Файл: Пояснительная записка к кейсу 13 Список дополнительных источников информации 14.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КЕЙС
Административные барьеры:
прихоть или необходимость?
СОДЕРЖАНИЕ
Постановка проблемы 3
1. Начало 5
2. «Нехорошее помещение» 5
3. Лицензия, сэр! 7
4. Переписка 8
5. Дорога в никуда 11
6. Заключение 12
Пояснительная записка к кейсу 13
Список дополнительных источников информации 14
Справочная информация о межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в Московской области 14
Постановка проблемы
На сегодняшний день развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством. Ведь во многом от предпринимательского сообщества зависит состояние российской экономики. Необходима активная поддержка деятельности бизнеса органами государственной власти, создание благоприятных условий для его последовательного развития. Тем не менее, «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», закрепленное в Статье 34 Конституции Российской Федерации зачастую очень сложно реализовать: на пути создания и эффективного функционирования малых и средних предприятий возникают многочисленные административные барьеры.
Административные барьеры при развитии предпринимательства можно определить как препятствия, связанные с необходимостью выполнения субъектами предпринимательской деятельности обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами в порядке государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также произвольными актами и действиями органов власти и управления различного уровня, ограничивающими свободу предпринимательской деятельности и существенно затрудняющими создание и развитие предпринимательских структур. Другими словами, административные барьеры являются особым способом государственного регулирования хозяйственной деятельности, это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке.
Все административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:
-
Препятствия, возникающие при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.); -
Барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.) -
Барьеры при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласовании принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот).
Изначально барьеры ставили задачу создать фильтр на пути недобросовестного поведения участников рынка, некачественной и опасной продукции, и на определенном этапе, в начале 1990-х гг., в условиях масштабной товарной интервенции и лавинообразного заполнения потребительского вакуума были оправданной мерой.
Однако впоследствии в своем большинстве воздвигнутые барьеры перестали способствовать реализации поставленных задач. Сложившаяся практика регулирования предпринимательской деятельности требует от субъектов малого предпринимательства необоснованно завышенных затрат времени и финансовых ресурсов на регистрацию, получение различных разрешений, согласований, лицензий, сертификатов и прохождение проверок, отвлекая их от своей непосредственной деятельности. Отсутствие или противоречивость законодательства, возможность его неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур, сознательное ущемление интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников – все это приводит к нарушению принципов цивилизованного предпринимательства, нанося урон не только частному бизнесу, но и государству, создает почву для коррупции и злоупотреблений многочисленной армии чиновников, подрывает основы рыночной экономики.
Таким образом, возникает вопрос разработки механизмов минимизации и преодоления административных барьеров. Чтобы эффективно устранять барьеры, мешающие развитию предпринимательства, необходимо, прежде всего, хорошо понимать порождающие их причины. Основной целью данного кейса является изучение механизмов возникновения и функционирования наиболее типичных административных барьеров, а также способов их преодоления.
1. Начало
«Да… Интересный репортаж и какой актуальный» – думал Борис Всеволодович Громов, Губернатор Московской области, после просмотра сюжета в одной из аналитических передач, посвященный созданию Правительственной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров на пути развития предпринимательства. Действительно, необходима политическая воля, иначе существующие проблемы не решить».
Через несколько минут Борис Всеволодович выключил телевизор: ему нужно было все еще раз тщательно обдумать. Завтра ему предстояло председательствовать на заседании Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в Московской области.
Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров была создана совсем недавно, и будет заседать уже во второй раз. Одним из главных вопросов, внесенных в повестку дня завтрашнего очередного заседания комиссии, как и на первом заседании, состоявшемся месяц назад, остается неразрешенный конфликт, разгоревшийся между фирмой «Перинатальный центр» и администрацией подмосковного города Фрязино. Первое заседание не разрешило всех противоречий, стороны смогли лишь выразить свои позиции. Принятие окончательного решения было перенесено на второе заседание.
«Комиссия… Так, к чему мы пришли? Конфликт вокруг «Перинатального центра» Павла Поручикова. Вообще-то, конечно, центр хороший, предоставляет высококачественные услуги, но есть и нарушения. Надо еще раз хорошенько все проанализировать, чтобы разрешить, наконец, эту очень непростую, но, тем не менее, типичную ситуацию», размышлял Борис Всеволодович. «Итак, что мы имеем?»
2. «Нехорошее помещение»
1 мая 1997 года «Перинатальный центр» получил в аренду нежилое помещение первого этажа (95 кв. м), лестничной площадки (25 кв. м) и туалетной комнаты второго этажа (площадь не указана) по адресу Полевая улица дом 6. Договор был заключен сроком на три года.
Арендатор, согласно специальной статье договора, должен был произвести следующие работы по капитальному ремонту помещения:
-
изготовление полов в трех комнатах; -
ремонт полов в коридоре; -
изготовление канализации и водопровода на 1-м этаже; -
замена входной двери: -
ремонт дверей тамбура 1-го этажа; -
пароизоляция каналов теплоснабжения 1-го этажа; -
разделение электроснабжения с аптекой, находящейся на
втором этаже: -
ремонт канализации 2-го этажа.
О ремонте самих арендованных помещений в договоре не говорится, но, судя по оглашенному списку, определённые вещи необходимо было сделать. Таким образом, «Перинатальный центр» взял в аренду помещение, в котором нужно было провести ремонт, прежде чем приступать к работе.
