Файл: Законность и правопорядок (Принципы и требования законности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
Мы, исходя из приведенных в начале параграфа определений, склонны не отождествлять принципы и требования законности. На наш взгляд, в основу должны быть положены следующие принципы: верховенство закона, всеобщность законности, единство законности, равенство всех перед законом, не противопоставление целесообразности законности, реальность законности, всемерная охрана прав граждан, их чести и достоинства, свободы личности; нераздельность законности и культурности.
Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако принцип должен пониматься гораздо более широко – как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применение, соблюдение, исполнение, использование).[19]
Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества. Всеобщность законности означает, что не может быть в государстве органов, организаций, учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан, на которых бы не распространялся закон, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права.
Единство законности. При всем многообразии действующих в стране законов и подзаконных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна и единая для всей страны.
Необходимо решительно пресекать попытки создать в каждом районе, городе и селе (а тем более на конкретном предприятии) « свою » законность, отличную от общегосударственной. Понимание и применение нормативно-правовых актов должно быть одинаковым на всей территории страны.[20]
Но единство законности не означает шаблона в применении нормативных актов, ущемление самостоятельности местных органов публичной власти.[21]
Все дело в том, чтобы « по-своему » применяя законы, они не допускали отступления от общих правил, изложенных в них, чтобы своеобразие местных условий не было бы направлено на обход закона, а учитывалось при претворении его в жизнь. Равенство всех перед законом. Перед законом все равны. У всех равная обязанность соблюдать правовые предписания.
Не противопоставление целесообразности законности. Это означает прежде всего то, что целесообразность всегда наличествует в любом принятом нормативном акте. Нельзя принимать законы нецелесообразными. Целесообразность принятия того или иного нормативного акта прямо закреплена в нем или она просматривается при более глубоком его осмысливании.
Целесообразность должна иметь место и в процессе правоприменительной деятельности, но ни в коем случае не противопоставляться законности. Нормы права нередко предусматривают решение конкретных юридических вопросов в порядке индивидуального регулирования, при этом неизбежен учет особенностей конкретного случая, конкретной личности и т.д.[22]
Например, с учетом целесообразности назначается условное наказание осужденному, осуществляется условно – досрочное освобождение заключенных и т.д. Однако подчеркнем еще раз: мотивы целесообразности могут учитываться только в рамках, в границах, установленных законом.
Реальность законности. В реальности законности, т.е. в фактическом осуществлении, а не в формальном провозглашении законов заключена одна из принципиальных ее характеристик.[23]
Этот принцип предполагает как наличие реальных прав и свобод граждан и их неуклонное соблюдение, так и реальное исполнение своих обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями, организациями, учреждениями, государством.[24]
Реальность законности означает и неотвратимость ответственности за любое правонарушение. Всемерная охрана прав граждан, их чести и достоинства, свобод личности.
Законность должна быть направлена прежде всего на закрепление в законе за гражданами широкого спектра социально- экономических, политических и личных прав и свобод. Закон должен включать требования неукоснительной охраны этих прав.
Законность охватывает отношения государства и личности, имея своей целью укрепление государства и обеспечение свободы личности, защиты ее чести и достоинства. Государственный аппарат может действовать в отношении граждан только в пределах разрешенного.[25]
Гражданин в рамках закона может делать все то, что не запрещено законом. Нераздельность законности и культурности. Состояние законности во многом зависит от культурного уровня граждан, правовой культуры должностных лиц. В то же время законность помогает развитию культуры. Без законности и речи не может идти о культурном обществе. Нарушение законности - это бескультурье.[26]
Чем выше правовая и общая культура масс, тем крепче законность. Культура – важная основа подлинной законности. Мы и сегодня тонем в «море беззакония» из-за бескультурья. Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права.
В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют, во всех сферах, относящихся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, издание нормативных актов в установленном порядке относиться к органам, занимающихся правотворческой деятельностью.[27]
Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией и т.п.), и во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль. прокурорский надзор, право на обжалование незаконных действий и т.п.)
Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупности ее требований.[28]
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
-все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
-подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
-акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
-акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.[29]
Важно, что каждое из этих требований в свою очередь может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста: - законы должны соответствовать Конституции; - нормативные акты правительства должны соответствовать, не противоречить законам, принятым Парламентом и т.д.[30]
Тем самым, мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям.
Таким же способом, исходя из видов деятельности и его результатов, можно развернуть и другие принципы законности и требования, а затем перейти к определенным правовым нормам.
Это позволяет определить четкий перечень требований законности и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.
1.3.Гарантии законности
В настоящее время признание верховенства права и законодательства придает проблеме законности остроту. Отсутствие совершенной реализации закона и неисполнение правовых предписаний, законный скептицизм людей понижают степень законности в стране.[31]
Препятствием нарушения законности является формирование системы гарантий законности, под которыми подразумевается обусловленная закономерностями публичного развития система критерий и средств, средством которых, гарантируется справедливость.[32]
Под гарантиями понимается совокупность условий и способов, которые дают возможность без каких-либо препятствий реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.[33]
Под гарантиями законности В. Н. Хропанюк подразумевает такие условия общественной жизни и особые меры, принимаемые государством, способствующие обеспечению сильного режима законности и стабильности правопорядка в социуме.
Исследователь среди гарантий законности обозначает материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности. Н. В. Витрук определил гарантии законности, как позитивно деятельные условия, методы и средства как внутри определенной госструктуры, так и вне ее.[34]
Гарантиями законности являются специфические условия и специальные методы, которые обеспечивают четкое и неуклонное соблюдение правовых предписаний, принятых властными органами. Целесообразно применять разделение гарантий законности на регулятивные и охранительные.
К регулятивным гарантиям относятся все правоотношения в социуме и государстве, которые оказывают непосредственное влияние на развитие режима законности (общественные, экономические, политические).[35]
К охранительным гарантиям законности относится вся деятельность граждан, общественных объединений и государственных, муниципальных органов, направленных на четкое выполнение и воплощение закона в государстве. Ю. В. Казимирская полагает, что законность обеспечивается системой социальных и специально-юридических факторов.
К числу последних данным исследователем относится[36]:
–закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и свобод граждан в конституции;
–соответствие действующего законодательства конституции государства, верховенство закона по отношению ко всем прочим нормативным актам;
–независимость суда и его подчинение лишь закону, правосудие как высшая гарантия прав и свобод граждан;
–гарантия права граждан на жалобу, включая и судебную защиту своих ключевых конституционных прав и свобод, гласность рассмотрения подобных жалоб;
–совершенная система законодательства, стабильность правоотношений, высокий уровень правосознания граждан и правовой культуры работы государственного аппарата, юридическая информированность общества.[37]
Таким образом, вопрос о понятии и составе гарантий, которые обеспечивают деятельность механизма законности, не получил пока однозначного толкования в отечественной юридической литературе.
Одни исследователи ученые, рассуждая о системе факторов, которые воздействуют на законность, обозначают экономические, социально-политические, идеологические, правовые, психологические и организационные правоотношения.[38]
Другие исследователи, рассматривая теоретические и практические проблемы механизма регулятивного действия законности, обозначают две ключевые группы обеспечительных мер - юридические и неюридические.
В целом, под ними подразумеваются некоторые условия и специальные средства, которые могут обеспечить четкое и неуклонное соблюдение законодательных норм, принятых органами власти.[39]
2. Правопорядок, его характеристика
2.1.Понятие и особенности правопорядка
В отечественной правовой литературе существуют различные подходы к пониманию и определению понятия «правопорядок». Некоторые из этих подходов можно назвать концепциями. Рассмотрим их более подробно.
1.Концепция «правопорядок - система правовых отношений». Представителями данной концепции являются: П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Н.А. Стручков, И.Ф. Рябко.
С пониманием правопорядка как системы правоотношений можно согласиться, но только в том случае, если основой правопорядка являются правоотношения, которые являются показателем упорядоченности общественных отношений, составляющих их фактическое содержание.[40]