Файл: Нормативноправовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала в Свердловской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности нормативно-правовые документы:

Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000г. №117- ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации программы дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п.34 ст.217 НК РФ)18;

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Данный закон устанавливает унифицированную систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

− Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих данным категориям семей достойную жизнь. К числу подзаконных нормативных актов, формирующих базу системы законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, также относятся:

− Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели
19.

Таким образом, мы перечислили нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос предоставления материнского капитала.


Глава 2. Предоставление материнского (семейного) капитала

2.1. Проблемы получения и распоряжения материнским капиталом


Острой проблемой является отсутствие четкого механизма контроля за соблюдением срока исполнения обязательства лица, получившего сертификат, оформить приобретенное жилое помещение в общую долевую собственность, включая детей. Ввиду чего функции контроля за соблюдением прав несовершеннолетних берут на себя органы прокуратуры. Необходимо отметить, что нотариус, удостоверивший письменное обязательство оформить жилье в общую долевую собственность, полномочиями контроля не обладает, что можно отнести к существенным упущениям законодателя. Действующим законодательством в императивной форме не установлен обязательный размер доли несовершеннолетних детей в праве собственности на жилое помещение, приобретаемое с помощью материнского капитала.

В пункте 13 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016, указывается, что определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилое помещение20.

В пункте 2 письма Федеральной нотариальной палаты от 01.07.2016 N 2305/03–16–3 «О применении положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сообщается о том, что по условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) капитала, может быть увеличен. Если соглашением об определении долей предполагается уменьшение доли несовершеннолетнего собственника, на это требуется предоставление предварительного разрешения органа опеки и попечительства, так как данное соглашение повлечет уменьшение имущественных прав несовершеннолетнего лица21.

Определение долей по соглашению требует от нотариуса установления широкого спектра специфических обстоятельств, указывавших на отсутствие возможного спора, в частности, необходимо учитывать следующее:


– легитимность договора купли–продажи жилого помещения с использованием средств (части средств) капитала, в результате которого собственниками жилья становятся только дети владельца сертификата, может быть поставлена под сомнение;

– если жилое помещение приобретается исключительно только на средства капитала, необходимо выяснять, не была ли сделка направлена на обналичивание средств материнского капитала;

– если стоимость жилого помещения, указанная в договоре купли– продажи, не соответствует реальной стоимости, за которую была приобретена квартира, то определение долей по соглашению сторон невозможно.

Также не учитываются в должной мере права несовершеннолетних детей при заключении соглашения, определяющего размеры долей сособственников, так как, по мнению Министерства экономического развития, данное соглашение должно заключаться между дееспособными членами семьи, часть из которых является законными представителями несовершеннолетних, а именно отец и мать, другие же таковыми не являются (например, совершеннолетние братья и сестры), поэтому возникают две линии поведения лиц, заключающих соглашение: либо законными представителями будут соблюдаться и отстаиваться права несовершеннолетних, либо права несовершеннолетних будут нарушены или соглашение не будет заключено.

По нашему мнению, для соблюдения прав и законных интересов всех сособственников, указанных в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», доли необходимо признать равными за исключением случаев, когда дееспособные члены семьи готовы уменьшить или вовсе отказаться от своих долей в пользу несовершеннолетних. Также было бы правильно не предусматривать в соглашении об определении долей положение о возможности уменьшения долей участников общей долевой собственности, а предусмотреть запрет на раздел и отчуждение долей сособственников до приобретения полной дееспособности всеми сособственниками.

До настоящего времени законодатель четко не установил, кто и как осуществляет контроль за исполнением обязательства о выделе доли при использовании материнского капитала на улучшение жилищных условий. Следовательно, необходимо дополнить ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» статьей, которая бы предусматривала порядок и субъектов, осуществляющих контроль за выделом доли при использовании материнского капитала на улучшение жилищных условий. Отметим, что перечень способов использования средств материнского (семейного) капитала является исчерпывающим и не предусматривает возможности выдачи наличных денег под материнский капитал. Любые способы, позволяющие «обналичить» средства материнского (семейного) капитала, незаконны.


Популярными способами мошенничества с материнским капиталом являются также получение материнского капитала лицами, не имеющими на это законных прав (подделка свидетельства о рождении ребенка);

сообщение заведомо ложных сведений о себе и своей семье при подаче заявления в Фонд пенсионного и социального страхования, либо сокрытие информации, которая отменяет право на материнский капитал; приобретение недвижимого имущества под видом жилого помещения, а также предоставление фальшивых, недостоверных, подложных документов при оформлении материнского капитала.

Из–за мошеннических схем с материнским (семейным) капиталам сотни семей остаются без денег и жилья, а ущерб, который причиняется в результате данных преступных действий, оценивается в сотни миллиардов долларов.

В связи с этим полагаем, что положения Закона №256–ФЗ, устанавливающие конкретные направления распоряжения материнским (семейного) капиталом, необходимо либо исключить, либо существенно расширить, чтобы избежать соблазна вовлечения семей в незаконные схемы использования указанных средств. Препятствием в реализации средств материнского капитала являются социально–экономический фактор, в частности огромный разрыв между размером средств материнского (семейного) капитала и реальной стоимостью жилья на территории РФ.

Стоит сказать о том, что использовать средства материнского капитала для полноценного улучшения жилищных условий их получатели не имеют реальной возможности, поскольку за установленную сумму практически невозможно приобрести адекватное по своему состоянию жилье.

Невозможность получить средства материнского (семейного) капитала на иные нужды способствует росту различных мошеннических схем по так называемому «обналичиванию» средств господдержки.

Сомнительные организации и частные лица, пользуясь правовой неграмотностью семей, частично присваивают себе средства материнского (семейного) капитала в качестве «процента за операцию».

Считаем, что представляется необходимым рассмотреть дополнительные способы реализации средств материнского (семейного) капитала, расширив указанный в законе перечень способов использования мер государственной поддержки. В качестве дополнительных направлений, по которым могут быть реализованы средства материнского (семейного) капитала, предлагаем разумным включить следующие способы реализации средств материнского (семейного) капитала: