Файл: Законность и правопорядок (Принципы и требования законности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
Тем не менее, правопорядок не может быть идентифицирован с правоотношениями даже в их системном выражении. Для существования системы правовых отношений достаточно, чтобы определенный круг социальных отношений был разрешен законом, т. е. достаточно, чтобы взаимные субъективные права и юридические обязательства участников этих отношений были предусмотрены в нормах права.
Однако для существования правопорядка этого недостаточно, необходимо иметь гарантированную возможность осуществления субъективных прав и обеспечения выполнения юридических обязательств.
Правопорядок как самостоятельная целостная система имеет качество, не присущее правовым отношениям. Правовые отношения - это один из аспектов правопорядка. Так, согласно мнению Т.М. Шамба, Скорее, правопорядок является состоянием отношений.
Понятие «состояние» не сводится к понятию «система» или «совокупность». Он характеризует качество явления, а не его внешнюю сторону, что более характерно для понятий «система», «совокупность».
С помощью категории состояния выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, которые сводятся к изменению их свойств и отношений. Характеристика состояния вещей важна для раскрытия их сущности.
2.Концепция «правопорядок - состояние урегулирования общественных отношений на основе права и законности». Данной концепции придерживаются А.М. Васильев П.М. Рабинович И.С. Самощенко, Б.Г. Баланик, Ю.А. Соколов. Следует отметить, что здесь понимание правопорядка подразумевает некоторый упрощенный механизм его появления.[41]
Тем не менее, упорядоченность не появляется «автоматически», а на основе сложного механизма взаимодействия воли органов публичной власти, выраженной в нормативно-правовых актах, правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, наличия определенного уровня правосознания участников правоотношений, в действиях и поступках которых осуществляются правовые нормы, высокий уровень гарантий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц.[42]
В то же время нельзя не заметить, что эта концепция фокусируется главным образом на упорядоченности общественных отношений, на поведении людей, выходящих из правовых норм.
Законодатель, опираясь на требования объективной реальности, должен рационализировать следующее: список субъектов, их правовой статус, отношения и состояния, взаимосвязь между ними, правила правового поведения. Тем не менее, на наш взгляд, основным недостатком такого подхода является то, что невозможно сузить содержание правопорядка и сводить его только к упорядоченности
3.Концепция «правопорядок - упорядоченность общественных отношений, выраженная в законном поведении». Данную концепцию отстаивают, например, Г.С. Котляревский, А.Б. Лисюткин, В.Н. Казаков.[43]
В ней правопорядок представлен как некое идеальное образование - за его пределами все незаконные явления остаются. Правопорядок характеризуется как результат строгого соблюдения правовых норм, исключительно законного ведения субъектов права. Возникает вопрос: почему тогда в научной литературе и в правоприменительной практике постоянно возникает вопрос о необходимости совершенствования правопорядка?
Очевидно, что авторы такого рода определения понятия «правопорядок» характеризуют не сам правопорядок, а его нормативно-фиксированную модель, которая, естественно, значительно отличается от реального состояния, которое сложилось в конкретном обществе.
Понятно, что в процессе легализации субъективные права и юридические обязательства, к сожалению, не всегда правильно используются и соблюдаются участниками общественных отношений.
Как результат, наряду с законным поведением, существует также незаконное поведение. Злоупотребление правом, правонарушения, преступления - это очень реальное явление правовой действительности, непосредственно затрагивающее состояние правопорядка.[44]
4.Концепция «правопорядок – режим законности». А.И. Денисов и М.С. Строгович под правопорядком понимают прочный и устойчивый режим законности.
Следует отметить, что вышеупомянутые концепции правопорядка сформировались главным образом в советский период. Из-за этого, как характерная черта, на которой ориентировалась советская юриспруденция, появляется признание принудительной власти государства в достижении правопорядка. Концептуальный статус правопорядка, таким образом, в теории права был в первую очередь рассмотрен как состояние, достигнутое усилиями государства и выраженное путем упорядочения общественных отношений законодательством.[45]
При таком подходе монополия государственной власти первоначально постулируется относительно формирования, консолидации и поддержания состояния стабильности в системе социальных отношений посредством нормализации и контроля деятельности соответствующих органов и систем самого государства. В то же время субъект правопорядка (государства) как бы выступает против своего носителя (граждан и их объединений).
Правопорядок при таком подходе представляется как результат социального нормирования, основной и базовой сущностью которого является закон, установленный и контролируемый государством.
При таком понимании правопорядка акцент делается на принципе государственной власти; индивидуум, индивидуальный принцип в социальных отношениях уходит в прошлое.
В современных условиях такое представление больше не может удовлетворять науке и практике, юриспруденции в целом, поскольку характер самого государства, его ориентиры, приоритеты и роль в общественной жизни изменились.
Обозначим наиболее важные особенности правопорядка:
-правопорядок олицетворяет действительные общественные отношения, регулируемые законом;
-господство права и верховенство закона;
-гарантированность реализации субъективных прав и юридических обязательств участников правоотношений.
Принимая во внимание различные концепции понимания и объяснения правопорядка и преследуя цель преодоления их недостатков и противоречий, необходимо, на наш взгляд, разработать общую концепцию правопорядка, которая может быть представлена в форме определения.