Прошло полтора года после подписания договора аренды «Перинатальным центром» небольших площадей в этом доме, и в конце ноября 99-го в договор аренды вносится «Изменение №4»: Павел Поручиков и его центр получают в аренду дополнительное помещение на втором этаже. При этом арендная плата за всю площадь платится с 1 апреля, а не 29 ноября, когда был подписан данный документ.
27 июля следующего, 2000 года, подписывается «Изменение №8» к тому же договору. «Перинатальный центр» получает нежилое помещение 2-го этажа площадью 806,9 кв. метра. К этому моменту срок действия договора аренды уже продлен до 31 декабря 2004 года. Однако вскоре ситуация несколько меняется.
16 января 2001 года директор «Перинатального центра» Павел Поручиков сообщает руководству города, что его фирма принимает пациентов с 8 утра до девяти вечера, а потому не может разместить в своем помещении участковую избирательную комиссию.
Через месяц после этого, председатель городского комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам В.Н. Колодинский извещает Поручикова, что «в связи с острой необходимостью размещения государственных и муниципальных служб» будет пересмотрено решение о передаче «Перинатальному центру» дополнительных площадей на втором этаже здания.
Следует отметить, что через неделю после указанного письма г-на Колодинского появилось Постановление Главы города Фрязино, В.В. Ухалкина, об отмене постановления, предоставлявшего в аренду «Перинатальному центру» ряда помещений на втором этаже здания по Полевой улице, дом №6.
В тот же день г-н Колодинский направляет Павлу Поручикову письмо с предложением добровольно расторгнуть положение №8 к договору аренды.
В ответ на это письмо Павел Поручиков направляет Ухалкину письмо с разъяснением, зачем ему, его центру и городу Фрязино нужно, чтобы люди могли лечиться, пусть за деньги, но в нормальных условиях. Закончив объяснения, директор центра просит оставить ему помещения, из-за которых возник конфликт.
Тем не менее, изначально городские власти все-таки понимали, зачем городу частная медицинская фирма: «Администрация города считает деятельность ООО «Медицинская фирма «Перинатальный центр» социально значимой для города Фрязино. Положительные результаты проводимой работы дают основание в оказании поддержки программе развития «Перинатального центра» с целью повышения уровня медицинского обслуживания в городе».
Ровно через месяц после этого Павла Поручикова известили, что срок договора второго этажа здания, по мнению властей, истекает, и продлять его администрация города не намерена. Была организована проверка центра. Помимо этого, ставка аренды для центра была неожиданно повышена.
Официальной причиной конфликта стало решение вселить на площади
, арендуемые медицинской фирмой «Перинатальный центр» городское бюро технической инвентаризации: «Настоящим подтверждаю твердое намерение Администрации города разместить на втором этаже здания по адресу: г. Фрязино, ул. Полевая, д. 6 Государственное унитарное предприятие «БТИ г. Фрязино», Фрязинский отдел МОРП и Государственного нотариуса. Уважая и поддерживая деятельность ООО МФ «Перинатальный центр» на поприще повышения здоровья горожан, я обязан заботиться и о других службах города».
Конфликт разгорелся. Началась длительная переписка между городскими властями и Павлом Поручиковым. В какой-то момент директор центра Павел Поручиков обратился за помощью к депутату Государственной Думы Вячеславу Игрунову.
С подключением депутата борьба приняла затяжной характер: местные чиновники вынуждены были не только нажимать на «Перинатальный центр», но и постоянно отчитываться перед различными инстанциями, куда приходили депутатские запросы.
3. Лицензия, сэр!
Далее речь в данной истории пойдет о лицензировании.
В деле фрязинского ООО «Медицинская фирма «Перинатальный центр» появилось еще одно направление - лицензионное. Чиновники министерства здравоохранения Московской области решили, что медицинский центр необходимо проверить на предмет подтверждения или изъятия выданной ему лицензии. Уже в июле 2001 года областным министерством здравоохранения проводилась проверка, которой были установлены «грубые нарушения лицензионных требований и условий»:
-
договор на техническое обслуживание медицинской техники и оборудования не заключен, журнал технического обслуживания не ведется; -
журналы инструктажа по технике безопасности не ведутся; -
инструкций по охране труда и технике безопасности нет: -
не оформлен паспорт на физиотерапевтический кабинет; -
на день проверки физиотерапевтический и педиатрический кабинеты не функционировали в связи с декретным отпуском врача физиотерапевта и увольнением врача педиатра.
После выявления данных недостатков, лицензия «Перинатального центра» была приостановлена на полгода.
Однако в Минздраве Московской области вскоре приняли другое решение: через двадцать дней лицензия «Перинатального центра» была возобновлена. При этом руководство центра было предупреждено «о необходимости устранения всех выявленных нарушений в 3-х месячный срок».
Следует отметить, что министерство здравоохранения Московской области высоко оценивало деятельность центра, в отличие от позиции администрации города Фрязино. Павел Поручиков переписывался с заместителем областного министра, предлагая помощь в осуществлении целевой программы «Дети Подмосковья», призванной решить проблемы низкой рождаемости. Зам. министра Г.В. Тамазян был готов к сотрудничеству. Он просил «в рамках тиражирования накопленного опыта» выступить перед специалистами ряда медицинских учреждений, а также распространить среди участников готовящегося в области медицинского семинара «пакет документов... по использованию КВЧ-терапии и акушерско-гинекологической практике». И «Перинатальный центр» откликается – вот приглашение начальнику управления аккредитации и лицензирования областного Минздрава P.M. Маковской посетить лекцию специалиста центра именно по запрашивавшейся теме.