Файл: I. Теории происхождения государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Потребность исследования сведений концепций состоит в том, чтобы на основе академических дискуссий об «истоках» и факторах возникновения государства, мы могли бы наиболее справедливо воспринимать современные проблемы Российского государства и права.

На нынешнем этапе перед Российской Федерацией стоит цель возведения законного государства, что базируется на главенстве закона, равноправии абсолютно всех перед законом, контроле гражданского общества над государством.

Его свойствами считаются:

- главенство закона значит, что условиям закона обязаны отвечать все без исключения подзаконные акты и деятельность муниципальных чиновников. Уважение к закону абсолютно всех официальных лиц и общественных компаний - основной критерий правового государства;

- обоюдная ответственность государства и личности. Ответственность гражданина за несоблюдение определенных государством законов присутствует и в тоталитарном государстве. Но противоположная связь имеется только лишь в демократическом, законном государстве. Обычным примером такого рода ответственности страны перед гражданином считается ст. 1070 ГК РФ, в соответствии с которой ущерб, нанесенный гражданину в следствии противозаконного неодобрения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, противозаконного применения в качестве мероприятия подавления решения под стражу либо подписки о невыезде, незаконного привлечения к управленческой ответственности в виде административного ареста, а кроме того ущерб, нанесенный юридическому лицу в следствии незаконного привлечения к управленческой ответственности в виде управленческого приостановления работы, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, за счет казны субъекта РФ либо казны городского образования в абсолютном объеме вне зависимости от вины официальных лиц организаций дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в режиме, определенном законодательством;

- присутствие настоящих гарантий прав и свобод человека. Данный правило следует из ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Принятие, выполнение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязательство страны. Данное значит, то, что в правовом государстве не просто провозглашаются полномочия лица (декларативно они имеют все шансы находиться и в авторитарном государстве), однако и действительно предусматриваются в деятельности организаций общественной власти;


- распределение властей. Правило распределения властей значит, то что в правовом государстве существуют самостоятельные друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти, которые обоюдно уравновешивают, «сдерживают» друг друга. Ни одна отрасль власти не может преобладать над другими.

В правовом государстве постоянно имеется цивильное общество - социум, в котором возвышен уровень самоуважения и самоорганизации его членов, а его степень финансового, общественно-политического, нравственного, общественного и цивилизованного развития дает возможность жителям принимать участие в общественно-политической жизни. В отсутствии конечного аспекта гражданское общество не возможно, так как людей будут интересовать только проблемы поиска пищи. Гражданское общество - наилучшее средство профилактики тоталитаризма и авторитаризма, метод контролирования граждан за работой муниципальных структур.

Существует несколько признаков цивильного общества. В главную очередь это большой уровень общей и правовой культуры, самоуважения и чувства собственного достоинства людей, а кроме того большой уровень их жизни. Подобные граждане имеют вероятность самоорганизовываться через разные фигуры социального самоуправления - социальные и другие некоммерческие организации (патриотические, экологические, религиозные и т.д.), активно принимать участие в труде организаций регионального самоуправления, формировать общественно-политические партии и движения для участия в общественно-политической жизни государства и т.д. В настоящий период в Российской федерации совершается формирование подобных структур гражданского общества.


    1. Причины многообразия теорий происхождения государства


В мировой общественно-политической, исторической и правовой мысли не существует единого мнения на возникновение государства. Мыслители различных периодов, да и современные эксперты по-разному характеризуют тип появления государства, по-разному объясняют предпосылки появления. Из числа теоретиков государства и права никогда не было ранее и в настоящее время не имеется не только лишь единства, однако, даже одинаковости представлений в отношении движения происхождения страны и полномочия. При анализе этого вопроса ни один человек, как правило, не подвергает сомнению подобные, к примеру, известные исторические данные

, то, что главными государственно-правовыми концепциями в Античной Греции, Египте, Риме и других государствах были рабовладельческие государство и право. Ни один человек не опротестовывает того прецедента, то что на территории современной России, Польши, Германии и ряда иных государств никогда не было рабства. Исторически главным тут было не рабовладельческое, а феодальное государство.

Не оспариваются и многие прочие исторические данные, затрагивающие происхождения государства и права. Но этого невозможно сказать об абсолютно всех вариантах, если речь идет о факторах, обстоятельствах, природе и характере возникновения государства и права. Над единством либо одинаковостью суждений здесь преобладает разнобой.

В научной литературе абсолютно резонно обращается интерес на то, что при рассмотрении трудностей возникновения государства и полномочия не следует смешивать два крайне схожих между собою, однако в то же время никак не схожих вопроса, а именно - вопрос о закономерностях создания государства с вопросом о причинах его появления5.

Наряду с учениями, представляющими собою концепцию взглядов ученых-юристов о государстве и праве либо же их совокупности, разработанными ими теоретическими утверждениями о стране и праве как таковых в целом, в отечественной и зарубежной юридической литературе имеется множество теорий, касающихся разных сторон данных явлений, в том числе процесс их возникновения и формирования. Любая из них отображает либо разные убеждения и суждения разных компаний, кругов, классов, наций и иных социальных общностей на данный процесс, либо убеждения и предложения одной и той же общественной общности на разные аспекты этого движения возникновения и формирования государства и полномочия. В основе данных представлений и мнений постоянно были и находятся разные финансовые, экономические, политические и другие интересы.

