Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия

1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние

1.2. Сущность коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли. Роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании

2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика универмага «ЦУМ»

2.2. Исследование существующих инновационных инструментов и технологий, используемых в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»

3. Пути совершенствования коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»

3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» путем оптимизации инновационной деятельности

3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование представляет собой сложный с организационной точки зрения процесс, при недостаточно правильной его организации, издержки магазинов увеличиваются, соответственно прибыль уменьшается. Именно поэтому, внимание руководства предприятий розничной торговли должно уделять проблемам, изучения коммерческих процессов и их совершенствованию.

Кроме этого, развитие рыночной экономики, требует тщательного теоретического осмысления и практической реализации новых задач, которые связаны с необходимостью внедрения инноваций в осуществлении коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, поэтому данная управленческая проблема нуждается в постоянном поиске новых алгоритмов и инструментов управления инновационной коммерческой деятельностью.

Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ».

Задачи работы:

1) раскрыть теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;

2) дать организационно-экономическую характеристику универмага «ЦУМ»;

3) провести исследование существующих инновационных инструментов и технологий, используемых в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»;

4) предложить рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» путем оптимизации инновационной деятельности;

5) провести анализ эффективности предложенных мероприятий.

Объект работы – универмага «ЦУМ», действующее в сфере розничной торговли. Предмет работы – организация системы коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Методами курсовой работы поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.

Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области коммерческой деятельности розничных предприятий: М.О. Атяшев, Э.Ю. Галустян, Л.П. Дашков, О.Н. Козырева, О.В. Памбухчиянц, Л.Т. Смоленцева, А.И. Соколова, Е.С. Худякова и др. Информационную базу исследования составили результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных авторов; а также показатели деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ».


Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений.

В первом разделе раскрыты теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, для этого рассмотрены особенности развития розничной торговли в России. Рассмотрена сущность коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли. Определена роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании.

Во втором разделе работы проведен комплексный анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ», для этого дана характеристика универмага, проведено исследование существующих инновационных инструментов и технологий, используемых в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ».

В третьем разделе – даны рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» путем оптимизации инновационной деятельности, проведен расчет эффективности мероприятий.

В заключении сделаны выводы по работе.

1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия

1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние

Понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в последней редакции от 25.12.2018) [2], и ГОСТом Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» (в последней редакции от 29.03.2016) [5], согласно указанным нормативным актам, розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с покупкой товаров и их продажей для использования конечными потребителями в личных и других целях. Договор розничной купли продажи регламентирован Гражданским кодексом РФ [1].

Согласно ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» [3], услуги розничных торговых предприятий торговли включают в себя: реализацию товаров (как в торговых предприятиях, так и вне торговых предприятий, например, дистанционная торговля); оказание покупателю помощи в процессе приобретения (покупки) товаров, при использовании товаров и их применении; информационные и консультационные услуги; услуги, направленные на создание покупателям удобств при приобретении ими товаров (дополнительные услуги).


Согласно ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [4], все разнообразие розничных торговых предприятий, можно разделить: 1) по типу предприятия торговли; 2) по ассортименту, реализуемому в магазинах; 3) по формам обслуживания; 4) по ценовому уровню; 5) по местоположению и концентрации и предприятий торговли.

В последнее время понятие тип предприятия розничной торговли для характеристики типа магазина заменяют понятием формат предприятия розничной торговли. Так, в исследовании В.А. Пацковой и М.В. Сюткиной формат предприятия розничной торговли является совокупностью его ключевых характеристик, определяющих рыночную позицию предприятия торговли и отношение целевых потребителей к этому предприятию [23, с. 331].

А.И. Карпович и Н.А. Томилова, в своем исследовании отмечают, что по своим свойствам розничные торговые предприятия относятся к системе социально-экономической, в силу того, что они созданы для удовлетворения общественных потребностей в товарах (услугах), а также торговые предприятия организованы людьми и управляются ими [16, с. 132].

В современных условиях отечественная экономика находится под влиянием кризисных явлений, вызванных снижением мировых цен на нефть, ослаблением национальной валюты – рубля и санкциями со стороны США, ЕС и других стран, в целом эти процессы затрагивают все сферы экономики нашего государства, и оказывают существенное влияние на развитие розничной торговли. Сегодня розничная торговля является самостоятельным сектором российской экономики, она адаптируется к покупателям и ищет пути по уменьшению потерь по всему циклу собственной торгово-хозяйственной деятельности [27, с. 131]. Динамика оборота розничной торговли, за период 2009–2018 гг. представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли за 2013–2018 гг.

Источник: составлено автором на основе [25]

В целом по данным Росстата, за период с 2009 года по 2018 год оборот розничной торговли повысился на 16948,8 млрд. рублей, то есть чуть больше, чем в два раза. За период кризиса с 2013 года по 2018 год (включительно) оборот розничной торговли повысился на 7862,1 млрд. рублей, что в процентом отношении, составило 33 пункта. Индекс потребительских цен (ИПД) является одним из показателей, который характеризует уровень инфляции в РФ. Рассмотрим структуру потребительской инфляции на рисунке 2.

