Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
Глава 2. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента (общие функции менеджмента; социально-психологические функции менеджмента; технологические функции менеджмента), являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 3[3]):
Рис. 3. Система функций менеджмента
Таким образом, система групп функций менеджмента определяет в организации отправные точки, которые позволят сделать работу более эффективной за счет грамотно принятых управленческих решений, хорошо налаженных коммуникаций, четкого планирования, а также осуществления своевременного контроля и эффективной мотивации персонала.
1.2. Организационное управление
Под организационным управлением понимается совокупность решений, определяющая, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляют для того, чтобы получить некоторый конкретный, совместный конечный результат. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.
Рассмотрим персонал как объект управления.
Персонал представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала – наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:
- по месту в управленческой структуре персонал можно подразделить на руководителей, специалистов, технический персонал, рабочих, обслуживающий персонал;
- по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты;
- по уровню квалификации;
- по половозрастной структуре;
- по стажу работы;
- по уровню образования.
Управление персоналом на предприятии – процесс воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.
Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе.
Для настоящего этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления сотрудниками в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют:
- отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией;
- вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании;
- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
- интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.
Рассмотрим функции управления персоналом.
Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:
- наем, отбор и прием персонала;
- деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;
- профориентацию и трудовую адаптацию;
- мотивацию трудовой деятельности персонала;
- организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;
- управление конфликтами и стрессами;
- обеспечение безопасности персонала;
- управление нововведениями в кадровой работе;
- обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала;
- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
- управление поведением персонала в организации;
- управление социальным развитием персонала;
- высвобождение персонала.
Рассмотрим методы и принципы управления персоналом.
Методы управление персоналом – это способы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.
- По стадиям процесса управления можно выделить: планирование, организацию, учет, анализ, мотивацию, контроль.
- По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения.
- По способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
- экономичность;
- перспективность;
- комплексность;
- простота;
- научность;
- прозрачность;
- автономность;
- согласованность;
- устойчивость;
- комфортность;
- многоаспектность;
- прогрессивность.
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
- концентрация;
- специализация;
- гибкость;
- непрерывность;
- ритмичность;
- параллельность.
Таким образом, сегодня все больше преобладают не учетные, а содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности служб управления персоналом, поэтому менеджер должен творчески перерабатывать информацию, нестандартно подходить к решению управленческих проблем[4].
Рассмотрим организационную структуру системы управления персоналом.
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Структура определяет внутреннее строение организации, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействия между ее внутренними элементами. Формирование организационной структуры системы управления персоналом происходит не сразу, а проходит следующие этапы:
- структуризация целей системы управления персоналом;
- определение состава функций управления, обеспечивающих реализацию целей всей системы управления персоналом организации;
- формирование состава подсистем организационной структуры;
- установление связей между подсистемами организационной структуры;
- определение прав и ответственности подсистем;
- расчет трудоемкости функций и численности подсистем;
- построение конфигурации организационной структуры.
Прежде всего, следует выделить плоские (одноуровневые) и многоуровневые структуры. Все типы организационных структур подразделяются на бюрократические и адаптивные.
Простейший тип бюрократических организационных структур называется линейной организационной структурой, организованной строго иерархически.
Вторым типом организационной структуры является функциональная организационная структура, построенная по принципу распределения функций внутри организации.
Еще одной разновидностью бюрократических организационных структур являются дивизиональные организационные структуры, которые возникли в связи с диверсификацией производства и расширением функций компаний.
Наиболее молодой тип организационных структур – адаптивная организационная структура – гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями внешней среды.
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. В отечественной практике используются следующие варианты:
- кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию;
- служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации;
- кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству;
- служба управления персоналом организационно включена в руководство организации;
- служба попадает в сферу деятельности «Контроллинга».
Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются руководители всех уровней, выполняющие функции управления по отношению к своим подчиненным, а также специалисты службы управления персоналом, выполняющие свои должностные обязанности.
Объектом управления являются работники организации, по отношению к которым реализуются управленческие функции при формировании трудового потенциала, его развитии, при проведении мотивационной политики, регулировании трудовых споров и межличностных взаимоотношений.
1.3. Целевое управление
Целевое управление – это метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения.
Целевое управление – это профессиональный подход к управлению, позволяющий установить:
- что должно быть сделано, включая определение степени предпочтительности работ;
- как это должно быть сделано;
- когда это должно быть сделано;
- сколько это будет стоить;
- какие параметры работ следует считать удовлетворительными;
- что сделано для достижения цели;
- какие и когда должны быть предприняты корректирующие действия.
Целевое управление ориентировано на конечный результат. Цель и результат в этом подходе неразделимы. Управляя работами по достижению цели, следует постоянно учитывать достигнутые результаты.
Перечисленные задачи целевого управления отражают единство цели и результатов. Первые четыре из них относят к функции планирования работ по достижению цели, а последние три – к функции контроля их результатов.
Метод управления по целям чаще всего применяют, когда в деятельности фирмы происходят резкие изменения, и она оказывается в условиях кризиса, и от всей управленческой команды требуется подчинить свою работу достижению главных целей. В такой ситуации руководство фирмы так или иначе приходит к особому режиму управления, определяемому в мировой практике как «управление по целям».
Управление по целям исходит из идеи выделения самых главных, приоритетных целей фирмы, а также целей более низкого уровня, работающих на главные цели. При этом устанавливается персональная ответственность за осуществление к сроку всех необходимых шагов и за достижение целей.
Элементы целевого управления:
- определение целевого назначения организации;
- формирование целей организации;
- использование целей организации в качестве ориентиров для работников аппарата управления;
- участие исполнителей в формировании целей своего труда;
- согласование целей и мотивов трудового поведения работников организации;
- согласование систем стимулирования труда с результатами в достижении целей организации.
Управление по целям (УПЦ) может быть определено как метод или как система управления организацией, одновременно обслуживающая как задачи планирования, так и всю деятельность организации. Управление по целям широко используется на практике, отражая положительную философию о человеке, об участии его в управлении.
В практике используется много форм УПЦ. Индивидуальные цели деятельности устанавливаются, начиная с менеджеров верхнего уровня до исполнителей включительно, т.е. сверху вниз.
Постановка задач в классической трактовке американской теории представляет собой цепочку двусторонних обсуждений плановых заданий, критериев оценки результатов труда и индивидуальных «стандартов исполнения» между руководителем и подчиненным.
Опытный директор самостоятельно сумеет оценить, насколько приводимый базовый вариант вписывается в существующие процедуры, насколько он соответствует собственному стилю управления, управленческой культуре компании, которую он возглавляет.
Руководителю предстоит также выбрать оптимальное соотношение между стимулированием за достижение индивидуальных целей и стимулированием на основе общих результатов, достигнутых компанией.
Высшее руководство определяет главные приоритеты для руководителей основных структурных подразделений, а те, в свою очередь, исходя из этих установок, прорабатывают совместно с подчиненными цели производств, собственных отделов и служб ключевых исполнителей. Компания устанавливает конечную дату разработки и обсуждения индивидуальных планов в организации. Документальное оформление может осуществляться через разработку списка целей должности и планов действий.