Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние
2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика универмага «ЦУМ»
3. Пути совершенствования коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»
3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий
Источник: составлено автором на основе [7; 19; 29; 20; 17; 12; 10; 30]
Н.С. Рыспаева [26] подчеркивает, что понятие организация коммерческой деятельности предприятий розничной торговли тесно связано с понятием управление коммерческой деятельностью. Между управлением коммерческой деятельностью и организацией коммерческой деятельности имеется связь, в силу того, что ими преследуется одна цель – общий объект, однако указанный автор выделяет и различия в этих понятиях. Так организация коммерческой деятельности предприятий розничной торговли заключается в соединении во времени и пространстве управленческого труда с его средством и предметом, при этом, чем эффективнее управленческий процесс организован, тем выше будет и его результат. Управление коммерческой деятельностью предприятий розничной торговли, отмечает автор, построено на разработке решений, и передаче их управляемой системе для их выполнения и контроля управляемых функций [26, с. 86].
Как система коммерческая деятельность торгового предприятия состоит из управляемой и управляющих подсистем, которые соединены между собой определенными каналами, необходимыми для передачи информации, рассмотрим их в таблице 2.
Таблица 2
Подсистемы управления коммерческой деятельности торгового предприятия
Подсистема управления |
Характеристика подсистемы управления коммерческой деятельностью |
Управляемая подсистема коммерческой деятельности |
Является совокупностью коммерческих процессов, а их реализация обеспечивает сбыт товаров (продукции, работ, услуг), для этого управляемую систему делят на подразделения, в зависимости от характера протекающих в предприятии торговли коммерческих операций |
Управляющая подсистема коммерческой деятельности |
Является совокупностью методов управления коммерческой деятельностью, которые реализуются сотрудниками торгового предприятия при помощи средств техники, для получения наилучшего результата. В состав управления входят деятельность по планированию, регулированию, контролю, учету, стимулированию (мотивации) сотрудников предприятия торговли, а функции управления коммерческой деятельностью осуществляются специальным органом – коммерческим отделом торгового предприятия |
Источник: составлено автором на основе [15, с. 510]
В.В. Куимов системой управления коммерческой деятельностью называет совокупность организационных форм предприятий торговли, методов управления коммерческой деятельностью ее правил, именно эти составляющие позволяют обеспечивать эффективное взаимодействие элементов, входящих в систему, при осуществлении процесса производства продукции (товаров, услуг), и их сбыта [19, с. 78].
Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц, в состав системы коммерческой деятельности включают такие подсистемы как коммерческая деятельность по закупке и поставке товаров, коммерческая деятельность по хранению товаров и коммерческая деятельность по распределению и продаже товаров [12, с. 34].
Главной задачей управления системой коммерческой деятельностью является внесение определенной упорядоченности в коммерческие и технологические процессы предприятий розничной торговли, организация совместных действий работников, которые участвуют в этих процессах, для достижения согласованности их действий и их координации [8, с. 436].
Мы согласны с М.О. Атяшевым, который считает, что эффективное управление системой коммерческой деятельности предприятия торговли, в условиях современной рыночной экономики предусматривает комплексный подход и взаимные связи: товарного рынка – торговых предприятий – коммерции – маркетинга – менеджмента – кадров торгового предприятия. Автор также выделяет роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании, и уверен, что именно эти составляющие позволят обеспечить эффективную коммерческую деятельность, и будут служить развитию предприятия торговли [6, с. 33].
Отметим, что Е.А. Давиденко и Л.З. Магомедова инновации в торговле (в том числе розничной) определяют как нововведения, реализуемые в практике коммерческой деятельности торговых предприятий как новый или улучшенный продукт, процесс или метод, созданный в результате внедрения новых знаний и идей для наилучшего удовлетворения потребностей их клиентов [11, с. 116].
Ю.Н. Полюшко и Т.О. Сивцова, инновациями в коммерческой деятельности розничной торговли называют нововведения, такие как перспективные технологии, услуги, организационные, технические и социально-экономические решения, имеющие производственный, коммерческий, финансовый административный либо иной характер, все они направлены на процесс совершенствования торговой деятельности [24, с. 20].
Мы согласны с О.Н. Козыревым и А.А. Копниной, которые инновациями в торговле называют процесс, направленный на совершенствование коммерческой деятельности за счет эффективного использования новых продуктов, новых технологий и новых услуг. Кроме этого, указанные авторы выделяют преимущества предприятий, использующих в своей деятельности инновации, к этим преимуществам отнесены: эффективность по доведению товаров потребителя; снижение издержек предприятия за счет использования складов; сокращение ошибок, возникающих под влиянием человеческого фактора за счет внедрения на предприятии информационных систем [18, с. 56].
В целом, можно сделать вывод, что основными целями внедрения инноваций в коммерческой деятельности на предприятиях розничной торговли сферы являются: поиск конкурентного стратегического преимущества; максимизирование прибыли, сохранение и удержание прибыли.
В настоящее время существует множество классификаций инноваций в коммерческой деятельности на предприятиях розничной торговли, соответственно и направлений развития инновационной деятельности торговых предприятий. Более подробную классификацию инноваций в коммерческой деятельности розничных торговых предприятий приводят Е.В. Лукашина, А.С. Тебенькова [21, с. 80], авторы классифицируют инновации в зависимости от области, в которых они реализуются, в соответствии с Приложением 1.
