Файл: Библиотека психосинтеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жать свои мысли наглядно, прояснят некоторые понятия и установят связь со зрительным представлением.

Медитация: заметки о различных медитативных техни­ ках, которые вы опробовали, о том, какие изначальные пред­ ставления вы при этом использовали и к каким результатам пришли. Не забудьте описать все случаи озарения и те реше­ ния, которые вам подсказала интуиция.

«Я»: заметки, касающиеся вашей личностной идентифи­ кации, ответы на вопрос «кто я?», воспоминания о том, ка­ кими вы воспринимали себя раньше, и другие медитативные техники, связанные с вопросом сущности бытия.

Воля: заметки о ваших переживаниях, связанных с раз­ личными проявлениями воли, оценка своих сильных и слабых сторон. Обратите внимание на все случаи, когда вы осозна­ вали, что используете волю, и опишите при каких обстоя­ тельствах это происходило. Отметьте как сказались ваши уп­ ражнения на развитии воли.

Методы саморазвития: ваш опыт работы с помощью раз­ личных методов, которые нельзя отнести к другим разделам. Постарайтесь как можно полнее описать обстоятельства, в которых эти различные методики работали или, наоборот, не работали. Что, на ваш взгляд, определило успешный или не­ успешный результат работы той или иной методики?

Особо значительные переживания: сюда относятся осо­ бенно сильные или глубокие переживания внутреннего по­ коя, радости, любви, ощущения расширения вашего «я», про­ буждения и т.д., описание обстоятельств, в которых они воз­ никли, и их последствий.

Недостатки: сюда относятся слабости, которые вы в себе осознаете и над которыми хотели бы поработать. Особое вни­ мание здесь можно уделить методам, которые помогли бы их преодолеть. Обратите внимание на свои сильные негативные реакции на других людей — они помогут вам разобраться в проблемах, которые вы не осознаете и проецируете на других людей.


Цитаты. Если читая книгу, вы обнаружите в ней какие-то особо значимые для вас мысли, их можно записать в этом разделе.

Временная перспектива. Этот раздел служит для того, чтобы вы смогли проследить за теми изменениями, которые происходят в течение вашего путешествия во времени, от прошлого в настоящее и дальше, в будущее. Здесь можно от­ мечать какие-то переходные моменты, мосты, связывающие то, где мы когда-то находились, с тем местом, где мы нахо­ димся сейчас или куда надеемся добраться в будущем; пере­ сечения дорог, когда мы выбираем, по какой из них пойти, а также воспоминания.
  1. 1   2   3   4   5   6   7

УПРАЖНЕНИЕ «КТО Я?»



Это упражнение направлено на то, чтобы развить в чело­ веке осознание себя и помочь ему обрести свое истинное «я». Оно основано на предположении, что каждый из нас, подобно луковице, состоит из многих слоев, покрывающих централь­ ное ядро. Эти слои самовосприятия могут быть как позитив­ ными, так и негативными. Они отражают различные стороны нашей личности и нашего отношения к миру. Некоторые из них подобны маскам и фасадам, за которыми скрываются такие черты нашей личности, которые мы в себе не одобряем, другие являются непосредственно этими ненравящимися нам чертами, а могут быть и скрытые, но весьма положительные стороны, которые нам трудно в себе принять. В любом случае,, где-то в глубине, за всеми этими слоями спрятано живое "и полное творческой энергии ядро, наше истинное «я», суть нашего существования.

Выполняя это упражнение и последовательно отвечая на вопрос «Кто я?», мы постепенно подходим к пониманию этого

«я», и, таким образом, можем прикоснуться к своей сути, своей истинной природе.
Порядок выполнения упражнения

  1. Найдите тихое место, где вам никто не будет мешать. Возьмите бумагу, напишите наверху дату и озаглавьте этот лист «Кто я?». Затем постарайтесь как можно свободнее и откровеннее ответить на этот вопрос и, давая себе время по­ думать в тишине, снова задайте его себе.




  1. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Те­ перь снова спросите себя: «Кто я?» Пусть ответ придет в виде образа, который возникнет в вашем воображении. Не пытай­ тесь специально о чем-то думать или искать чему-то объяс­ нение — пусть образ возникнет сам. Когда вы будете готовы, откройте глаза и как можно подробнее опишите все, что ви­ дели, включая те чувства, которые возникли у вас по поводу образа, и то, что он для вас означает.


