ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИБЛИОТЕКА ПСИХОСИНТЕЗА
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ
Выпуск 1
УПРАЖНЕНИЯ
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ И ДУХОВНОМУ РОСТУ
Составитель — ДокторфилософииТОМАСЙОМАНСПереводМАРИНЫБАДХЕН
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Не молись за то, что имеешь, а молись за реализацию того, что у тебя есть». Так сказал один из участников семи нара по психосинтезу, руководителем которого был Томас Йоманс, составитель предлагаемого пособия. Это высказыва ние как нельзя лучше отражает направленность психосинте за как системы взглядов и методов, помогающих использо вать внутренний потенциал, которым люди одарены.
В английском языке есть термин «helping professionals» —
« помогающие специалисты». К ним относятся психологи и врачи, учителя и социальные работники, — все те, чья задача помогать людям. У всех «помогающих специалистов» есть одно важное сходство — в своей работе они пользуются собой, своей личностью, как инструментом. А для того, чтобы работа специалиста была успешной, он (или она) должен постоянно заботиться о своем инструменте. Это издание рассчитано как раз на тех, кто хочет лучше узнать себя и реализовать свои возможности. Томас Йоманс предлагает понятную и легко исполнимую практику работы над собой. И, если вы будете последовательны и внимательны в этой работе, вы сможете сделать множество открытий в том сложном мире, которым каждый из нас является.
Томас Йоманс живет в Конкорде (Массачусетс, США), занимается преподаванием и частной практикой, пишет сти хи и картины. Он очень добрый и мудрый человек. Он наш ДРУГ.
Профессор Томас Йоманс является основателем и дирек тором Института «Конкорд» (США) и директором Проекта
«КОНКОРД — ГАРМОНИЯ», включающим также Санкт- Петербургский Институт Психотерапии и Консультирования
«Гармония». Настоящее издание осуществляется в рамках этого проекта.
АлександрБадхенМаркПевзнер
3
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ
Роберто Ассаджиоли, посмеиваясь, бывало, говорил сво им ученикам, что «практика делает несовершенное совер шенным». Это замечание относилось сразу к нескольким ас пектам психосинтеза. Во-первых, оно указывало на важность практики как таковой, ибо постоянное повторение опреде ленных упражнений обеспечивает непрерывность процесса психосинтеза, происходящего в человеке. Во-вторых, оно па радоксальным образом подтверждало наше «совершенное не совершенство», тем самым указывая на возможность посто янного роста, на то, что человек никогда не может достичь абсолютного «совершенства» с точки зрения Вселенной, и на то, что это «совершенно» нормально. В-третьих, оно имело в виду, что мы можем активно участвовать в собственном росте и сами выбирать способ, который сделает нашу жизнь более глубокой и значительной, и поэтому не должны ждать, пока это произойдет само собой. Практика позволит нам направить сознание и волю на то, чтобы исцелять свою личность, делать ее сильнее, и, в конце концов, осознанно и более полно вы ражать свое истинное «я». Наконец, в-четвертых, это заме чание утверждало, что в самом процессе психосинтеза скрыто совершенство, и оно состоит в том, «чтобы сделать нашу жизнь более значительной». Это совершенство, одновремен но таинственное и закономерное, заключено в нас самих и существует вне нас, дается нам всем вместе и каждому в отдельности. Оно может стать неотъемлемой частью нашей каждодневной жизни благодаря сознательной практике и, ко нечно, если мы будем просто стараться наиболее полно про жить отведенные нам годы, что само по себе является самой важной практикой из всех существующих.
Годы показали, что приведенные здесь двенадцать упраж нений наилучшим образом способствуют сознательному уча стию человека в процессе психосинтеза. Некоторые из них были разработаны самим Роберто Ассаджиоли, другие — со трудниками Института Психосинтеза Сан-Франциского и Канадского Института Психосинтеза. По мере того как мы
все больше узнавали о том, что в действительности помогает людям, эти упражнения подвергались изменениям и допол нениям. Они впервые собраны вместе в одну брошюру, и мы надеемся, что это позволит лучше понять взаимодействие между теми уровнями психосинтеза, которые они обслужи вают. С этой точки зрения, первые пять упражнений отно сятся к уровню личности, упражнения с 6 по 9 — к транспер сональному уровню, а последние, с 10 по 12 — к уровню духовному. Все вместе они составляют набор практических упражнений, который позволит вам самим вырасти в духов ном и психологическом плане и помочь в этом другим. Они в прямом смысле слова приводят нас к нашей истинной приро де, дают возможность увидеть в обыденной жизни то, что Ассаджиоли называл «Высшим Я».
