Файл: Нормативноправовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала в Свердловской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тема: Нормативно-правовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала в Свердловской области

Оглавление


Введение 1

Глава 1. Правовое регулирование материнского (семейного) капитала 3

1.1. Материнский капитал: понятие и сущность 3

1.2. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала 11

Глава 2. Предоставление материнского (семейного) капитала 15

2.1. Проблемы получения и распоряжения материнским капиталом 15

2.2. Предоставление материнского (семейного) капитала в Свердловской области 19

Заключение 24

Список использованных источников 26


Введение


Важность поддержки молодых семей, повышение уровня материального благосостояния граждан, как подтверждают многочисленные исследования, является одним из главных факторов, влияющих на увеличение рождаемости. Собственно невозможность большинства семей в Российской Федерации улучшить свои жилищные условия из-за высокой цены на жилье, материальные расходы, возникающие в семьях, связанные с рождением детей, являются одним из решающих факторов, влияющих на принятие решения парами о рождении не только второго и последующих детей, но и первого. Также если посмотреть в обратной связи между демографической и экономической ситуацией, то можно увидеть, что увеличение уровня рождаемости и естественного прироста населения способствует развитию, укреплению и увеличению экономического потенциала государства.

В последние десятилетия проблема низкой рождаемости является острой для современной России. Тенденция к уменьшению рождаемости характерна для большинства развитых и развивающихся стран. Так, обращаясь к статистике, начиная с 1992 естественный прирост становится отрицательным, и начинает падать с каждым годом. На фоне спада рождаемости в 1990–х годах, а также малоустойчивой демографической ситуации сегодня, абсолютно закономерно, что Правительство, изучив динамику рождаемости и смертности в стране, в начале 2000– х годов пришло к выводу, что если в ближайшие годы, не принять активные меры по стимулированию рождаемости, то население России в ближайшем будущем уменьшится на несколько миллионов человек
, а это уже ведет к прямой угрозе нашему государству. Именно в этом заключается актуальность курсовой работы.

Грамотно разработанная и последовательно реализуемая семейная политика, как на федеральном, так и на региональном уровне, представляется залогом социальной безопасности и благополучия населения. Таким образом, создание условий для благополучия и здоровья семьи, а также оказания поддержки в трудных жизненных ситуациях, является одной из основных стратегий развития государства.

Объектом настоящего исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъектов права в результате получения и использования материнского (семейного) капитала.

Предмет курсовой работы – материнский (семейный) капитал.

Целью работы является изучение вопроса нормативно-правовое регулирование предоставления областного материнского (семейного) капитала.

Задачи, направленные на достижение цели:

- определить понятие «материнского капитала»;

- рассмотреть правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала;

- выявить проблемы получения и распоряжения материнским капиталом;

- раскрыть сущность предоставления материнского (семейного) капитала в Свердловской области.

Структура курсовой работы представляет собой: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Методологическую основу исследования составляют методы: анализа (нормативно-правовых актов), синтез, статистический метод.

Глава 1. Правовое регулирование материнского (семейного) капитала

1.1. Материнский капитал: понятие и сущность


В Российской Федерации «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» и общества.

Эта позиция закреплена в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативных актах, изданных на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»1.

Преодоление демографического кризиса в Российской Федерации на сегодняшний день является одной из основных и важных задач государства. Знаковым событием в реализации государственной семейной политики, направленной на улучшение жилищных условий семей, имеющих детей, стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — ФЗ № 256-ФЗ)

2.

Основной целью данного закона было стимулирование рождения в семье второго ребенка и упорядочиванию отношений, связанных с приобретением и реализацией права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ «право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, имеют следующие лица:

– мать, имеющая гражданство Российской Федерации и родившая (усыновившая) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, второго начиная с 1 января 2007 года, а также третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года при условии, что она ранее не воспользовалась правом на получение материнского (семейного) капитала;

– отец, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем первого ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2020 года, или второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2017 года, и он не воспользовался этим правом ранее;

– отец, независимо от гражданства, в случае, когда право матери на материнский (семейный) капитал прекращается (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав, отмены усыновления, совершения в отношении своего ребенка умышленного преступления);

– мужчина, воспитывающий второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, или первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющийся их отцом (усыновителем), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

– ребенок (дети в равных долях), в том числе несовершеннолетний ребенок, совершеннолетний ребенок, обучающийся очно в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, за исключением дополнительного образования, до окончания обучения, возрастом не более 23-х лет, в случае, если у родителей (единственного родителя) прекратилось право на получение материнского (семейного) капитала3.

