Файл: «Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы определения понятия, признаков и правового регулирования несостоятельности (банкротства)

1.1. Общее понятие несостоятельности (банкротства) как системы правоотношений

1.2. Определение признаков несостоятельности (банкротства)

1.3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в системе арбитражных процессуальных отношений

Глава 2. Анализ применения процедур банкротства, на примере Российской Федерации

2.1. Понятие и цели внесудебных процедур банкротства

2.2. Система норм права, регулирующая отношения в сфере банкротств

2.3. Мировое соглашение как внесудебная и судебная процедура банкротства

Глава 3. Совершенствование правового регулирования несостоятельности (банкротства)

3.1. Содержание и цели процедуры финансового оздоровления

3.2. Судебная практика в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цель указанных реабилитационный процедур - восстановление платежеспособности, возможность заключения мирового соглашения. В ФЗ о банкротстве также предусмотрены внесудебные процедуры – меры по предупреждению банкротства, санация, направленные на недопустимости неплатежеспособности должника и на поддержание его финансового благополучия. Следует отметить, что институт банкротства является комплексным институтом, который состоит не только из норм права, но и норм, регулирующие порядок управления (менеджмент), и экономических норм, и норм, регулирующие производственную деятельность. Так, менеджмент – антикризисное управление - играет активную роль в институте банкротства при проведении санации, внешнего управления, а также мер по предупреждению банкротства. От эффективного антикризисного управления зависит восстановление платежеспособности должника [2, с.43].

Нормы, регулирующие производственную деятельность, используются при необходимости перепрофилировании производства для увеличения прибыльности предприятия. Говоря о нормах права, следует отметить, что в ФЗ о банкротстве присутствуют как нормы материальные, так и процессуальные. Изложенное подтверждает оценку института банкротства как комплексного не только межотраслевого правового института, но и межинституционального [2, с.45].

1.3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в системе арбитражных процессуальных отношений

Согласно статье 6 ФЗ о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами. Третейские суды не могут рассматривать дела о банкротстве при наличии соглашения сторон. Рассмотрение дела происходит по правилам, предусмотренным АПК РФ и ФЗ о банкротстве. Территориальная подсудность дел о банкротстве определяется по месту нахождения должника [2, с.16].

Дела о несостоятельности являются делами особого производства, поскольку в указанной категории дел отсутствует спор о праве, а условием возбуждения данного дела является неплатежеспособность, которая приводит к невозможности кредиторов получить свои денежные средства. Особенность судебного производства по делам о несостоятельности (банкротстве) заключаются в том, что оно содержит в себе сразу несколько категорий споров, а именно: гражданско-правовые (установление факта несостоятельности с целью удовлетворения требований кредиторов) и административно-правовое (в рамках указанного производства могут быть рассмотрены жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего) [34, с. 15].


Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу из своей особенности выделены в отдельную категорию дел. Фаюстова Т.О. указывает, что не может определяться в рамках понятий традиционно существовавших видов судопроизводства в арбитражных судах. Разнородный характер отношений, складывающихся при производстве по данной категории дел, дает основание считать, что рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) до вынесения судом решения по делу относится к самостоятельному отдельному виду арбитражного судопроизводства» [29, с.43].

С мнением Фаюстовой Т.О. невозможно не согласиться, поскольку дела о несостоятельности (банкротстве) содержат в себе признаки и особого, и искового производств [29, с.49].

Целью особого производства является охрана законного интереса заявителя, а не его субъективного права. Однако на практике, как уже упоминалось ранее, дела о несостоятельности (банкротстве) связаны не только с охраной комплексных интересов заявителя путем установления в судебном порядке юридического факта – несостоятельности, но и конкретных имущественных интересов, которые присущи делам искового производства. Здесь имущественный интерес содержится в цели, ради которой должник признается несостоятельным, - получение причитающихся заявителю (кредитору) денежных средств. Стоит отметить, что категория дел о банкротстве является достаточно сложной и объемной, поэтому некоторые ученые предлагают создать специализированные суды для рассмотрения дел о банкротстве по аналогии с Судами по интеллектуальным правам [28, с. 16].

Так, Ткачев В. Н. указывает, что дела о банкротстве являются объемными по своей правовой природе [25, с.4]. Споры, рассматриваемые арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, не ограничиваются лишь АПК РФ, ФЗ о банкротстве, Гражданским кодексом Российской Федерации. Следовательно, можно готовить о создании специализированных судов, которые рассматривают дела указанной категории.

Вывод к главе 1

В первой главе курсовой работы мы рассмотрели теоретические основы определения понятия, признаков и правового регулирования несостоятельности (банкротства). Выявили общее понятие несостоятельности (банкротства) как системы правоотношений. Изучили определение признаков несостоятельности (банкротства). Определили правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в системе арбитражных процессуальных отношений.

Банкротство – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Существует вопрос, заключающийся в том, являются ли тождественными понятия «несостоятельность» и «банкротство». В настоящее время в юридической науке имеется несколько подходов, отвечающих на данный вопрос. Первые три подхода разграничивают данные понятия, а четвертый – считает указанные понятия тождественными. Принцип неплатежеспособности лежит в основе понятия банкротства, но не тождественно ему. Выделяются признаки банкротства, которыми можно назвать размер задолженности, срок неисполнения обязательства, обязательства денежного характера, установленность требований кредиторов. Институт банкротства является комплексным институтом, который состоит не только из норм права, но и норм, регулирующих порядок управления, и экономических норм, и норм, регулирующие производственную деятельность.