  1. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места для движения. Снова закройте глаза и спросите себя: «Кто я?». Пусть ответ придет в виде какого-то движения вашего тела. Доверьтесь этому движению, пусть оно разворачивается до тех пор, пока вы не почувствуете, что оно полностью за­ вершено. У вас может возникнуть желание дополнить ответ каким-то звуком или пением. Когда будете готовы, запишите все, что пережили.


Это упражнение рекомендуется делать в течение какого- то периода времени, поскольку при повторении его воздейст­ вие становится все глубже.


3. ВЕЧЕРНИЙ ОБЗОР


Это упражнение лучше всего делать в конце дня. Перед самым сном мысленным взглядом окиньте прошедший день. Прокрутите его перед собой, как кинофильм, но только задом наперед, начиная с того момента, в котором вы сейчас нахо­ дитесь, затем переходя к концу вечера, началу вечера, к середине дня, к полудню и таким образом добираясь до утра, до того момента, когда вы проснулись.

Вечерний обзор можно использовать дляттого, чтобы в целом исследовать себя и свою жизнь, а можно видоизменить его таким образом, чтобы, как это будет показано ниже, со­ средоточиться на какой-то одной стороне вашего «я», на ка­ ком-то стереотипе, о котором вы бы хотели узнать побольше, или на каком-то происходящем в вас процессе, в котором вы бы хотели разобраться. В этом упражнении главную роль играет то отношение,с которым вы его будете выполнять. Исследуя свой день, постарайтесь делать это как посторонний и объективный наблюдатель, спокойно и с полным понима­ нием отмечающий все, что происходит. Затем, не впадая ни в восторг по поводу успеха, ни в.уныние по поводу неудачи, хладнокровно переходите к рассмотрению следующего эпи­ зода. Ваша задача спокойнаяиосознаннаярегистрациятого,что означал прожитый вами день,что означали сте­реотипыповедения,ккоторымвызаэтовремяприбегали.

Многие из делавших- это упражнение считают, что на­ блюдения, впечатления или озарения, возникшие во время упражнения, полезно записывать в каком-либо из разделов психологического журнала.


Обзор субличностей



Эта разновидность вечернего обзора предполагает иссле­ довать ваш день с точки зрения ваших субличностей. '

Субличности это множество разнообразных персона­ жей или психологических узлов внутри вашей личности, ко­ торые действуют в какой-то степени независимо, обладают


своими потребностями и своими целями. Многие из этих суб­ личностей характерны только для вас, другие, такие как Ре­ бенок, Родитель, Искатель, Привязчивый, Одинокий, По­ эт почти универсальны.

Мы предлагаем, чтобы до начала упражнения вы в тече­ ние какого-то времени, углубившись в себя, подумали о том, какие из субличностей (возможно это будут две или три из них) особенно важны или особенно активны в вас в данный период жизни. Если вы ведете психологический журнал или дневник, просматривая свои последние записи, вы, быть мо­ жет, найдете в них что-то существенное для себя.
Обзор аспектов личности
Это еще один вариант вечернего обзора, который заклю­ чается в исследовании прожитого дня с точки зрения трех главных аспектов личности тела, чувств и разума.

Вот те вопросы, которые можно здесь рассмотреть:

    1. С каким из указанных аспектов я идентифицирую себя чаще всего?

    2. Было ли доминирование одного из этих аспектов впрямую связано с определенными ситуациями в те­ чение дня? Какие из моих действий отражали влияние соответствующего аспекта?

    3. В чем заключались сильные и слабые стороны каж­ дого? Как они помогали или мешали мне?

    4. Вступали ли они в какие-нибудь конфликты между собой?

    5. Постарался ли я как-то ими управлять, чтобы меж­ ду ними воцарилось гармоническое равновесие?


Вы можете обдумать эти вопросы либо непосредственно во время обзора, либо, если они будут вас отвлекать, в самом конце. Вопросы даются вам для того, чтобы дать представле­ ние о направлениях, в которых вы можете проводить обзор минувшего дня. Все они, кроме первого, который является основным, необязательны. Мы советуем, особенно в начале, не усложнять это упражнение и отводить на него не более 15 минут в день.