Эти упражнения, вне всякого сомнения, можно сочетать с другими практиками, взятыми из широкого диапазона пси хологических и духовных дисциплин Востока и Запада. Они ни в коей мере не исчерпывают всех упражнений психосин теза, но могут считаться их ядром, поскольку за многие годы использования доказали свою эффективность. Издавая их от дельной брошюрой, мы надеемся, что еще долгие годы они будут приносить такую же пользу, как и доныне.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Одним из самых лучших способов постоянного самоусовершенствования является рабочая тетрадь, дневник или журнал. Мы используем термин «психологический журнал», потому что многие люди ассоциируют слово «дневник» с юношеским увлечением изо дня в день записывать все мелкие и порой скучные события своей жизни. Здесь пойдет речь о журнале, в который будет заноситься все, что касается вашего внутреннего мира и его развития. Внешние события получают в нем отражение постольку, поскольку они связаны с собы тиями вашей внутренней жизни — с чувствами, мыслями, наблюдениями, но основное внимание следует уделять все возрастающему осознанию того, что происходит с вами и вок руг вас, новому пониманию, новым ценностям и взаимосвя зям, которые вы способны открыть. Такой журнал преследует много целей. Одна из них — помочь нам как можно яснее сформулировать свои мысли, чувства и наблюдения. Излагая что-либо на бумаге, мы в большей степени становимся к этому причастны. Записывая свои мысли, мы совершаем еще один шаг по сравнению с тем, когда мы об этом просто думаем, ибо, излагая их на бумаге и стремясь к ясности изложения, мы должны выбирать между различными взглядами, и, таким образом, нам труднее обмануть себя, труднее не обращать внимания на противоречия, содержащиеся в наших взглядах. Если у вас есть нерешенная проблема или вы не можете в чем-то разобраться,
предлагаемый способ поможет вам луч ше понять, в чем именно состоят ваши сложности и, таким образом, приблизиться к их разрешению.
Помимо того, когда вы пишете, это служит огромным сти мулом для творчества. Очень часто, пытаясь решить какую-ни будь проблему, мы становимся свидетелями того, что стоит нам записать несколько своих соображений по этому поводу как в голову по ассоциации начинают приходить все новые и новые мысли, а те, в свою очередь, рождают еще мысли, демонстри руя новые подходы к проблеме, о которых мы до этого и не задумывались. Если мы дадим мыслям воможность разви ваться таким образом, то к собственному удивлению обнару-
жим, что уже имеем ответы на волнующие нас вопросы. Они спрятаны в глубинах нашего сознания и ждут момента, когда озарение освободит их из этих глубин, и они смогут помочь нам разрешить сложную ситуацию.
Психологический журнал как техника, способствующая саморазвитию, служит и другим целям. Он дает возможность безопасно выражать накопившиеся в нас сильные и разруши тельные эмоции. Если мы научимся «выпускать пар», запи сывая свои переживания, у нас появится прекрасный способ разрядки и осознания того, что лежит в основе наших пере живаний. Кроме того, ведение журнала способствует разви тию таких свойств как умение сосредоточиться, быть внима тельным и управлять своей волей. Людям застенчивым и ис пытывающим неудобство в тех ситуациях, когда им приходится раскрываться в присутствии другого человека, это поможет более свободно исследовать какие-то свои каче ства. Все это делает журнал важным слагаемым процесса психосинтеза. Он является методом, который каждый может использовать самостоятельно, все больше и больше превра щая процесс собственного роста и самореализации в дело сво их рук.
Помимо записей в журнале можно использовать рисунки и какие-то другие наглядные приемы выражения. Они могут быть самыми разными. Во-первых, это образы, увиденные во сне, рожденные в воображении или пришедшие к вам во время визуализаций. Во-вторых, это схемы, более абстрактные об разы и иные способы, помогающие нам выразить свои мысли в графической форме. Это очень удобный прием для того, чтобы наиболее точно сформулировать свои представления или объяснить их другим. И, наконец, в-третьих, сюда отно сится то, что можно назвать «спонтанными рисунками». Эти рисунки рождаются, когда мы находимся в расслабленном со стоянии, и наше внимание сосредоточено на чем-то другом, как в тех случаях, когда мы просто чиркаем на бумажке. Эти ри сунки отражают процессы, происходящие в бессознательном, и могут иметь важное значение для того, чтобы понять себя. Та ким образом, помимо записей в журнале могут быть рисунки.
Ниже приведены разделы, которые могут быть включе- ныв ваш журнал. Выберите те из них, которые наиболее со-
ответствуют вашим внутренним потребностям и пережива ниям, напомните, что» дальнейшем в любое время вы смо жете вносить изменения в свой выбор. Важно, чтобы каждый раз, делая запись, вы указывали дату. Это позволит вам лег че увидеть всю картину своего развития.
Диалог с понятиями. Сюда могут быть включены любые области, представляющие для вас существенный интеллек туальный интерес, в которых вы стремитесь достичь более глубокого понимания, например, образование, религия, ма тематика, теория систем, экология, и т.д.
Диалог с людьми включает соображения и озарения, свя занные с вашими отношениями с людьми.
Диалог с событиями: впечатления по поводу значитель ных событий вашей жизни. Обратите особое внимание на события, в которых вы заметили «синхронность».
Внутренние диалоги: разнообразные мысли, рассужде ния, интуитивные ощущения, а также вопросы или размыш ления, не подходящие к другим разделам.
Сны: описание снов, того контекста, в котором они вам приснились, ассоциаций, возникших в связи с этими снами, и расширенного их понимания. (Лучше всего это записывать сразу после пробуждения.)
Образы: зрительные или какие-либо иные сенсорные об разы, возникшие спонтанно или во время использования од ной из техник направляемого воображения. Они могут быть записаны или зафиксированы с помощью рисунков. Хорошо записать те чувства или ассоциации, которые возникли у вас в ответ на образ или на его составляющие — цвет, форму и т.д., то значение, которое он для вас имеет и, если возможно, попытаться его интерпретировать.
Воображение: фантазии, истории, ситуации, которые могут служить основой для работы воображения. Сюда лучше всего записывать то, что может иметь какой-то творческий заряд.
Схемы: графические модели теоретических построений (хотя у вас может возникнуть желание включить их в раздел интеллектуальных интересов). Эти схемы помогут вам выра-