Файл: Система управления миграционными процессами Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. Доминирование ограничительных действий в миграционной сфере, отсутствие должного взаимодействия между органами власти и общественными организациями, научных исследований уровня трудовых ресурсов, прогнозных исследований трудового рынка на разных уровнях (федеральный и региональный) влияют на ослабление миграционной составляющей.

3.2. Рекомендации по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации

При воссоздании в стране мощной системы стратегического планирования необходимо в рамках организации новой модели по регулированию миграционных процессов создать в системе государственного управления Российской Федерации структуры информационно-аналитического обеспечения, что даст возможность сосредоточить всю работу с мигрантами в одном государственном органе, который комплексно скоординирует функцию регулирования миграции [19, с. 6].

Данные меры позволят устранить существующие недостатки путем централизации и сосредоточения действий, материальных и денежных возможностей. В его структуре следовало бы создать центр информационно-аналитического обеспечения управления миграционными процессами [23, с. 9].

На данный орган необходимо возложить проведение исследований и разработку перспективных прогнозов и планов, он будет просчитывать возможности, составлять сценарии и определять варианты, которые затем передаст на рассмотрение и согласование миграционного подразделения МВД России. С учетом широких полномочий своей деятельности с ориентацией на перспективу созданный орган может стать платформой для расширения знаний возможных руководителей управленческих структур. Именно здесь они ознакомятся со всей организацией еще до работы в одной из ее частей [30, с. 22].

Основание данной структуры будет лежать на принципе субсидиарности, где власть принадлежит ее подразделениям, а не центру и именно части организации отчуждают свою власть в пользу центра. Сотрудники, работающие в центре, являются звеньями составных частей организации. Задача центра состоит в том, чтобы помочь отдельному человеку или группе соответствовать порученным им обязанностям [22, с. 6].


Механизм по совершенствованию организационных основ регулирования миграционных процессов в системе управления Российской Федерации не может быть сведен к стандартным процедурам – он является глубоко творческим исследованием, требующим выявления существенных свойств организации, а именно ее внешней и внутренней среды и умения использовать полученные данные для формирования и реализации принятой стратегии. Проанализировав сегодняшнее состояние управления миграционными процессами, можно сказать, что значительному методическому инструментарию и информационному многообразию не хватает креативного (творческого) мышления, которое способно создавать необходимый результат, а не репродуцировать его [17, с. 3].

Таким образом, возможность увеличения роста эффективности управления миграционными потоками представляется приоритетной теоретической и практической задачей, направленной на исследование способов ее роста. Рассматриваемое управление, не достигающее запланированных стратегических задач, не является эффективным. Для его эффективности возникает потребность в комплексном анализе всех проблем российского социума [25, с. 5].

Если говорить о проблемах управления процессами социальной адаптации трудовых мигрантов, то актуальными направлениями в данной сфере деятельности становятся:

1. Создание квалифицированных кадровых агентств, которые будут способствовать интегрированию мигрантов в российское общество. Задача агентств, помимо помощи в оформлении необходимой документации, следить за судьбой мигранта, помогать ему в изучении языка, законов, обычаев и традиций РФ, вплоть до отъезда на родину;

2. Ограничение контактов трудовых мигрантов с этническими диаспорами и общинами, необходимо обязать и усилить ответственность прямых работодателей за обеспечение условий дифференцированного проживания трудовых мигрантов, занятых у них на производстве в различных районах города для препятствования организации «геттоизированных» форм коллективного проживания или проживания в этнических общинах;

3. На государственном уровне необходимо решить проблему рационального распределения рабочей силы. То есть иностранный гражданин должен приезжать уже на определенное место работы и жилья;

4. Важно создать такие условия, при которых российская экономика, общество и трудовые мигранты получат взаимную выгоду. Решение данной задачи может быть выполнено путем стимулирования трудовых мигрантов для работ и освоения сельских территорий. В качестве стимулирующих мер могут быть упрощение процедуры регистрации, выдача социальных гарантий, медицинское страхования и обеспечение жильем в сельской местности;


5. Необходимо принять меры по организации системы психологического и профессионального тестирования мигрантов, помогающие им выявить в себе дефициты необходимых качеств и навыков, требуемых для успешной социальной адаптации. В пунктах прохождения медицинской экспертизы должен находиться штатные социолог и психолог, которые способны и должны оказывать вышеупомянутые услуги [30, с.14].

Такая социальная ориентация миграционной политики РФ должна способствовать повышению уровня толерантности к российской культуре со стороны мигрантов, а перспектива возможности закрепиться в новых условиях должна способствовать повышению уровня мотивации к скорейшей социальной адаптации.

Заключение

Подводя итог сказанному выше, можно определить некоторые контуры конструктивной миграционной политики, а, главное, ее объект (целевые группы) и проблемные факторы, требующие безотлагательного государственного регулирования. На первом этапе исследования были рассмотрены теоретические и правовые основы государственного регулирования миграции. В ходе анализа научной литературы было сформулировано определение понятия миграции.