Как известно, основным требованием определения, которое раскрывает содержание концепции любого социального явления, является краткое указание на наиболее распространенные и в то же время наиболее характерные отличительные особенности изучаемого явления.
Определения должны быть краткими и понятными, простыми в использовании. Хотя определение служит для раскрытия содержания этой концепции (содержание концепции и определения не идентично), она никогда не сможет охватить всеобъемлющие связи этого явления.
При этом, неоправданно объемные, нечеткие определения правопорядка должны быть отвергнуты, поскольку они не отвечают основному требованию определения - краткости.
Все дополнительные особенности любого явления должны быть взяты за рамки определения, раскрытого в процессе рассмотрения структуры и признаков этого явления.[46]
В дополнение к необоснованно объемным определениям краткие определения должны быть отклонены и необоснованно не раскрыты сущность правопорядка и его существенные особенности. Такие определения принимают любую из основных характеристик как универсальную и всеобъемлющую, хотя ни одна из названных характеристик сама по себе пока не раскрывает всю сложность проблемы.
Поэтому вид общественного порядка, который формируется под воздействием закона, правовой режим, правовая реальность, которые достигаются в результате соблюдения требований законности, нельзя рассматривать как единый всеобъемлющий признак достаточный для научного определения концепции правопорядка. На самом деле правопорядку характерны, не менее значимые признаки.
Также необходимо отклонить любые отождествления правопорядка с любыми другими социальными или юридическими категориями.
Отождествление правопорядка с другими правовыми явлениями лишает его качественной определенности. В качестве обсуждения предлагается следующее определение понятия «правопорядок».
Правопорядок- это фактическое состояние регулирования социальных отношений на основе права и законности, которое гарантирует реализацию субъективных прав и юридических обязательств участников правоотношений.[47]
2.2.Правопорядок и общественный порядок. Принципы правопорядка
Правопорядок является следствием действия закона. Состояние стабильности, баланса, гарантия наиболее важных аспектов жизни людей сегодня важнее, чем когда-либо. Четкий и жесткий правопорядок - единственный возможный способ дальнейшего формирования правового государства и цивилизованного демократического развития.
В современной юридической литературе существует несколько интерпретаций такого сложного понятия, как правопорядок.
Некоторые авторы определяют его как «порядок социальных отношений, вытекающий из соблюдения и осуществления законов и других правовых актов, основанных на них», другие дают более широкое определение: «Как социокультурный феномен, правовой порядок является таким стабильным набором социальных отношений и социальной деятельности, которые предусмотрены механизмами социального регулирования, соответствующими ценностными базами, идеями и принципами конкретного государства, закрепленными в его законах, институтах и других источниках права».
Рассмотрим этимологию слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок - это порядок, организация и стабильность.
Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности правовых отношений, антитезис хаоса, анархии и дезорганизации.
Правопорядок- это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное законом. Правовой порядок может рассматриваться как цель правового регулирования, которое заключается в создании с помощью закона и правовых средств такого порядка и таких регулируемых социальных отношений, которые служат для сохранения и укрепления существующей системы. Однако правопорядок - это не только цель, но и результат юридического посредничества - фактическое урегулирование социальных отношений.[48]
Учитывая вышеизложенное, правопорядок можно определить как организацию общественной жизни на основе закона и права, отражающую качественное состояние социальных отношений на определенном этапе развития.
Согласно мнению А.В. Малько и Н.И. Матузова, общественный порядок - это система правил и институтов, обусловленная законами общественного развития, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и предоставление им определенной организационной формы.[49]
Правопорядок- это состояние упорядоченности общественных отношений, регулируемых законом, в результате последовательного осуществления закона, характеризующегося реальным обеспечением прав и свобод человека, неукоснительным соблюдением юридических обязательств всеми лицами, органами и организациями, законной деятельности всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Правопорядок предусматривает решительную борьбу с любым нарушением правовых норм, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав.
Правопорядок является воплощением законности в конкретных волевых отношениях, регулируемых законом, в системе прав и обязанностей их участников, в результате строгого соблюдения правовых требований. Это порядок, когда отношения органов, организаций и отдельных лиц четко определяются законом, обеспечены и защищены государственной властью.
Н. В. Хропанюк считает, что общественный порядок - это совокупная система социальных отношений, которая формируется в результате реализации социальных норм: норм права, морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.[50]
Некоторые авторы рассматривают правопорядок как сочетание двух терминов «правовой» и «порядок». Порядок - это правильное, хорошо установленное состояние, местоположение чего-то; правило, посредством которого что-то совершено; существующее устройство, режим чего-либо и прилагательное «правовые» указывает на то, что порядок формируется в связи с законом и основан на нем.
Таким образом, правопорядок, основанный на законе и сформированный в результате реализации идеи и принципов законности, такой упорядоченности общественных отношений, что выражается в законном поведении их участников.
Правовой порядок общества является сложной социально-правовой структурой. Он тесно переплетает элементы правового и морального характера, государственного и общественного содержания, интересы социальных групп, граждан и общества в целом. Каждая страна формирует свой собственный правовой порядок. Когда их сравнивают, есть общие черты, закономерности, тенденции, но каждая страна имеет особую правовую систему.