Файл: Система управления миграционными процессами Российской Федерации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы регулирования миграционными процессами
1.1. Понятие миграции и миграционного процесса
1.2. Классификация миграционных процессов
Глава 2. Характеристика миграционной политики Российской Федерации
2.1. Исторический опыт миграционных процессов в России
2.2. Организационная структура управления миграционной деятельности в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования управления миграционными процессами в России
3.1. Анализ и выявление проблем в управлении миграционными процессами в Российской Федерации
3.2. Рекомендации по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации
Введение
Процесс управления трудовой миграцией в России, является важным политическим и социальным вопросом. Мигранты являются носителями иных культурных, религиозных традиций и поведенческих стереотипов, тяжело приспосабливаются к новой нормативной модели трудового и социального поведения в стране входа. Последствия низкого уровня социальной адаптивности мигрантов формируют проблему слабой общественной толерантности к иностранным трудовым мигрантам, провоцируя социальную напряженность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что с одной стороны миграция способствует социально-экономическому развитию государства, а с другой, миграция связана с усилением нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру в местах проживания мигрантов, повышением напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, стихийным характером. Таким образом, актуальность темы обусловлена возросшей сложностью миграционных процессов в Российской Федерации и общественной потребностью в их эффективном регулировании.
Объектом данного исследования является система управления миграционными процессами Российской Федерации.
Предметом данного исследования служит миграционная политика Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является анализ системы управления миграционными процессами в Российской Федерации и предложение рекомендаций по совершенствованию инструментов ее реализации.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- Дать определение понятию «миграция» и «миграционный процесс»;
- Рассмотреть классификацию миграционных процессов;
- Рассмотреть исторический опыт миграционных процессов в России
- Изучить законодательную базу, регулирующую деятельность в сфере миграционной политики Российской Федерации;
- Рассмотреть деятельность органов власти, занимающихся деятельностью в области миграционной политики;
- Ознакомиться с организационной структурой управления миграционной деятельности в Российской Федерации;
- Произвести анализ и выявление проблем в управлении миграционными процессами в Российской Федерации
- Предложить рекомендации по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации
На сегодняшний день проблема управления миграционными процессами является достаточно разработанной и освященной в различной литературе, СМИ, а также в публикациях периодических изданий. Методологическую базу данного исследования составляют контент-анализ, социологические методы анализа, эмпирические методы исследования.
Теоретическая база исследования включает в себя научную труды выдающихся специалистов в сфере государственного и муниципального регулирования, миграционной политики, юриспруденции. Проблемам развития миграционных отношений в России посвящены труды отечественных исследователей, таких как: С.Е. Метелев, В.Н. Петров, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, В.А. Волох, М.Ю. Ежова и многих других. Потребность в многоаспектном познании механизмов и тенденций миграции возросла ныне чрезвычайно и обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих отраслей научного знания.
Данная курсовая работа включает в себя 35 страниц и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы регулирования миграционными процессами
1.1. Понятие миграции и миграционного процесса
Известно множество направлений к исследованию понятия миграции населения. Такие дисциплины как демография, экономика, социология, культурология, политология, правоведение, география, история, антропология относятся к обществоведческим дисциплинам и рассматривают миграцию населения каждая под своим углом зрения. Рассмотрим понятие миграции с точки зрения государственного управления.
Миграция – это процесс изменения постоянного места проживания, переселение, перемещение людей или социальных групп в другой регион, географический район или страну сроком не менее шести месяцев [26, с.14].
Под миграцией также понимают одну из форм движения населения, при которой изменение места жительства на значительное время и расстояние сопровождается значимыми социальными, экономическими, политическими, демографическими последствиями (явными и скрытыми, позитивными и негативными, текущими и долгосрочными и т.д.).
В основе всех миграционных процессов лежат причины различной природы: политические, экономические, национальные, социальные, религиозные и т.д. [15, с. 58-59].
Исторически перемещения людей из одной области в другую, в многочисленных группах, иногда на большие расстояния – не только внутри государства, но и прежде всего между странами и континентами – происходили как в форме добровольного переселения, так и в форме ненамеренного перемещения, которая включала в себя работорговлю, торговлю людьми и этническую чистку [21, с. 24].
На начальных этапах миграции особую значимость имели природные ресурсы и военно-политические факторы, в дальнейшем – торгово-экономические. Следовательно, на данных этапах общественного развития суть понятия «миграция» отражали такие термины, как «заселение» или «освоение» [24, с. 18].
Людей, которые участвовали в процессе миграции, стали называть иммигрантами, а лиц, переселившихся за пределы родины – эмигрантами. В свою очередь, небольшие группы людей, покидающие свою территорию в силу определенных обстоятельств, часто чрезвычайных, начали относить к категории «беженцев». В целом вся совокупность различных категорий участвующих в процессе миграции людей получила определение «мигранты» [15, с.67].
В настоящее время саму миграцию как явление традиционно определяют как «мобильность или как подвижность, она же – движение, перемещение, переселение, перераспределение». Что касается понятия «миграция населения», то наиболее точной и полной из всех имеющихся трактовок, на наш взгляд, является следующая формулировка:
Миграция населения – это любое перемещение населения через границы тех или иных территорий (как внешних, так и внутренних административно-территориальных образований), с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время, независимо от факторов, побудивших людей к такого рода переселению (притягивающих или выталкивающих) [26, с.24-26].
