Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1773
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1. Сущность мотивации и ее роль в управлении персонала
1.2. Основные теории мотивации
1.3 Современные способы мотивации персонала
1.4 Характеристика основных проблем мотивации труда
2. Анализ системы мотивации в гостинице «ВАЛС»
2.1 Краткая характеристика гостиницы «Валс»
2.2 Анализ системы мотивации персонала гостиницы «Валс»
2.3. Пути совершенствования системы мотивации персонала гостиницы «Валс»
Планирование карьеры сотрудника представляет собой продвижения по ступеням квалификационного и должностного роста, помогающему ему развить и привести в реальность профессиональные знания и навыки, в интересах организации. Планированием по карьерной лестнице в организации могут заниматься непосредственные руководители и специалисты по персоналу.[24]
Сотрудникам организации могут быть предоставлены как формальные, так и неформальные консультации по развитию карьеры. На данный момент в «ВАлс» возможность использования неформальной формы консультирования сотрудников по поводу развития карьеры. Консультация служит частью оценки работы сотрудника. Функции консультанта могут исполнять как непосредственный руководитель, так и специалист по кадрам.
Представим в виде рисунка 4 организацию работы по планированию карьеры сотрудников.
Рисунок 4 - Организация работы по планированию карьеры сотрудников ООО «ВАлС»
Рассмотренные нами выше мероприятия способны заложить основу функционирования системы управления карьерой в гостиничном комплексе. Дальше уже на основе изучения потребностей и интересов сотрудников провести развитие карьерной системы и используемых методов стимулирования. В дальнейшем хорошо сформулированные условия по развитию системы управления карьерой смогут помочь сотрудникам определиться с целью их продвижения, дать информацию о возможностях развития карьеры внутри организации и сочетать потребности и цели сотрудника с целями организации.
Психологический климат в коллективе является главным условием повышения эффективности. Психологический климат – это межличностное и групповое отношение, которое напрямую связано с работниками организации и отражающее трудовую мотивацию, жизненную позицию и отношение к совместной работе и друг к другу. Устойчивость психологического климата служит теплой атмосферой в коллективе и удовольствием, с которым люди приходят на работу. Был проведен опрос среди сотрудников о состоянии психологического климата в коллективе. Результаты опроса представлены ниже на рис. 5.
Рисунок 5 - Состояние психологического климата в коллективе ООО «ВАЛС» по мнению сотрудников, %
По рис. 5 можно сделать вывод, что психологический климат в коллективе очень напряженный. Что бы выяснить причину этого напряжения мы провели опрос о неблагоприятных факторах, влияющих на психологический климат в коллективе (рис. 6).
Рисунок 6 - Факторы, негативно влияющие на психологический климат в коллективе, по мнению сотрудников ООО «ВАЛС», %.
Рис. 6 показывает, что атмосфера в коллективе действительно напряженная. Возникают конфликты, есть неудовлетворенность материальной мотивацией. Для нормального психологического климата в организации необходима высокая квалификация руководителя и умение выполнять функции управления. Чтобы предотвратить конфликтные ситуации необходимо конкретно разъяснять требования к работе для всех сотрудников организации. Чтобы уладить конфликтные ситуации нужно проводить организационные совещания, давать возможность обращаться с предложениями или просьбами к вышестоящим лицам, руководству прислушиваться к мнению своих подчиненных и т.д.
Для снятия напряженной обстановки и сплоченности коллектива можно предоставлять коллективную работу или коллективные игры (например: чья команда первой выполнит работу, получает премию), устраивать корпоративные вечеринки, предоставлять возможность коллективного обсуждения возникающих проблем на совещаниях, поддерживать инициативу и предложения сотрудников и т.п.
Вышеперечисленные методы мотивации сотрудников помогут создать теплую атмосферу в коллективе, а так же помогут сотрудникам раскрыть свои способности и раскрепоститься в отношении работы. Внедрение этих методов позволит устранить все негативные факторы, которые выделили сотрудники ООО «Валс».
