Файл: Библиотека психосинтеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИБЛИОТЕКА ПСИХОСИНТЕЗА



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ

Выпуск 1



УПРАЖНЕНИЯ

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ И ДУХОВНОМУ РОСТУ

Составитель ДокторфилософииТОМАСЙОМАНСПереводМАРИНЫБАДХЕН

ПРЕДИСЛОВИЕ



«Не молись за то, что имеешь, а молись за реализацию того, что у тебя есть». Так сказал один из участников семи­ нара по психосинтезу, руководителем которого был Томас Йоманс, составитель предлагаемого пособия. Это высказыва­ ние как нельзя лучше отражает направленность психосинте­ за как системы взглядов и методов, помогающих использо­ вать внутренний потенциал, которым люди одарены.

В английском языке есть термин «helping professionals»

« помогающие специалисты». К ним относятся психологи и врачи, учителя и социальные работники, — все те, чья задача помогать людям. У всех «помогающих специалистов» есть одно важное сходство — в своей работе они пользуются собой, своей личностью, как инструментом. А для того, чтобы работа специалиста была успешной, он (или она) должен постоянно заботиться о своем инструменте. Это издание рассчитано как раз на тех, кто хочет лучше узнать себя и реализовать свои возможности. Томас Йоманс предлагает понятную и легко­ исполнимую практику работы над собой. И, если вы будете последовательны и внимательны в этой работе, вы сможете сделать множество открытий в том сложном мире, которым каждый из нас является.

Томас Йоманс живет в Конкорде (Массачусетс, США), занимается преподаванием и частной практикой, пишет сти­ хи и картины. Он очень добрый и мудрый человек. Он наш ДРУГ.

Профессор Томас Йоманс является основателем и дирек­ тором Института «Конкорд» (США) и директором Проекта

«КОНКОРД ГАРМОНИЯ», включающим также Санкт- Петербургский Институт Психотерапии и Консультирования

«Гармония». Настоящее издание осуществляется в рамках этого проекта.

АлександрБадхенМаркПевзнер

3

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ



Роберто Ассаджиоли, посмеиваясь, бывало, говорил сво­ им ученикам, что «практика делает несовершенное совер­ шенным». Это замечание относилось сразу к нескольким ас­ пектам психосинтеза. Во-первых, оно указывало на важность практики как таковой, ибо постоянное повторение опреде­ ленных упражнений обеспечивает непрерывность процесса психосинтеза, происходящего в человеке. Во-вторых, оно па­ радоксальным образом подтверждало наше «совершенное не­ совершенство», тем самым указывая на возможность посто­ янного роста, на то, что человек никогда не может достичь абсолютного «совершенства» с точки зрения Вселенной, и на то, что это «совершенно» нормально. В-третьих, оно имело в виду, что мы можем активно участвовать в собственном росте и сами выбирать способ, который сделает нашу жизнь более глубокой и значительной, и поэтому не должны ждать, пока это произойдет само собой. Практика позволит нам направить сознание и волю на то, чтобы исцелять свою личность, делать ее сильнее, и, в конце концов, осознанно и более полно вы­ ражать свое истинное «я». Наконец, в-четвертых, это заме­ чание утверждало, что в самом процессе психосинтеза скрыто совершенство, и оно состоит в том, «чтобы сделать нашу жизнь более значительной». Это совершенство, одновремен­ но таинственное и закономерное, заключено в нас самих и существует вне нас, дается нам всем вместе и каждому в отдельности. Оно может стать неотъемлемой частью нашей каждодневной жизни благодаря сознательной практике и, ко­ нечно, если мы будем просто стараться наиболее полно про­ жить отведенные нам годы, что само по себе является самой важной практикой из всех существующих.

Годы показали, что приведенные здесь двенадцать упраж­ нений наилучшим образом способствуют сознательному уча­ стию человека в процессе психосинтеза. Некоторые из них были разработаны самим Роберто Ассаджиоли, другие — со­ трудниками Института Психосинтеза Сан-Франциского и Канадского Института Психосинтеза. По мере того как мы

все больше узнавали о том, что в действительности помогает людям, эти упражнения подвергались изменениям и допол­ нениям. Они впервые собраны вместе в одну брошюру, и мы надеемся, что это позволит лучше понять взаимодействие между теми уровнями психосинтеза, которые они обслужи­ вают. С этой точки зрения, первые пять упражнений отно­ сятся к уровню личности, упражнения с 6 по 9 — к транспер­ сональному уровню, а последние, с 10 по 12 к уровню духовному. Все вместе они составляют набор практических упражнений, который позволит вам самим вырасти в духов­ ном и психологическом плане и помочь в этом другим. Они в прямом смысле слова приводят нас к нашей истинной приро­ де, дают возможность увидеть в обыденной жизни то, что Ассаджиоли называл «Высшим Я».

Эти упражнения, вне всякого сомнения, можно сочетать с другими практиками, взятыми из широкого диапазона пси­ хологических и духовных дисциплин Востока и Запада. Они ни в коей мере не исчерпывают всех упражнений психосин­ теза, но могут считаться их ядром, поскольку за многие годы использования доказали свою эффективность. Издавая их от­ дельной брошюрой, мы надеемся, что еще долгие годы они будут приносить такую же пользу, как и доныне.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ



Одним из самых лучших способов постоянного самоусовершенствования является рабочая тетрадь, дневник или журнал. Мы используем термин «психологический журнал», потому что многие люди ассоциируют слово «дневник» с юношеским увлечением изо дня в день записывать все мелкие и порой скучные события своей жизни. Здесь пойдет речь о журнале, в который будет заноситься все, что касается вашего внутреннего мира и его развития. Внешние события получают в нем отражение постольку, поскольку они связаны с собы­ тиями вашей внутренней жизни с чувствами, мыслями, наблюдениями, но основное внимание следует уделять все возрастающему осознанию того, что происходит с вами и вок­ руг вас, новому пониманию, новым ценностям и взаимосвя­ зям, которые вы способны открыть. Такой журнал преследует много целей. Одна из них помочь нам как можно яснее сформулировать свои мысли, чувства и наблюдения. Излагая что-либо на бумаге, мы в большей степени становимся к этому причастны. Записывая свои мысли, мы совершаем еще один шаг по сравнению с тем, когда мы об этом просто думаем, ибо, излагая их на бумаге и стремясь к ясности изложения, мы должны выбирать между различными взглядами, и, таким образом, нам труднее обмануть себя, труднее не обращать внимания на противоречия, содержащиеся в наших взглядах. Если у вас есть нерешенная проблема или вы не можете в чем-то разобраться,
предлагаемый способ поможет вам луч­ ше понять, в чем именно состоят ваши сложности и, таким образом, приблизиться к их разрешению.

Помимо того, когда вы пишете, это служит огромным сти­ мулом для творчества. Очень часто, пытаясь решить какую-ни­ будь проблему, мы становимся свидетелями того, что стоит нам записать несколько своих соображений по этому поводу как в голову по ассоциации начинают приходить все новые и новые мысли, а те, в свою очередь, рождают еще мысли, демонстри­ руя новые подходы к проблеме, о которых мы до этого и не задумывались. Если мы дадим мыслям воможность разви­ ваться таким образом, то к собственному удивлению обнару-

жим, что уже имеем ответы на волнующие нас вопросы. Они спрятаны в глубинах нашего сознания и ждут момента, когда озарение освободит их из этих глубин, и они смогут помочь нам разрешить сложную ситуацию.

Психологический журнал как техника, способствующая саморазвитию, служит и другим целям. Он дает возможность безопасно выражать накопившиеся в нас сильные и разруши­ тельные эмоции. Если мы научимся «выпускать пар», запи­ сывая свои переживания, у нас появится прекрасный способ разрядки и осознания того, что лежит в основе наших пере­ живаний. Кроме того, ведение журнала способствует разви­ тию таких свойств как умение сосредоточиться, быть внима­ тельным и управлять своей волей. Людям застенчивым и ис­ пытывающим неудобство в тех ситуациях, когда им приходится раскрываться в присутствии другого человека, это поможет более свободно исследовать какие-то свои каче­ ства. Все это делает журнал важным слагаемым процесса психосинтеза. Он является методом, который каждый может использовать самостоятельно, все больше и больше превра­ щая процесс собственного роста и самореализации в дело сво­ их рук.

Помимо записей в журнале можно использовать рисунки и какие-то другие наглядные приемы выражения. Они могут быть самыми разными. Во-первых, это образы, увиденные во сне, рожденные в воображении или пришедшие к вам во время визуализаций. Во-вторых, это схемы, более абстрактные об­ разы и иные способы, помогающие нам выразить свои мысли в графической форме. Это очень удобный прием для того, чтобы наиболее точно сформулировать свои представления или объяснить их другим. И, наконец, в-третьих, сюда отно­ сится то, что можно назвать «спонтанными рисунками». Эти рисунки рождаются, когда мы находимся в расслабленном со­ стоянии, и наше внимание сосредоточено на чем-то другом, как в тех случаях, когда мы просто чиркаем на бумажке. Эти ри­ сунки отражают процессы, происходящие в бессознательном, и могут иметь важное значение для того, чтобы понять себя. Та­ ким образом, помимо записей в журнале могут быть рисунки.

Ниже приведены разделы, которые могут быть включе- ныв ваш журнал. Выберите те из них, которые наиболее со-


ответствуют вашим внутренним потребностям и пережива­ ниям, напомните, что» дальнейшем в любое время вы смо­ жете вносить изменения в свой выбор. Важно, чтобы каждый раз, делая запись, вы указывали дату. Это позволит вам лег­ че увидеть всю картину своего развития.

Диалог с понятиями. Сюда могут быть включены любые области, представляющие для вас существенный интеллек­ туальный интерес, в которых вы стремитесь достичь более глубокого понимания, например, образование, религия, ма­ тематика, теория систем, экология, и т.д.

Диалог с людьми включает соображения и озарения, свя­ занные с вашими отношениями с людьми.

Диалог с событиями: впечатления по поводу значитель­ ных событий вашей жизни. Обратите особое внимание на события, в которых вы заметили «синхронность».

Внутренние диалоги: разнообразные мысли, рассужде­ ния, интуитивные ощущения, а также вопросы или размыш­ ления, не подходящие к другим разделам.

Сны: описание снов, того контекста, в котором они вам приснились, ассоциаций, возникших в связи с этими снами, и расширенного их понимания. (Лучше всего это записывать сразу после пробуждения.)

Образы: зрительные или какие-либо иные сенсорные об­ разы, возникшие спонтанно или во время использования од­ ной из техник направляемого воображения. Они могут быть записаны или зафиксированы с помощью рисунков. Хорошо записать те чувства или ассоциации, которые возникли у вас в ответ на образ или на его составляющие — цвет, форму и т.д., то значение, которое он для вас имеет и, если возможно, попытаться его интерпретировать.

Воображение: фантазии, истории, ситуации, которые могут служить основой для работы воображения. Сюда лучше всего записывать то, что может иметь какой-то творческий заряд.

Схемы: графические модели теоретических построений (хотя у вас может возникнуть желание включить их в раздел интеллектуальных интересов). Эти схемы помогут вам выра-