Оценку инновационной коммерческой деятельности по областям внедрения (видам инноваций) в сфере торговли можно рассчитать по формуле (1), где рассчитывается среднее значение параметра i вида инноваций в коммерческой деятельности:
(1)
где Бi – среднее значение параметра i вида инноваций в коммерческой деятельности предприятия торговли;
Бij – оценка в баллах i –ой инновации j-м экспертом;
m – количество экспертов в группе;
n – количество областей внедрения и видов инноваций в коммерческой деятельности;
i – номер областей внедрения и видов инноваций в коммерческой деятельности;
j – номер эксперта [9, с. 63; 31, с. 217].
Для определения оценки инновационной коммерческой деятельности по областям внедрения инноваций, области инноваций (виды инноваций в коммерческой деятельности) располагают в порядке убывающей значимости, в соответствии с их весомостью, в соответствии с формулой (2):
(2)
где a I – весомость i-й области внедрения (вида инноваций в коммерческой деятельности), для предприятия торговли;
Б i j – оценка в баллах i-й области инновации (вида инноваций в коммерческой деятельности) j –м экспертом;
Бсj – сумма баллов, присвоенная j-м экспертом всем областям внедрения инноваций в коммерческой деятельности.
Показатель инновационной коммерческой деятельности по областям внедрения (видам инноваций в коммерческой деятельности) в сфере торговли для каждого торгового предприятия рассчитывается в соответствии с формулой (3):
(3)
где ИДi – инновационная коммерческая деятельность предприятия торговли;
аi – весомость i-й области внедрения инноваций в коммерческой деятельности, для предприятия торговли;
Бi – ранжированное значение параметра i-й области внедрения инноваций в коммерческой деятельности [9, с. 63; 31, с. 217].
Таким образом, одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею. Эффективное управление системой коммерческой деятельности предприятия торговли, в условиях современной рыночной экономики предусматривает комплексный подход и использование инноваций. Инновациями в торговле называют процесс, направленный на совершенствование коммерческой деятельности за счет эффективного использования новых продуктов, новых технологий и новых услуг.
Выводы по первой главе
Понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения. Сегодня розничная торговля находится в условиях повышенного давления в связи с инфляцией, ослаблением рубля и введенными в отношении Российской Федерации санкциями.
Одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею. Эффективное управление системой коммерческой деятельности предприятия торговли, в условиях современной рыночной экономики предусматривает комплексный подход и использование инноваций. Инновациями в торговле называют процесс, направленный на совершенствование коммерческой деятельности за счет эффективного использования новых продуктов, новых технологий и новых услуг.
Основными целями внедрения инноваций в коммерческой деятельности на предприятиях розничной торговли сферы являются: поиск конкурентного стратегического преимущества; максимизирование прибыли, сохранение и удержание прибыли.
2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика универмага «ЦУМ»
Открытое акционерное общество «Торговый дом ЦУМ» зарегистрировано 17 декабря 1992 года регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по городу Москве. Основным видом деятельности является «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», зарегистрировано 22 дополнительных видов деятельности, в том числе: Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах (47.7); Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах (47.77.2); Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22).
Организации Открытое акционерное общество «Торговый дом ЦУМ» присвоены ИНН 7707073366, ОГРН 1027739063208, ОКПО 01453459. Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями организации являются 2 российских юридических лица и 8 физических лиц. Уставный капитал: 268 972 500 руб. Руководитель ОАО «Торговый дом ЦУМ» – генеральный директор Погромова Тамара Максимовна (ИНН 770302792839) [32].
Юридический адрес ОАО «Торговый дом ЦУМ»: 125009, город Москва, Центральный административный округ, Тверской район, улица Петровка, дом 2 строение 2. Режим работы: ежедневно с 10-00 до 22-00 часов. Телефон единого клиентского сервиса: +7 (800) 500-80-00. E–mail: hotline@tsum.ru. Официальный сайт ЦУМ: www.tsum.ru.
ЦУМ расположен в самом центре Москвы, в непосредственной близости от памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театр, Московская Оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова, Молодежный Российский Государственный Академический Театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, Фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового уровня (Метрополь, Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton). Ближайшие станции метро: Театральная, Кузнецкий мост, Площадь Суворова.
ЦУМ – крупнейший department store в Европе. Покупатели ЦУМа могут сделать выбор, из более чем 2000 брендов одежды, обуви, парфюмерии, косметики, аксессуаров, представленных на площади 70 тыс. кв. м. В магазине представлены такие марки, как «Dolce&Gabbana», «Valentino», «Saint Laurent», «Alexander McQueen», «Tom Ford», «Lanvin», «Belstaff», «Chloe», «Balenciaga», «Givenchy», «Bottega Veneta», «Roberto Cavalli», «Celine», «Michael Kors», «Loro Piana», «Jimmy Choo», «Emilio Pucci», «Marni» и другие [14].
На первом этаже представлены коллекции парфюмерии, косметики, сумок и аксессуаров, ювелирных изделий и часов, бижутерии. На втором этаже для покупателей представлен широкий выбор мужских коллекций. На третьем этаже – всемирно известные бренды женской одежды. На четвертом этаже открыта самая крупная в Москве деним-зона, где представлены коллекции джинсовых марок, актуальные бренды в корнере NATA4tsum, мультибрендовой зоне, а также демократичные бренды женской и детской одежды. На пятом этаже – товары для путешествий и дома.