Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации ( Организационные основы кадрового обеспечения системе местного самоуправления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Организационные основы кадрового обеспечения системе местного самоуправления
1.1 Понятие кадрового обеспечения
1.2 Принципы кадрового обеспечения
Глава 2. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления на примере г. Пенза.
2.2 Кадровый потенциал муниципальной службы городского округа Пенза и содержание кадровой работы
- подготовка и систематизация материалов для аттестационной комиссии;
- подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
- принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работни-ков;
- организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
- ведение всей отчетности по кадровым вопросам.
В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.
Из кадровой службы в подразделения направляются:
- сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
- копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
- копии приказов об утверждении (изменении) Правил внутреннего трудового распорядка;
- сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.
От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты
потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.
В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.[20, с. 30].
Кадровая служба, как правило, наделена следующими полномочиями:
- требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
- принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
- взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
- требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.
Положение об отделе кадров устанавливает ответственность начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.
Таким образом, приоритетное место в муниципальной кадровой политике должно занимать кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления: насыщение структур исполнительной, законодательной и судебной власти профессионально подготовленными, ответственными кадрами, владеющими высоконравственными качествами и чувством гражданского долга.
Глава 2. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления на примере г. Пенза.
2.1 Нормативно-организационные основы кадровой работы системе муниципальной службы городского округа Пенза
На муниципальном уровне кадровая работа регулируется рядом нормативных правовых актов.
Правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Пензенской области, законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области, уставы муниципальных образований Пензенской области, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих Пензенской области распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области»регулирует отношения в сфере муниципальной службы в Пензенской области в пределах ведения субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [6].
В 1390-ЗПО регламентируется взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Пензенской области, реестр муниципальной службы, основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, классные чины муниципальных служащих, порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих.
В законе «О муниципальной службе в Пензенской области» рассмотрен порядок замещение должности главы местной администрации, цели прохождения аттестации муниципальных служащих, размер отпуска и оплаты труда и пенсионного обеспечения муниципального служащего, рассмотрены поводу поощрения и порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения муниципального служащего [7].
Решение Пензенской городской Думы от 30 ноября 2007 г. N 825-41/4 «Об утверждении положения «О проведении аттестации муниципальных служащих в городе Пензе» положением определяется порядок проведения аттестации муниципальных служащих города Пензы. В решении регламентируется порядок проведения аттестации, в приложении представлен образец отзыва о служебной деятельности муниципального служащего и аттестационный лист муниципального служащего города Пензы [8].
Решение Пензенской городской Думы от 29 марта 2013 г. № 1166-49/5 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на замещение должности муниципальной службы или на включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Пензы», определяет порядок проведения конкурсов на замещение должности муниципальной службы или на включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Пензы, разработан в соответствии со статьями 17, 33 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и определяет условия проведения конкурсов: на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Пензы; на включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Пензы [10].
Решение Пензенской городской Думы от 26 июня 2018 г. N 209-10/6 «Об утверждении положения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих города Пензы» определяет порядок организации и получения дополнительного профессионального образования муниципальными служащими города Пензы [11].
2.2 Кадровый потенциал муниципальной службы городского округа Пенза и содержание кадровой работы
Для анализа кадровой работы в городском округе Пенза, необходимо проанализировать данные Мониторинга развития муниципальной службы в Администрации города Пензы и иных органах местного самоуправления города Пензы по полугодиям с 2017 по 2019 год.
Таблица 1
Количественный состав работников Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы с 2017 по 2019 г.