Рис. 2. Структура потребительской инфляции в 2009–2018 гг.

Источник: составлено автором на основе [25]

За период с 2009 года по 2018 год (включительно) потребительская инфляция была снижена на 4,5 пункта, в том числе на продовольственные товары снижение составило 1,4 пункта, на непродовольственные товары, снижение потребительской инфляции составило 5,6 процентных пункта. При этом, в кризисный период 2014–2015 года ИПД достигало своего наибольшего значения 12,9 процентов.


Итак, рост цен на продовольственные и непродовольственные товары исследуемого периода способствовали закрытию отдельных магазинов, например в Москве и Московской области с сентября 2017 года прекратили свое существование 15 сетей. Самым масштабным закрытием стал уход «Седьмого Континента» (закрыто 99 магазинов), также закрылись сети «Монетка» (74 магазина), «Царь-Продукт» (закрыт 21 магазин), «Гастрономир» (закрыто 18 магазинов) и ряд других. Из оставшихся игроков отрицательные результаты показывают сети «Авоська», «Мираторг», «7Я», «Магнолия» и др. [28, с. 318] .

Таким образом, понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения. Сегодня розничная торговля находится в условиях повышенного давления в связи с инфляцией, ослаблением рубля и введенными в отношении Российской Федерации санкциями.

1.2. Сущность коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли. Роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании

Одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею [19, с. 12]. В настоящее время в специализированной литературе имеются различные подходы, определяющие сущность коммерческой деятельности, наиболее распространенные из этих подходов представлены на рисунке 3.

В целом, коммерческая деятельность – это самостоятельный вид деятельности, базирующийся на рыночных принципах и законах, он проявляется в разных формах, занимая в сфере обращения важное место. К субъектам коммерческой деятельности предприятий торговли относят юридических и физических лиц, которые наделены правом ее осуществления. Объекты коммерческой деятельности – это конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке [12, с. 10].

Отметим, что истории развития теории коммерческой деятельности около двух тысяч лет, однако, активно, только с середины XX века их содержание начало преображаться. В России теория коммерческой деятельности активно развивается с середины 90-х г. прошлого века, т.е. с момента, формирования рыночных отношений и когда отечественные предприятия приобрели свободу в ведении коммерческой деятельности [20, с. 132].


Рис. 3. Подходы к сущности понятия коммерческая деятельность

Источник: составлено автором на основе [12; 13; 19; 22]

Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли имеет свои особенности, о чем свидетельствуют исследования авторов, занимающихся вопросами организации коммерческой деятельности в розничной торговле, обобщенные нами в таблице 1.

Таблица 1

Особенности организации коммерческой деятельности в розничном торговом предприятии

Авторы

Особенности подхода

Ю.К. Баженов,

В.В. Куимов,

А.И. Соколова

Коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли определяют как совокупность коммерческих операций (бизнес-процессов) двух видов: торгово-организационных (чисто торговые коммерческие операции) и производственно-технологические, все эти операции выполняются последовательно

Е.В. Логинова и К.О. Черемисина

Представляют коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли как комплекс следующих процессов: производственных, торговых и сервисных. Эти процессы, направлены на удовлетворение потребителей, цель этих процессов – извлечения прибыли

Продолжение таблицы 1

С.Ю. Кожевникова

Выделяет отличительные особенности коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли, к ним автор относит: высокую оборачиваемость капитала, инвестируемого в предприятие; относительно высокую доходность осуществляемого бизнеса; тесную взаимосвязь в процессах продаж товаров и услуг и обслуживания покупателей предприятий розничной торговли

Л.П. Дашков и

О.В. Памбухчиянц

Отмечают, что задачи коммерческих структур предприятий розничной торговли с одной стороны заключаются в снабжении предприятия торговли товарами и формировании его материально технической базы, что связано с закупочной деятельностью предприятия розничной торговли и формированием ассортиментной политики, а с другой стороны коммерческие службы заняты организацией сбыта продукции предприятия и его услуг, а это связано с разработкой программ по стимулированию продаж и повышению качества обслуживания покупателей (при соблюдение стандартов обслуживания)

Ю.А. Гуськова и Т.А. Пантелеева

Приводят классификацию коммерческих операций: 1) коммерческие (или чисто торговые): продажа продукции и оказание услуг; обслуживание клиентов (потребителей); рекламная деятельность предприятия и др. 2) производственные (технологические): комплексное изучение рынка, требований потребителей, изменение условий, при которых складываются спрос и предложение, поиск поставщиков и закупка товаров, обоснование наиболее целесообразных организационных форм оптовых закупок, формирование ассортимента и т.д.

А.С. Хлоян,

И.В. Кочиева и

С.К. Абаева

Считают, что важным направлением организации и совершенствования коммерческой деятельности предприятия розничной торговли является оптимизация торгово-технологических процессов путем повышения системы лояльности потребителей, изучения их мнения по вопросам формирования ассортимента и качества торгового обслуживания