Нужно отметить, что важным для персонала момент – это создание благоприятного и удобного рабочего места, которое будет обустроено необходимой техникой. Сотрудники считают неблагоприятным фактором то, что их компьютеры очень старые и постоянно «виснут», тем самым не дают нормально выполнять работу. И лампочки в кабинете перегорели, в темноте работать тяжело. Закупка нового оборудования и освящения на отдел так же является мотивирующим фактором для сотрудников.
Кроме того, в работе был проведен опрос для определения удовлетворенности заработной платой и материальной составляющей мотивации.
Результаты показаны в виде диаграммы на рис. 7.
Рисунок 7 - Удовлетворенность сотрудников своим заработком в ООО «Валс» %
По рис. 7 можно сказать что, «удовлетворены» своим заработком всего лишь 23,7% опрошенных. «Не совсем удовлетворен» и «когда как» 56% опрошенных. Для выяснения причины недовольства размерами своей заработной платы мы задали сотрудникам вопрос: «Зависит ли размер заработной платы от результатов труда?» и «Всегда ли известно, за что выплачивается премия?» (Приложение Г)
По результатам можно сделать вывод, что большинство сотрудников даже не знают, за что получают премию и как она зависит от результатов их труда, следовательно, у персонала отсутствует стимулирующая функция премиальных выплат. Сотрудники снижают свои усилия до минимума, т.к думают, что их трудовой вклад никак не оценивается.
Можно сделать вывод, что для полного стимулирования труда в материальном плане, нужно разработать схему начисления удержаний/доплат и донести ее до сотрудников (Приложение Д). Эта схема должна быть:
1.Гибкой (дающая возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы).
2.Начисления удержаний/доплат должны быть простыми и понятными каждому работнику.
3.Размеры поощрения должны быть психологически и экономически обоснованы (больше и реже).
4.Поощрения должны формировать у сотрудников ощущение справедливости материальных вознаграждений.
5. Поощрение персонала важно создать по таким показателям, которые воспринимаются каждым как правильные.
Таким образом, исходя из анализа, можно сделать вывод что, главной проблемой в гостиничном комплексе ООО «Валс» является незаинтересованность руководства организации в мотивации персонала. При этом не учитывается информация о личных качествах работников, отсутствует личностный рост в организации, возможность самореализации, развития творческого потенциала и не отлаженная система оплаты поощрений и труда.
Можно сделать вывод о том, внедрив предложенные нами методы мотивации труда персонала, мы решим проблемы, выделенные нами при анализе существующей системы мотивации: к каждому сотруднику будет индивидуальный подход. Так же будут учтены его личностные качества, обеспечены нематериальные стимулы; планирование карьеры позволит учитывать время, отработанное сотрудником на одной должности, поможет раскрыть внутренний потенциал человека, наиболее полно использовать все способности сотрудника; будут удовлетворены и базовые потребности в достойной заработной плате и нормальном рабочем месте; будет создан благоприятный климат, что позволит людям работать более слаженно.
Заключение
Самым общим понятием мотивации человека к действию является совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают направленность на достижение определенной цели. В основе мотивации лежат потребности человека.
Существуют две групп݀ы теорий мотивации: процессуальные и содержательные. Теории мотивации рассматривают факторы, которые оказывают влияние на мотивацию. В большей мере акцент всех теорий сконцентрирован на анализе потребностей человека и их влияния на мотивацию.
В работе были проведены опросы сотрудников, которые помогли оценить степень их удовлетворенности от существующей системы мотивации труда персонала. По итогам опросов были выделены основные проблемы, существующие в организации. Для их решения были предложены мероприятия по ее усовершенствованию: создание удобного рабочего места;
поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, планирование карьеры сотрудников, которое позволяет не только реализовать их трудовой потенциал, но и их личные качества будут учтены и замечены; разработка новой системы премирования, она учитывает вклад каждого сотрудника, что способствует стимулированию труда. Была предложена схема дополнительных удержаний и доплат для сотрудников.
Эффективность внедренных предложений по мотивации труда персонала в ООО «Валс» показал, что отношения внутри коллектива должны стать более позитивными, доброжелательными, так же уменьшиться количество конфликтов, что благотворно влияет на рабочий процесс, сотрудники должны почувствовать, что их труд оценивается, и стали бы усердней работать. Это в конечном итоге должно привести к увеличению прибыли в организации.
