ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жать свои мысли наглядно, прояснят некоторые понятия и установят связь со зрительным представлением.
Медитация: заметки о различных медитативных техни ках, которые вы опробовали, о том, какие изначальные пред ставления вы при этом использовали и к каким результатам пришли. Не забудьте описать все случаи озарения и те реше ния, которые вам подсказала интуиция.
«Я»: заметки, касающиеся вашей личностной идентифи кации, ответы на вопрос «кто я?», воспоминания о том, ка кими вы воспринимали себя раньше, и другие медитативные техники, связанные с вопросом сущности бытия.
Воля: заметки о ваших переживаниях, связанных с раз личными проявлениями воли, оценка своих сильных и слабых сторон. Обратите внимание на все случаи, когда вы осозна вали, что используете волю, и опишите при каких обстоя тельствах это происходило. Отметьте как сказались ваши уп ражнения на развитии воли.
Методы саморазвития: ваш опыт работы с помощью раз личных методов, которые нельзя отнести к другим разделам. Постарайтесь как можно полнее описать обстоятельства, в которых эти различные методики работали или, наоборот, не работали. Что, на ваш взгляд, определило успешный или не успешный результат работы той или иной методики?
Особо значительные переживания: сюда относятся осо бенно сильные или глубокие переживания внутреннего по коя, радости, любви, ощущения расширения вашего «я», про буждения и т.д., описание обстоятельств, в которых они воз никли, и их последствий.
Недостатки: сюда относятся слабости, которые вы в себе осознаете и над которыми хотели бы поработать. Особое вни мание здесь можно уделить методам, которые помогли бы их преодолеть. Обратите внимание на свои сильные негативные реакции на других людей — они помогут вам разобраться в проблемах, которые вы не осознаете и проецируете на других людей.
Цитаты. Если читая книгу, вы обнаружите в ней какие-то особо значимые для вас мысли, их можно записать в этом разделе.
Временная перспектива. Этот раздел служит для того, чтобы вы смогли проследить за теми изменениями, которые происходят в течение вашего путешествия во времени, от прошлого в настоящее и дальше, в будущее. Здесь можно от мечать какие-то переходные моменты, мосты, связывающие то, где мы когда-то находились, с тем местом, где мы нахо димся сейчас или куда надеемся добраться в будущем; пере сечения дорог, когда мы выбираем, по какой из них пойти, а также воспоминания.
- 1 2 3 4 5 6 7
УПРАЖНЕНИЕ «КТО Я?»
Это упражнение направлено на то, чтобы развить в чело веке осознание себя и помочь ему обрести свое истинное «я». Оно основано на предположении, что каждый из нас, подобно луковице, состоит из многих слоев, покрывающих централь ное ядро. Эти слои самовосприятия могут быть как позитив ными, так и негативными. Они отражают различные стороны нашей личности и нашего отношения к миру. Некоторые из них подобны маскам и фасадам, за которыми скрываются такие черты нашей личности, которые мы в себе не одобряем, другие являются непосредственно этими ненравящимися нам чертами, а могут быть и скрытые, но весьма положительные стороны, которые нам трудно в себе принять. В любом случае,, где-то в глубине, за всеми этими слоями спрятано живое "и полное творческой энергии ядро, наше истинное «я», суть нашего существования.
Выполняя это упражнение и последовательно отвечая на вопрос «Кто я?», мы постепенно подходим к пониманию этого
«я», и, таким образом, можем прикоснуться к своей сути, своей истинной природе.
Порядок выполнения упражнения
-
Найдите тихое место, где вам никто не будет мешать. Возьмите бумагу, напишите наверху дату и озаглавьте этот лист «Кто я?». Затем постарайтесь как можно свободнее и откровеннее ответить на этот вопрос и, давая себе время по думать в тишине, снова задайте его себе.
-
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Те перь снова спросите себя: «Кто я?» Пусть ответ придет в виде образа, который возникнет в вашем воображении. Не пытай тесь специально о чем-то думать или искать чему-то объяс нение — пусть образ возникнет сам. Когда вы будете готовы, откройте глаза и как можно подробнее опишите все, что ви дели, включая те чувства, которые возникли у вас по поводу образа, и то, что он для вас означает.