Глава 2. Анализ применения процедур банкротства, на примере Российской Федерации

2.1. Понятие и цели внесудебных процедур банкротства

Законодательство о банкротстве разделяет все применяемые к должнику процедуры на судебные и внесудебные. Судебными процедурами банкротства являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Внесудебной процедурой несостоятельности является санация. Мировое соглашение может быть, как внесудебной процедурой банкротства, так и судебной. Следовательно, за неплатежеспособностью должника не всегда следует обращение в суд с целью признания должника банкротом [26, с.47].

В ФЗ о банкротстве имеется возможность должнику и кредиторам самостоятельно (без вмешательства суда) восстановить платёжеспособность должника. Внесудебные процедуры банкротства проводятся самостоятельно заинтересованными лицами, в них не участвует арбитражный суд, отсутствует контроль с его стороны, т.е. должник путем ведения переговоров с кредиторами может восстановить платежеспособность, не прибегая к затяжным судебным процедурам и не выплачивая вознаграждение арбитражным управляющим [2, с.47].

Внесудебные процедуры предполагают активное участие в них должника, в том числе участников юридического лица, собственника имущества юридического (учредителей) или физического лица. Положительным моментом внесудебных процедур признания должника банкротом является то, что должник в ходе применения этих процедур продолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность, в которой зачастую заинтересованы кредиторы [26, с.37].

К внесудебным процедурам несостоятельности также можно отнести и меры по предупреждению банкротства, цель которых - восстановить платежность должника на ранних стадиях проявления признаков банкротства, что позволяет оперативно вернуть должника к стабильному финансовому состоянию. Возможность применения мер по предупреждению банкротства предусмотрена статьей 30 ФЗ о банкротстве. Стоит отметить, что ФЗ о банкротстве не устанавливает перечень мер по предупреждению банкротства [2, с. 16].


Применяются следующие меры по предупреждению банкротства – продажа предприятий должника, смена руководителя должника, распродажа имущества должника, сокращение штата работников. Стоит отметить, что в России внесудебные процедуры банкротства не получили широкого применения, тогда как в зарубежной практике предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры банкротства, которые именуются зарубежном как предупредительные меры.

Так, предупредительные меры банкротства применяются в Германии, США, Италии, Франции, Канаде, Великобритании и в ряде других зарубежных стран. К внесудебным процедурам можно отнести также мировое соглашение, составленное вне судебного процесса. Стоит указать, что в случае возникновения у должника признаков банкротства у его руководителя появляется обязанность предоставить сведения о наличии признаков банкротства, в том числе о размере, структуре и возможности погашения задолженность, учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника–унитарного предприятия. Учредители (участники) должника, собственники имущества должника должны принять меры по предупреждению несостоятельности должника: отстранить неэффективного руководителя должника, начать продажу имущества должника и другие, направленные на недопущение несостоятельности должника [17, с. 28].

Также, ФЗ о банкротстве устанавливает возможность проведения мер по предупреждению несостоятельности должника его кредиторами и иными лицами на основании соглашения с должником. В доктрине права и судебной практике существует правовая позиция, в соответствии с которой ФЗ о банкротстве не предусматривает правовых последствий в виде санкций в случае неисполнения руководителем должника обязанности, предусмотренной пункт 1 статьи 30 ФЗ о банкротстве [2, с. 54].

Данный подход не отвечает положениям статья 10 ФЗ о банкротстве, которые предусматривают, в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника– унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений ФЗ о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. Сложившаяся доктрина и судебно-арбитражная практика противоречит действующему законодательству о банкротстве. Поскольку пункт 1 статьи 30 ФЗ о банкротстве не исключение из положений статьи 10 ФЗ о банкротстве [2, с. 32].


Следовательно, в случае неисполнения руководителем должника обязанности по направлению сведений о наличии признаков банкротства, в том числе о размере, структуре и возможности погашения задолженность у руководителя должника возникает материальная ответственность в виде возмещения размера причиненных убытков.

2.2. Система норм права, регулирующая отношения в сфере банкротств

Государственное регулирование банкротства в правовой сфере как фактор внешней среды по отношению к системе банкротства должен иметь оптимальный набор всех средств регулирования с тем, чтобы обеспечить равновесие системы и достижение целей государственной политики в данной сфере [3, с.4].

Говоря о процедуре конкурсного производства, учитывая ее целевую направленность, можно сделать вывод о том, что она представляет собой систему мероприятий, к основным элементам которой, в частности, можно отнести: формирование конкурсной массы, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное их удовлетворение, а также ликвидацию банкрота [5, с.4].

Должники могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от характера и правовых последствий просрочки исполнения денежного обязательства должников можно классифицировать на:

- неисправных. Неисправным должником в таком случае будет являться лицо, не способное оплатить долг в размере или сроки, недостаточные для возбуждения производства по делу о банкротстве и последующего введения конкурсной процедуры;

- неплатежеспособных. Неплатежеспособным должником будет являться лицо, которое не осуществляет оплату долга в определенной сумме в течение определенного периода времени или обладает иными признаками банкротства, что дает основания предположить недостаточность имущества у этого лица для расчета с кредиторами и возбудить производство по делу о банкротстве с последующим введением соответствующей конкурсной процедуры, за исключением конкурсного производства;

- несостоятельных. Несостоятельным должником будет являться такое лицо, которое признано судом не способным восстановить свою платежеспособность и погасить долг, что выступает основанием для введения в отношении­ такого должника ликвидационной процедуры конкурсного производства [7, с.43].