Список использованной литературы
- Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин. – М.: Генезис, 2015.– 248 c.
- Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2015. - 224 c.
- Блок К.Д., Жернова Н.А. Эффективная система мотивации на предприятия: синтез материально и нематериальной мотивации // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2014. – № 5. – С. 361–364.
- Бугаков В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 237 c.
- Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 400 c.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
- Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты. Методики. Практика / Е.Ветлужских.– М.: Альпина Паблишер, 2015.– 152 c.
- Волосский А.А. Мотивация и стимуляция труда / А.А. Волосский. - М.: Техносфера, 2018. – 524 c.
- Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник для академического бакалавриата / А.Л. Гапоненко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 342 с.
- Дрогобыцкий А. Теоретико-методологические основы кадровой работы в крупной компании // Проблемы теории и практики стратегии управления. -2016.-№ 5. - С. 98-105.
- Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2016. – 236 с.
- Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров/ Литвинюк А.А. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 398 с.
- Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
- Мелихов Ю.Е. Управление персоналом: учебное пособие / Ю.Е. Мелихов.– М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.– 193 c.
- Менеджмент: учебное пособие/ Глазов М.М. и др. изд.3-е, доп. И перераб. – СПб.: Астерион, 2014 – 433 с.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c.
- Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие/ П.В.Матраева, Д.Л.Михайлин, А.В.Беляк, Г.И. Михйлин.– Дашков и К, – 2016. – 102 с.
- Салихов А.А., Абдрахимова Р.Г. Мотивация персонала: Символ науки. – 2016. – №5-1. – С.145 – 147.
- Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
- Хлопова Т. Без личного интереса нет трудовой активности / Т.Хлопова / Служба кадров. –2015. –№1. – С. 40 – 48.
Приложение А
Организационная структура ООО «ВАЛС»
Приложение Б
Оценка методов мотивации, 2017 и 2018г.
Приложение В
Оценка методов мотивации, применяемых в ООО «ВАЛС»
№ n/n |
Методы мотивации |
Руководители |
Специалисты |
||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
||
1 |
Условия труда |
3,2 |
3,5 |
3,1 |
3,4 |
2 |
Заработная плата |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
3 |
Нематериальные выгоды |
3,5 |
3,6 |
3,4 |
3,5 |
4 |
Решение социальных проблем |
3,7 |
3,9 |
3,7 |
3,8 |
5 |
Знания целей, задач |
3,8 |
4,0 |
3,7 |
3,9 |
6 |
Коммуникации |
4,1 |
4,2 |
4,0 |
4,1 |
7 |
Отношения в коллективе |
3,2 |
3,4 |
3,2 |
3,3 |
8 |
Карьера |
3,2 |
3,5 |
3,1 |
3,4 |
9 |
Обучение |
3,3 |
3,5 |
3,0 |
3,4 |
10 |
Рост мастерства |
4,1 |
4,3 |
4,0 |
4,4 |
11 |
Самостоятельность |
4,2 |
4,3 |
4,2 |
4,3 |
12 |
Ответственность |
4,3 |
4,5 |
4,4 |
4,5 |
Приложение Г
Зависимость заработной платы от результатов труда ООО «ВАЛС», %
Всегда ли известно, за что выплачивается премия ООО «Валс», %
Приложение Д
Перечень доплат и удержаний для сотрудников «ВАЛС»
№ п/п |
Отклонение в работе |
Надбавка (+) / Удержание (–) руб. |
1 |
Завершение запланированного объема работ в более ранний срок |
+1000 |
2 |
Невыполнение запланированного объема работ в срок |
–800 |
3 |
Опоздание на работу более чем на 30 минут без предупреждения |
–1000 |
4 |
Совмещение профессий и должностей |
+800 |
5 |
Отказ выполнять требования руководства |
–1000 |
6 |
Обучение новых сотрудников |
+500 |
7 |
Отсутствие на работе без уважительной причины |
–1000 |
8 |
Внесение рационального предложения |
+500 |
9 |
Участие во внедрении рационального предложения |
+1000 |
10 |
Проявление инициативы в организации праздников |
+800 |
11 |
Увеличение объема продаж |
+1000 |
12 |
Премия к Новому году |
+1000 |