Файл: Нормативноправовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала в Свердловской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ученые, которые отстаивают положительное влияние федеральной программы материнского (семейного) капитала, приходят к заключению, что материнский (семейный) капитал является своевременной и актуальной, в чем то даже инновационной мерой мера государственной социальной поддержки семей с детьми, которая позволила бы решать не только в долгосрочной перспективе демографическую проблему общества, но и «здесь и сейчас» текущие проблемы семей с детьми (особенно ярко это прослеживается в при направлении материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семьями, проживающими в сельской местности)8.

Если говорить в целом об улучшении демографической ситуации в Российской Федерации во время действия данной федеральной программы, то можно отметить положительную динамику среди показателей рождаемости населения. Однако, несмотря на то, что, сама идея материнского (семейного) капитала, достаточно позитивна, целесообразна, предполагает дополнительную помощь гражданам, имеющим детей, следует отметить, что существует ряд проблем, связанных с реализацией законодательства о материнском (семейном) капитале9.

Одной из первых таких проблем является расширение направлений по использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Так, возможно те семьи, которые не воспользовались своим правом на материнский (семейный) капитал, хотели бы использовать данную выплату на другие направления, например, на покупку автомобиля, лечение и оздоровление детей и родителей, образование родителей и т. п.

Направление средств материнского (семейного) капитала на оплату образования одного из супругов позволит гражданам найти более высокооплачиваемую работу, а следовательно, улучшить финансовое благосостояние своей семьи10.

Целесообразным было бы предоставление возможности использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на дорогостоящее лечение и лекарства, которой могли бы воспользоваться все члены семьи владельца сертификата, поскольку здоровая нация и есть основной «капитал» Российской Федерации.

Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие возможности использовать материнский (семейный) капитал по некоторым направлениям сразу после рождения ребенка, а не ждать достижения ребенком возраста 3-х лет11.

Законом предусмотрены случаи, когда возможно использовать средства материнского (семейного) капитала до достижения ребенком, в связи с которым возникло право на данную федеральную выплату, возраста 3-х лет. Так, «со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи рождением (усыновлением) которого возникло право на» материнский (семейный) капитал, средствами материнского (семейного) капитала, в соответствии с ч. 6.1 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ, можно воспользоваться «на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты».


Однако, проанализировав действующие нормы ч. 6.1 ст. 7 и ч. 6 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ, можно прийти к выводу, что они являются коллизионными. Так, Федеральным законом от 01 марта 2020 г. № 35-ФЗ в связи с предоставление возможности женщинам, родившим (усыновившим) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, получения материнского (семейного) капитала, в ФЗ № 256-ФЗ были внесены некоторые изменения и дополнения. Одним из которых было изменение в ч. 6.1 ст. 7 данного закона фразы «второго, третьего ребенка или последующих детей» на фразу «ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки».

В то же время законодателем не были внесены аналогичные изменения в ч. 6 ст. 10 вышеуказанного закона, в которой указано, что «средства материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения могут направляться независимо от срока, истекшего со дня рождения второго, третьего ребенка или последующих детей»12.

Для устранения данной коллизии, целесообразным бы было внести изменение в ч. 6 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ по аналогии с изменением ч. 6.1 ст. 7 этого же закона. Остается не решенной до настоящего время проблема равенства матерей и отцов в предоставлении им права на получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им.

Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав, как женщин, так и мужчин. «Изначально материнский (семейный) капитал рассматривался как выплата для матерей, и получить его могла только женщина, но с течением времени правила изменились. Сегодня государственный сертификат на материнский (семейный) капитал может получить и отец, только для его получения предъявляются более жесткие условия».

Однако наблюдается коллизионное явление в законодательстве, такое как отсутствие у отца права направить средства материнского (семейного) капитала на накопительную часть его пенсии. Поэтому для устранения данного пробела целесообразно добавить в п. 3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ подпункт о праве отца использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на накопительную часть его пенсии.

Также сегодня остается недостаточно изученной, и поэтому актуальной, проблема реализации своих прав на получение и использование материнского (семейного) капитала женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Данная проблема носит несколько организационный характер, в силу ограниченности доступа заключенных к информационным ресурсам, Интернету.



Также нигде в законодательстве не определен порядок, как заключенные женщины могут воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала, возможно ли ей передать такое право по доверенности третьему лицу, например, с целью приобретения жилого помещения и улучшения жилищных условий детей, находящихся под опекой или попечительством в период отбывания женщиной наказания13.

Поскольку в настоящее время все большую популярность набирает электронный документооборот, то одним из вариантов решения данной программы могла бы быть организация отдельных компьютерных мест с ограниченным доступом только к сайтам «Госуслуги» и Фонда пенсионного и социального страхования в присутствии наблюдающих лиц, а также составление электронных доверенностей, подписанных электронной цифровой подписью.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что, несмотря на существующие недочеты, государственная программа по предоставлению материнского (семейного) капитала является уникальной и эффективной, поскольку помогает значительному количеству семьям, имеющим детей, улучшить свое благосостояния, позволить себе улучшение жилищных условий14.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что материнский (семейный) капитал как перспективная и экономически оправданная форма социальной поддержки семей с детьми является необходимым инструментом в области стабилизации и улучшения социальной и демографической политики, особенно это касается граждан, которые имеют детей.


1.2. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала


Право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

− оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

− один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

− один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок был рожден на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

− оба родителя ребенка либо единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство15.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ № 256-ФЗ имеют право на дополнительные меры государственной поддержки следующий категории граждан:

− женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

− женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

− мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки
, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае: смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Право не может возникнуть у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей16.

Право на дополнительную меру государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в ч. 3 ст.3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в ч.3 статьи 317.

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ — государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Сертификат относится к бланкам унифицированного (имеющему единый общепринятый вид) государственного образца, категории бланков строгой отчетности, выдающихся лично в руки обладателю данного права на государственную поддержку. При этом личность претендента на государственную поддержку должна быть установлена и проверена территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования. Право получения сертификата определяется комиссией по решению присвоения права на материнский (семейный) капитал. Сертификат не может быть передан в третьи руки, использован другим человеком, кроме заявленного как получатель права на государственную поддержку.