Одной из причин многообразия подходов к объяснению возникновения государства является то, что невозможно видеть далее кругозора собственного столетия, и каждая новая эра дает истории новые точки зрения и особую конфигурацию. Другая причина - идеологические позиции создателей конкретной концепции, академическое кредо, которому они следовали, поясняя происхождение государственности у различных народов.

Множественность в доктринах и направленностях, концепциях и школах, пытавшихся выразить и защищать «единственно правильную» подоплеку событий, повергнувших к формированию государственно - правовых институтов общества, кроме того вызывается, в частности:


-неадекватностью философско-идеологических взглядов их агентов;

-отличиями в развитости этой либо другой формы государственности, которая становилась объектом исследования и обобщения;

-общественной и политической заданностью теории, т.е. тем, что непосредственно оно стремилось запечатлеть либо найти оправдание;

-степенью формирования самой людской культуры и ступенью её единого по­знания;

-в намеренном либо невольном дозволении смешения в ряде случаев процесса появления страны и полномочия с иными сопредельными соотносящимися с ним действиями.

Обращая интерес на заключительное обстоятельство, Г.Ф.Шершеневич не без оснований жаловался, в частности, по предлогу того, что «вопрос о происхождении государства зачастую смешивается с вопросом «об обосновании государства». Не то важно, каково было в реальности правительство, а как отыскать подобное происхождение, что правомочно было бы оправдать предварительно объективный вывод. В этом один из факторов множественности и неоднозначности произрастающих на этой основе концепций.

Уровень формирования самой человеческой цивилизации становится главным в ныне представленной шкале концепций возникновения государства. Одни из доктринальных взглядов уже давно искоренили себя, в то же время, показывая познавательный интерес для общеюридической и историко-правовых наук; другие построения продолжают защищать неизменность и правду собственных выводов и услуг; третьи уверились в значимости индивидуальных концепций, раскрывающих определенные границы движения развития государственности; прочие же переросли собственные прошлые рамки, став составной частью интегрированных академических знаний нынешнего общества о государстве.

Вместе с тем дискуссии о природе государства и полномочия продолжаются и по настоящий день.

Глава II. Характеристика основных теорий государства

2.1. Теологическая теория


Особенная значимость в постановлении проблемы о происхождении государства отводилась религии. Ещё в Античном Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались мысли духовного возникновения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - гласит Священное писание. Однако в особенности обширно данные мысли распространялись в периода перехода многих народов к феодализму и в феодальный промежуток. На этапе XII – XIII вв. в Западной Европе формируется, к примеру, концепция «двух мечей». Она отталкивается из того, что основоположники церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, поскольку не надлежит церкви самой применять меч. А второй они дали монархам, для того, чтобы те имели возможность совершать земные дела. Правитель, по взгляду теологов, одаряется религией правом распоряжаться людьми и считается слугой храма. Основной смысл данной концепции был в том, чтобы принять главенство духовной власти над светской (государством) и обосновать, то что нет государства и права «не от бога». Приблизительно в тот же промежуток возникает и формируется теория обширно знаменитого в культурном обществе ученого-богослова Фомы Аквинского.


Первоначальные духовно-мифические взгляды о божественном происхождении государства и полномочия характеризуются весьма обширным разнообразием. Данное абсолютно объясняется особенными многознаменательными критериями жизни вероисповеданий и ранних государственных образований, равно как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии либо Африки. Только лишь позже данные взгляды были переработаны на основе разных направлений христианства в сравнительно целостную теологическую доктрину, выделились теории иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и иных.

В теологической концепции - учении теолога Фомы Аквинского (1225- 1274), что в наиболее позднее время, называлось равно как «томизм», процедура появления страны и полномочия рассматривался подобно сотворению Богом общества. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна аргументировать потребность появления и жизни страны от Господа. В собственную очередь правительство должно защищать веру. Освящение (правитель - помазанник божий) государственной власти духовным нимбом придавало такой власти и престиж, и абсолютную обязательность безграничной власти государя.

В античной Греции ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.), создал в пригороде Афин школу, где обучал, что основой возникновения страны и права считается божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также считается приверженцем духовного возникновения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель высказывали позицию, содержащуюся в том, что наравне с законами, порожденными людьми, имеются постоянные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей лично духовным разумом". В основе данных законов находится нескончаемый, неизменный священный порядок, какой доминирует не только лишь в людских ощущениях, однако и "во всем строе мироздания". Рассматриваемая концепция не считается научной, так как заранее основывается не на знания в их обыкновенном представлении, а на религию в бога. Ее невозможно ни обосновать, ни оспорить без решения проблемы о наличии бога6.

2.2. Патриархальная теория



Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Согласно учению Аристотеля, государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни»