и ее организационной структуры.
4. Сформировать матрицу SWOT – анализа для определения основных проблем организации.
5. Внести предложения по введению изменений в организационную структуру.
6. Привести расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды и публикации зарубежных и отечественных исследователей по вопросам организационно-целевого управления в структуре менеджмента организации.
Информационная база исследования: в исследовании использованы работы отечественных и зарубежных авторов (теоретиков и практиков менеджмента) по сущности и технологии управления по целям, статьи периодических изданий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в процессе анализа основных проблем современной организации, а также реализации мероприятий по совершенствованию системы организационно-целевого управления на конкретном предприятии.
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент как наука является самостоятельной областью знаний, изучает с теоретической точки зрения события, происходящие в организации и за её пределами, стремится понять мотивы людей к совместной работе.
В научных кругах и среди специалистовпрактиков распространено мнение, что «менеджмент» – понятие более узкое, чем «управление». Как известно, в процессе деятельности организации необходимо управлять разными видами ресурсов: средствами производства и рабочей силой.
Управление живой природой (биологической системой) и неживой природой (технической системой), в ходе которого рабочий (непосредственный исполнитель) воздействует средствами труда на предметы труда, не является менеджментом.
Менеджмент – это управление в социальных системах, когда происходит взаимодействие между работниками организации и формируются деловые отношения типа «начальник-подчинённый» или «лидерпоследователь» [3, 4].
Менеджмент предусматривает наличие на предприятиях профессиональных управляющих, которые руководят процессами, используя знания, умения и навыки в сфере управления, прошли специальное обучение, получили образование и овладели необходимыми компетенциями.
Менеджеры – это работники организации, исполняющие управленческие функции. Они осуществляют, прежде всего, общее (административное) руководство деятельностью в масштабе предприятия или его подразделения. Например, директор, начальник цеха, бригадир, являясь линейными менеджерами, несут общую ответственность за положение дел на своём участке работы, в том числе отвечают и за результаты деятельности подчинённых им специалистов.
Кроме того, менеджеры осуществляют специальное (технологическое) руководство, управляя функциональными сферами деятельности, такими как маркетинг, финансы, производство, кадры и др. Например, главные специалисты, начальники отделов и служб предприятия, являясь функциональными менеджерами, отвечают за результаты работы в своей области деятельности [1].
Управленческий труд имеет специфические особенности, которые отличают его от деятельности непосредственных исполнителей. Во-первых, работники управления не создают материальных ценностей; их роль состоит в принятии управленческих решений и координации усилий членов коллектива по достижению общих
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
- тенденция развития организации;
- специфические национальные факторы развития экономики.
Сущность менеджмента заключается в достижении руководством целей организации, используя физический труд, интеллект и мотивы поведения персонала. В теории организации категория «менеджмент» рассматривается с нескольких позиций [5]:
- во-первых, менеджмент как деятельность, представляющая собой совокупность управленческих функций (видов деятельности), основными из которых являются функции планирования, организации, мотивации и контроля;
- во-вторых, менеджмент как аппарат управления, в составе которого выделяют персонал трёх категорий, а именно линейный персонал (руководители всех уровней иерархии); функциональный персонал (специалисты организации); обслуживающий персонал (технические исполнители);
- в-третьих, менеджмент как явление, содержание которого заключается в том, что наука и искусство управления дополняют друг друга, образуя синтез и подчёркивая важность наличия у менеджера теоретических знаний в области управления и умения применять их в условиях реальной действительности.
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1[1]).
Рис. 1. Объекты и виды менеджмента
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
- целостности;
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности и оптимальности;
- сочетания централизации и децентрализации;
- демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 2[2]):
Рис. 2. Дерево целей
Функция управления — это вид управленческой деятельности, который характеризуется обособленным комплексом задач и осуществляется определенными способами.
Планирование - это процесс разработки плана, который впоследствии определяет то, что нужно достичь и какими рычагами [1, с. 178].
Функция организации направлена на создание условий для достижения указанных целей. Эта функция направлена на то, чтобы намеченные планы воплотить в жизнь. Функция организации напрямую связана с координацией задач и взаимоотношений людей.
Мотивация - процесс побуждения людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация и стимулирование близки по содержанию, но их не стоит смешивать.
Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда работников [1, с. 181].
Контроль – это процесс, который носит постоянный характер и обеспечивает достижение целей организации путем обнаружения проблем, которые возникают в процессе производственно - хозяйственной деятельности объектов управления [1, с. 182].
Благодаря контролю организация устраняет проблемы на пути выполнения заданий. Контроль позволяет определить и выявить ту деятельность, которая была эффективна при реализации задач для достижения поставленной цели. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач.
Функции менеджмента, которые входят в состав цикла менеджмента связаны между собой и находятся в постоянной взаимозависимости. Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, потому что по информации, которая получена при контроле, и ее анализу можно внести необходимые уточнения в намеченные планы организации.
Таким же образом связаны функции организации и мотивации. Эффективный контроль за работой персонала позволяет руководителю выявить лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации поощрять их к будущим успехам в работе. Именно от эффективности функции планирования зависит осуществление работы на производстве.
Технические виды деятельности являются наиболее простыми. Например, сбор и обработка информации, оформление документации не требуют очень высокой квалификации, сравнительно легко регламентируются и быстро осваиваются. По экспертным оценкам, технические операции занимают около 30% рабочего времени менеджера.
Логические работы выполняются в определённой последовательности по установленному порядку (алгоритму действий). Это, например, расчёты по формулам, сравнение показателей, экономический анализ. На выполнение таких действий приходится около 20% рабочего времени управленческого персонала.
Творческие виды деятельности являются наиболее сложными. К ним относятся, например, составление прогнозов, формулировка выводов, принятие решений в условиях кризиса. На их выполнение менеджеры затрачивают около 50% рабочего времени [6].