Файл: Нормативноправовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала в Свердловской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование материнского (семейного) капитала
1.1. Материнский капитал: понятие и сущность
1.2. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала
Глава 2. Предоставление материнского (семейного) капитала
2.1. Проблемы получения и распоряжения материнским капиталом
2.2. Предоставление материнского (семейного) капитала в Свердловской области
Получение определенной денежной суммы в качестве компенсации затрат, понесенных на лечение ребенка (детей) при подтверждении обоснованности расходов медицинскими документами (например, если у ребенка сложная, дорогостоящая операция, государство выделяет определенную денежную сумму из средств материнского (семейного) капитала).
Получение средств материнского (семейного) капитала в денежном выражении в исключительных случаях, таких как: тяжелая болезнь родителей (например, онкологическое заболевание, на лечение которого необходимы большие суммы денег); гибель одного из родителей, если его доход являлся основным для содержания и обеспечения детей.
Таким образом, роль ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», велика и неоднозначна. Бесспорно, что данный закон призван стимулировать рождаемость и решить демографическую проблему в Российской Федерации, но, с другой стороны, в ряде случаев возникают сложности при реализации данных мер государственной поддержки.
В ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеются некоторые проблемы, которые необходимо устранить:
отсутствие четкого механизма контроля за соблюдением срока исполнения обязательства лица, получившего сертификат, отсутствует позиция определения долей детей на жилое помещение, мошеннические схемы с материнским (семейным) капиталом, несоразмерность между размером средств материнского (семейного) капитала и реальной стоимостью жилья на территории РФ;
законодатель четко не установил, кто и как осуществляет контроль за исполнением обязательства о выделе доли при использовании материнского капитала на улучшение жилищных условий и другие проблемы, которые необходимо разрешить. Решением названных проблем является дополнение, внесение изменений в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
2.2. Предоставление материнского (семейного) капитала в Свердловской области
Материнский (семейный) капитал –это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).
Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 188 681,53 руб. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 775 628,25 руб. в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало22.
Предоставление материнского капитала и выдача сертификата, подтверждающего данное право, возможно только при наличии установленных законом условий. Указанные условия достаточно подробно описаны в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они определяют основные положения, которыми должно соответствовать лицо, претендующее на получение капитала, а также сам порядок получения средств капитала.
Во–первых, учитывая п. 1 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», должно быть соблюдено требование о том, что лицо, претендующее на семейный (материнский) капитал, обязано быть гражданином Российской Федерации, причем непосредственно на момент рождения или усыновления ребенка как основания возникновения права на капитал. Также важно, что усыновляемый ребенок был гражданином Российской Федерации, а рожденный ребенок должен стать гражданином России при получении свидетельства о рождении.
Во–вторых, лицо, которое претендует на материнский (семейный) капитал, должно иметь на это законное право.
В–третьих, чтобы получить семейный капитал, второй или последующий ребенок должен быть рожден или усыновлен в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года. В ст. 13 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 28 декабря 2017 были внесены поправки по поводу продления получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Заявление о выдаче сертификата на материнский капитал должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней. Такие требования установлены Федеральным законом № 256– ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Заявление заполняется самим обладателем материнского капитала либо уполномоченным лицом.
Условно в процедуре получения и использования материнского капитала можно выделить несколько этапов с вполне определенными сроками. Срок для возникновения права на получение маткапитала. Основанием для такого права является появление на свет (усыновление) второго и последующего ребёнка до конца 2021 года.
Срок для получения сертификата законодательством не ограничен. Обратиться за сертификатом правомочное лицо может даже после окончания срока действия программы. Однако на законодательном уровне установлено, что заявление о выдаче сертификата на маткапитал должно быть рассмотрено в течение 30 дней, включая день подачи заявления.
Использовать деньги на цели, предусмотренные законодательством (кроме погашения кредитов на жильё) семья сможет только по достижению ребёнком, по факту появления которого выдан сертификат, трёхлетнего возраста. Как было отмечено выше, документы на материнский капитал могут быть поданы в любой срок, независимо от того, когда возникло право на государственную помощь и действует ли программа материнского капитала.
На рассмотрение и выдачу сертификата уполномоченному госоргану законом отведены следующие сроки: 5 дней на регистрацию заявления, проверку комплектности пакета документов, уточнение сведений; 1 месяц на принятие решения; 5 дней на уведомление заявителя о принятом решении. Готовый сертификат можно получить лично или по почте. Само право на материнский (семейный) капитал имеет бессрочный характер.
По общему правилу использовать капитал можно только после трехлетия ребенка или после того, как пройдет 3 года со дня его усыновления. Но если семья не планирует использовать капитал более длительный срок, то закон не обязывает это делать. Получить капитал можно в любое время после рождения или усыновления ребенка.
Вопрос регулирования выдачи и использования материнского капитала в Свердловской области регулируется ЗО N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале".
Распоряжение средствами областного материнского (семейного) капитала (далее - средства) осуществляется при соблюдении следующих условий:
- лицо, претендующее на распоряжение средствами, имеет сертификат на областной материнский (семейный) капитал (далее - сертификат);
- обращение последовало не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого предоставляется областной материнский (семейный) капитал (далее - материнский капитал), за исключением случаев, указанных в части второй пункта 1 статьи 6 Закона Свердловской области от 20 октября 2011 года N 86-ОЗ;
- областной материнский (семейный) капитал предоставляется однократно;
- в случае выдачи сертификата ребенку при направлении средств на приобретение (строительство) жилого помещения, строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства имеется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.
Заявление о распоряжении средствами по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку подается лицом, получившим сертификат, представителем лица, получившего сертификат (далее - заявитель), в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства (пребывания) на территории Свердловской области (далее - управление социальной политики)23.
Средства областного материнского (семейного) капитала можно направить:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения);
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат на областной материнский (семейный) капитал;
3) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых ребенку (детям) расположенными на территории Свердловской области государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также расположенными на территории Свердловской области филиалами государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
4) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых ребенку (детям) расположенными на территории Свердловской области частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, расположенными на территории Свердловской области филиалами частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Свердловской области, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности;
5) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Свердловской области;
6) на оплату платных медицинских услуг, оказываемых ребенку (детям) и (или) лицу, имеющему сертификат на областной материнский (семейный) капитал, расположенными на территории Российской Федерации медицинскими организациями и санаторно-курортными организациями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке;
7) на приобретение садовых или огородных земельных участков, а также садовых домов, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок, путем безналичного перечисления указанных средств организации или физическому лицу, осуществляющим отчуждение указанных объектов, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;