У лиц, которые усыновил детей своего супруга, право на получение материнского (семейного) капитала не возникает. Вопрос исключения из круга лиц, имеющих право на дополнительные меры поддержки
, усыновителей пасынков и падчериц был предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Так, Конституционный суд Российской Федерации в своём определении от 22 ноября 2012 г. № 2166 О признал данное положение соответствующим Конституции РФ исходя из цели закона4. По мнению суда, устанавливая такое правовое регулирование, законодатель исходил из того, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными обстоятельствами. Пасынки (падчерицы) воспитываются в семье и потому не нуждаются в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их статуса в качестве детей, имеющих родительское попечение (пусть и от единственного родителя)5.

Данная позиция является спорной, потому что ограничивает права определенного круга лиц на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала.

Пасынок (падчерица) является таким же ребенком, как и усыновленный, и лица, воспитывающие как собственных детей, так и детей своих супругов, должны иметь равные права с лицами, которые в соответствии с действующим законодательством о материнском (семейном) капитале имеют такое право, поскольку одной из задач данной федеральной программы является не только увеличение рождаемости населения, но и улучшение благосостояния и материальных и жилищных условий в семье.

С мая 2020 года выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал производится только в электронном виде. Цифровая версия включает те же сведения, которые раньше были в бумажном сертификате.

В настоящее время, чтобы распорядиться средствами материнского (семейного) капитала гражданин должен подать лично или по доверенности в Фонде пенсионного и социального страхования, МФЦ, онлайн через личный кабинет на сайтах Госуслуг и Фонде пенсионного и социального страхования соответствующее заявление установленного образца.

Также в случае приобретения жилого помещения с использованием кредитных средств и средств материнского (семейного) капитала такое заявление может быть подано гражданином через банк.

Материнский (семейный) капитал нельзя продать, обменять, передать по наследству, разделить между супругами или «обналичить», поскольку это целевая выплата.


Любые схемы «обналичивания» материнского (семейного) капитала являются противоправными действиями, квалифицируются как мошенничество и преследуются уголовным законодательством Российской Федерации. В настоящее время средства материнского (семейного) капитала можно использовать полностью или частично по следующим направлениям:

– «на улучшение жилищных условий семьи;

– на получение образования ребенком (детьми); – на формирование накопительной пенсии матери;

– на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

– получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В период с 2007 по 2021 годы органами Пенсионного фонда РФ было выдано порядка 12 млн. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, из которых более 1,5 млн в беззаявительном режиме, на общую сумму свыше 3,2 трлн. рублей6.

По состоянию на конец 2021 года около 9,5 млн. семей полностью или частично использовали материнский (семейный) капитал на выбранные ими цели7.

Наиболее востребованным направлением его использования было и остается улучшение жилищных условий семей с детьми, поскольку из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи наиболее важным является приобретение собственного жилья.

Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые семьи, имеющие детей, и многодетные семьи. Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения в Российской Федерации, проведённого в 2020 году, семьи с детьми в 3,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают необходимость в улучшении жилищных условий, а семьи, имеющие 3-х и более — почти в 4 раза.

Следовательно, прослеживается то, что использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий с начала действия данной федеральной государственной программы и по настоящее время является наиболее востребованным целевым направлением среди граждан, на которое в соответствии с данными Росстата в среднем приходится 70–90 % использованных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.

Федеральный программа по выплате материнского (семейного) капитала действует в Российской Федерации уже шестнадцатый год. В течение этого периода проводилось немало исследований по эффективности действия, применения и реализации этой дополнительной меры государственной поддержки граждан.