-
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места для движения. Снова закройте глаза и спросите себя: «Кто я?». Пусть ответ придет в виде какого-то движения вашего тела. Доверьтесь этому движению, пусть оно разворачивается до тех пор, пока вы не почувствуете, что оно полностью за вершено. У вас может возникнуть желание дополнить ответ каким-то звуком или пением. Когда будете готовы, запишите все, что пережили.
Это упражнение рекомендуется делать в течение какого- то периода времени, поскольку при повторении его воздейст вие становится все глубже.
3. ВЕЧЕРНИЙ ОБЗОР
Это упражнение лучше всего делать в конце дня. Перед самым сном мысленным взглядом окиньте прошедший день. Прокрутите его перед собой, как кинофильм, но только задом наперед, начиная с того момента, в котором вы сейчас нахо дитесь, затем переходя к концу вечера, началу вечера, к середине дня, к полудню и таким образом добираясь до утра, до того момента, когда вы проснулись.
Вечерний обзор можно использовать дляттого, чтобы в целом исследовать себя и свою жизнь, а можно видоизменить его таким образом, чтобы, как это будет показано ниже, со средоточиться на какой-то одной стороне вашего «я», на ка ком-то стереотипе, о котором вы бы хотели узнать побольше, или на каком-то происходящем в вас процессе, в котором вы бы хотели разобраться. В этом упражнении главную роль играет то отношение,с которым вы его будете выполнять. Исследуя свой день, постарайтесь делать это как посторонний и объективный наблюдатель, спокойно и с полным понима нием отмечающий все, что происходит. Затем, не впадая ни в восторг по поводу успеха, ни в.уныние по поводу неудачи, хладнокровно переходите к рассмотрению следующего эпи зода. Ваша задача — спокойнаяиосознаннаярегистрациятого,что означал прожитый вами день,что означали стереотипыповедения,ккоторымвызаэтовремяприбегали.
Многие из делавших- это упражнение считают, что на блюдения, впечатления или озарения, возникшие во время упражнения, полезно записывать в каком-либо из разделов психологического журнала.
Обзор субличностей
Эта разновидность вечернего обзора предполагает иссле довать ваш день с точки зрения ваших субличностей. '
Субличности — это множество разнообразных персона жей или психологических узлов внутри вашей личности, ко торые действуют в какой-то степени независимо, обладают
своими потребностями и своими целями. Многие из этих суб личностей характерны только для вас, другие, такие как Ре бенок, Родитель, Искатель, Привязчивый, Одинокий, По эт — почти универсальны.
Мы предлагаем, чтобы до начала упражнения вы в тече ние какого-то времени, углубившись в себя, подумали о том, какие из субличностей (возможно это будут две или три из них) особенно важны или особенно активны в вас в данный период жизни. Если вы ведете психологический журнал или дневник, просматривая свои последние записи, вы, быть мо жет, найдете в них что-то существенное для себя.
Обзор аспектов личности
Это еще один вариант вечернего обзора, который заклю чается в исследовании прожитого дня с точки зрения трех главных аспектов личности — тела, чувств и разума.
Вот те вопросы, которые можно здесь рассмотреть:
-
С каким из указанных аспектов я идентифицирую себя чаще всего? -
Было ли доминирование одного из этих аспектов впрямую связано с определенными ситуациями в те чение дня? Какие из моих действий отражали влияние соответствующего аспекта? -
В чем заключались сильные и слабые стороны каж дого? Как они помогали или мешали мне? -
Вступали ли они в какие-нибудь конфликты между собой? -
Постарался ли я как-то ими управлять, чтобы меж ду ними воцарилось гармоническое равновесие?
Вы можете обдумать эти вопросы либо непосредственно во время обзора, либо, если они будут вас отвлекать, в самом конце. Вопросы даются вам для того, чтобы дать представле ние о направлениях, в которых вы можете проводить обзор минувшего дня. Все они, кроме первого, который является основным, необязательны. Мы советуем, особенно в начале, не усложнять это упражнение и отводить на него не более 15 минут в день.