Период |
Штатная численность работни ков |
Замещен о работниками |
% от штатной численности |
Численность должностей муниципальной службы |
Замещено муниципальными служащими |
% от штатной численности |
2 |
827,5 |
839 |
101,4 |
571 |
600 |
105,1 |
полугодие 2017 г. |
||||||
1 |
866,5 |
857 |
98,9 |
616 |
623 |
101 |
полугодие 2018 г. |
||||||
2 |
854 |
860 |
101 |
616 |
617 |
100 |
полугодие 2018 г. |
||||||
1 |
831 |
859 |
103 |
618 |
636 |
103 |
полугодие 2019 г. |
||||||
2 |
832 |
820 |
99 |
618 |
606 |
98 |
полугодие 2019 г. |
Анализируя данные, можно говорить об увеличении штатной численности работников с 2017 по 2019 год, при этом численность должностей муниципальной службы возросла.
Анализируя данные, можно говорить об увеличении количества мужчин в Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы за последние 3 года, при этом процентное отношение изменилось с 22,2% до 25%.Количество женщин в Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы за последние годы сократилось на 12 человек, при этом в процентном соотношении на 2,8%.
Наблюдается тенденция сокращения женщин работающих в Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы с 2017 по 2019 год, при этом количество мужчин работающих в Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы неукоснительно растет (таблица 2).
Таблица 2
Гендерный состав муниципальных служащих Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы с 2017 по 2019 г.
№ пп. |
Период |
Количество мужчин |
% от общей численности служащих |
Количество женщин |
% от общей численности служащих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 полугодие 2017 |
133 |
22,2 |
467 |
77,8 |
2 |
1 полугодие 2018 года |
138 |
22,2 |
485 |
77,8 |
3 |
2 полугодие 2018 года |
138 |
22 |
479 |
78 |
4 |
1 полугодие 2019 года |
145 |
23 |
491 |
77 |
5 |
2 полугодие 2019 года |
151 |
25 |
455 |
75 |
Анализируя данные возрастного состава муниципальных служащих Администрации города Пензы и иных ОМСУ города Пензы с 2017 по 2019 год, можно говорить о тенденции сокращения муниципальных служащих до 30 лет, на 30 человек, что составляет 4,8%, при этом количество муниципальных служащих от 31 года до 40 лет, возросло на 4 человека.
Количество муниципальных служащих в возрасте старше 60 лет увеличилось с 8 человек в 2017 до 12 человек в 2019 году, в процентном отношении с 1,3% до 2%.
При этом средний возраст муниципальных служащих уменьшился, если во втором полугодии 2017 года, он составлял 42 года, то уже во втором полугодии 2019 года, составляет 39 лет (таблица 3).
Таблица 3
Возрастной состав муниципальных служащих Администрации
города Пензы и иных ОМСУ города Пензы с 2017 по 2019 г.
№ |
Пери |
Воз |
% |
Возраст от 31 до 40 лет |
% |
Возраст от 41 до 50 |
% |
Возраст от 51 до 60 |
% |
Возраст старше 61 |
% |
Средний возраст муниципальных служащих |
пп. |
од |
рас |
||||||||||
т до |
||||||||||||
30 |
||||||||||||
лет |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
2 |
155 |
25, |
195 |
3 |
112 |
1 |
130 |
21, |
8 |
1,3 |
42 |
пол |
8 |
2 |
8 |
7 |
||||||||
2017 |
, |
, |
||||||||||
5 |
7 |
|||||||||||
2 |
1 |
132 |
21, |
203 |
3 |
130 |
2 |
145 |
23, |
13 |
2,1 |
36 |
пол |
2 |
2 |
0 |
3 |
||||||||
2018 |
, |
, |
||||||||||
6 |
9 |
|||||||||||
3 |
2 |
140 |
23 |
200 |
3 |
122 |
2 |
144 |
23 |
11 |
2 |
37 |
пол |
2 |
0 |
||||||||||
2018 |
||||||||||||
4 |
1 |
132 |
22 |
219 |
3 |
129 |
2 |
142 |
22 |
14 |
2 |
39 |
пол |
4 |
0 |
||||||||||
2019 |
||||||||||||
5 |
2 |
125 |
21 |
199 |
3 |
130 |
2 |
140 |
23 |
12 |
2 |
39 |
пол |
3 |
1 |
||||||||||
2019 |