По итогу теоретического анализа был сделан вывод о том, что залогом успешного государственного регулирования миграции являются: четкое разграничение и определение категорий мигрантов, прозрачные критерии отбора для каждой категории, прозрачность и простота процедур миграции, получения информации о правах и обязанностях мигрантов, обретения (изменения) статуса мигранта, простота порядка воссоединения семей и гуманитарной миграции.

Для устранения выявленных проблем было разработаны рекомендации по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации:

1. Совершенствование миграционного законодательства, что предполагает редактирование некоторых законодательных норм, регламентирующих особенности осуществления и контроля как внешней, так и внутренней миграции.

2. Мониторинг соответствия целей иммиграции иностранных граждан их фактической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

3. Создание в системе государственного управления Российской Федерации структуры информационно-аналитического обеспечения, что даст возможность сосредоточить всю работу с мигрантами в одном государственном органе, который комплексно скоординирует функцию регулирования миграции.

4. Создание квалифицированных кадровых агентств, которые будут способствовать интегрированию мигрантов в российское общество;


5. Стимулирование трудовых мигрантов для работ и освоения сельских территорий. В качестве стимулирующих мер могут быть упрощение процедуры регистрации, выдача социальных гарантий, медицинское страхования и обеспечение жильем в сельской местности.

Все мероприятия, разработанные на практическом этапе исследования, характеризуются наличием социально-экономического эффекта, что обуславливает целесообразность их реализации и подчеркивает практическую значимость результатов курсовой работы.

Таким образом, анализ миграционной ситуации в Российской Федерации показывает, что для эффективного управления миграционными процессами в России, необходимо задействовать не только федеральный уровень государственный власти, а также региональный уровень и органы местного самоуправления с привлечением институтов гражданского общества.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 05.12.2017 № 366-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 20.08.2020).
  2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 14.08.2020).
  3. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 года №711 О вопросах Федеральной миграционной службы. Электронный ресурс. Режим доступа. [www.consultant.ru]
  4. Постановление Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 16.06.2017 г. № 21 «О Плане мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2017–2020 годы» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.08.2020).
  5. Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2010 г. № 2024-р) [Электронный ресурс]. − Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.08.2020).
  6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНДР о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31.08.2007 г. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.08.2020).
  7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2006 год и плановый период 2007–2009 годов.
  8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2007 год и плановый период 2008–2010 годов.
  9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2008 год и плановый период 2009–2011 годов.
  10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2009 год и плановый период 2010–2012 годов.
  11. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2010 год и плановый период 2011–2013 годов.
  12. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2013 год и плановый период 2014–2016 годов.
  13. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2014 год и плановый период 2015–2017 годов.
  14. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год и плановый период 2016–2018 годов.
  15. Алиев М.Д. К вопросу определения понятия Миграция/ М.Д. Алиев. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. - №4. С.143-146
  16. Аскеров Р.Ш. Моделирование влияния миграционных процессов на социально-экономическую дифференциацию / Р.Ш. Аскеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. - №1. С.12-16
  17. Бормотова Т.М. Функция прогнозирования миграционных процессов в системе управления МВД России: автореф. дис. … канд. социол. наук / Академия управления МВД Российской Федерации. М., 2008.
  18. Бурда, М. А. Миграционная политика России на Дальнем Востоке: миграционные процессы и китайский аспект / М. А. Бурда, И. В. Герасимова // Politbook. 2018. № 4. С. 39–52.
  19. Волох, В. А. Мировые цивилизации: новые формы управления процессами международной трудовой миграции // Либерально-демократические ценности. 2018. Т. 2, № 2
  20. Волох, В. А. Новая Россия: политика и управление миграционными процессами: монография. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2015. 192 с.
  21. Воробьёва О.Д., Топилин А.В. Миграция населения: теория и практика: учеб. пособие. М.: 2012. 6 с.
  22. Герасимова, И. В. Влияние миграционных процессов на регулирование социально-трудовых отношений: монография. М.: ГУУ, 2014. 188 с.
  23. Герасимова, И. В. Разработка документов стратегического планирования, на примере государственных программ Российской Федерации / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Миграция и межнациональные отношения в современной России». М.: Литера, 2018. С. 105–123.
  24. Грамотунова Н.К. Понятие миграции и миграционных процессов // Инновационная наука. 2016. №11-3.
  25. Деникаева С.Э. Миграционное законодательство Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / С.Э. Деникаева // Юридический вестник ДГТУ. 2015. - №4. С.51-53
  26. Евтушенко В. И. Миграция: критерии понятия // Актуальные проблемы российского права. 2011. №4.
  27. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. Вып. 1. М., 2001
  28. Ляпанов А.В. Проблемы миграционной политики современной России // Вестник Пермского университета. 2013. № 3. 169 c.
  29. Рязанцев, С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования / С. В. Рязанцев // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 65—69.
  30. Сланова Анжелика Юрьевна Миграционные процессы в современной России // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21).