В свою очередь, под иммиграцией понимается «процесс, при котором лица, не являющиеся гражданами данной страны, перемещаются в страну с целью поселения (урегулирования)» (рассматривается по отношению к стране, куда въезжают мигранты). Эмиграция же подразумевает переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам и рассматривается по отношению к стране, откуда выезжают мигранты. Другими словами, во всех трех случаях речь идет о перемещении людей, и в этом смысле понятие «миграция населения» является общим для всех, в то время как термины «иммиграция» и «эмиграция» – более частными, зависящими от характера миграции / направления движения мигрантов.
Наиболее сложным представляется разграничение понятий «миграция населения» и «миграционный процесс». Прежде всего, отметим, что в настоящее время во многих источниках одновременно говорится и о миграции как о движении населения, и о миграционных процессах. При этом определение последнего термина, как правило, не дается: зачастую он используется как категория, тождественная «миграции» [15, с.43].
Разница в понимании миграции и миграционного процесса заключается в том, что в первом случае речь идет о любом перемещении людей, которое может носить разовый, бессистемный, хаотичный характер, детерминированный теми или иными факторами и обстоятельствами. Во втором же случае речь идет о системном, в той или иной степени упорядоченном явлении, включающем в себя совокупность определенных стадий и последовательность их реализации [24, с. 73].
Кроме того, понятие миграционный процесс, в отличие от миграции, имеет под собой еще и правовое основание, а, следовательно, может рассматриваться и как правовое понятие. С этой точки зрения миграционный процесс, как и любой другой процесс, должен быть закономерным и последовательным, а все его стадии должны подчиняться правовому регулированию, основой которого выступают определенные международные стандарты и национальное законодательство [15, с. 65].
Исходя из сказанного выше и основываясь на комплексном подходе к миграционному процессу, можно заключить, что под ним следует понимать процесс перемещения людей через внешние, либо внутренние границы административно-территориальных образований, подчиненный государственно-правовому регулированию, связанный с реализацией их личных и общественных интересов, и, как правило, влекущий приобретение ими нового правового статуса [21, с.87].
1.2. Классификация миграционных процессов
Для понимания сущности миграции необходимо классифицировать виды миграции, что позволит проследить ее направленность. Классифицировать миграцию можно с помощью следующих критериев:
- по правовому статусу — законная и незаконная;
- по территориальному признаку — международная и внутренняя;
- по мотивам — добровольная и вынужденная;
- по срокам — постоянная и сезонная;
- по целям — поиск убежища, получение статуса беженца, воссоединение с семьей, учебная и трудовая миграция [15, с. 54].
Остановимся на характеристике указанных видов миграции.
При классификации миграции на законную и незаконную следует учитывать, что законной является миграция на законных основаниях: виза, предоставление правового статуса, вид на жительства, а незаконной — миграция при отсутствии таковых элементов [24, с.73].
Международная миграция — это перемещение мигрантов с территории одного государства на территорию другого, а внутренняя — это миграция внутри одной страны.
Главным элементом международной миграции является факт пересечения государственной границы и регулирование факта передвижения через границу и последующего пребывания на территории страны законодательством принимающего государства и нормами международного права.
Причиной вынужденной миграции могут быть различные стрессовые факторы: гражданские войны, межнациональные конфликты, преследование по политическим или этническим мотивам, угроза физического уничтожения, стихийные бедствия и пр. [21, с.56].
К вынужденным относят такие категории мигрантов, как беженцы и перемещенные лица. Согласно статье 1 Конвенции 1951 г. беженцем является лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства покинуло страну, гражданином которой оно являлось [26, с. 48].
Среди перемещенных лиц выделяют внутренне перемещенных и внешне перемещенных. К первой категории относятся лица, которые были перемещены в пределах своего государства в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов; их иногда называют внутренними беженцами. Ко второй категории относятся лица, которые были высланы из страны своего гражданства в силу определенных причин.
Добровольная миграция — это передвижение людей по собственному желанию, вызванное личными причинами. Один из видов такой миграции — трудовая — получил трактовку в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. В ней дается четкое определение миграции рабочей силы [24, с. 38].
Согласно Конвенции трудящийся мигрант означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (п. 1 ст. 2). Под данным видом миграции понимается переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического и иного характера.
Трудовая миграция обусловлена неравномерным размещением трудовых ресурсов по континентам, регионам, странам, а также стремлением людей выполнять более легкую работу, получать более высокую зарплату, возможно более высокую прибыль и, как следствие, образованием излишней рабочей силы [15, с.85].
Можно выделить два вида трудовой миграций: малоквалифицированной рабочей силы из развивающихся в развитые государства и высококвалифицированных специалистов — так называемая профессиональная миграция, или «утечка умов» [21, с. 71].
Семейная миграция направлена на воссоединение семьи и обусловлена тем фактом, что кто-то из членов семьи уже воспользовался на законных основаниях одним из указанных видов миграции для переезда в другое государство, а остальные члены его семьи желают воссоединения с ним.