Файл: Библиотека психосинтеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот те вопросы, которые могут вам пригодиться во время самого вечернего обзора:

  1. Какие из моих субличностей доминировали в раз­ личных ситуациях в течение дня? Какие внешние или внутренние обстоятельства повлияли на их появление или способствовали их исчезновению с переднего пла­ на? Были ли между ними конфликты?

  2. Какие полезные качества были присущи этим суб­ личностям? Какие недостатки? Как они мне помогали или мешали?

  3. Чего хотела каждая из субличностей? Во что пре­ вратилась бы моя жизнь, если бы их желания испол­ нились?

  4. Было ли согласие между мной и моими сублично­ стями или же мне приходилось идти у них на поводу? Что я предпринял (предприняла), чтобы привести их в соответствие и направить в нужное русло?


Вы можете обдумать эти вопросы либо во время самого обзора, либо, если они вас отвлекают, в его конце. Все они необязательны и служат только для того, чтобы дать вам представление о том, с каких точек зрения можно делать это упражнение. Главная ваша задача хорошенько познако­ миться со своими субличностями. Мы советуем, особенно в начале, стараться не усложнять это упражнение и отводить на него не больше 15 минут в день.


4. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЕЗИДЕНТИФИКАЦИЮ



Мы находимсяво властивсего,счем отождествля­етсебянаше «я»,и управляем,руководим и исполь­зуемвсе,счемнамудалосьдезйдентифицироваться.
Центральным, фундаментальным переживанием, всегда присутствующим в человеческом сознании, является опыт самооссознания, открытия собственного «я». Именно этот опыт отличает нас от животных, которые, будучи наделены сознанием, лишены самоосознания. Однако чаще всего это самоосознание скорее скрыто присутствует в нас, чем явля­ ется чем-то явно выраженным. Оно воспринимается в неяс­ ном и искаженном виде, поскольку обычно смешивается и затемняется содержаниемсознания.

Постоянный поток мыслей мешает нам ясно воспринять сознание как таковое, и оно начинает ложно идентифициро­ ваться со своим содержанием. Если мы хотим сделать само­ осознание очевидным, ясным и ощутимым, необходимо прежде всего дезидентифицировать себя с содержанием на­ шего сознания.

Если говорить более конкретно, то обычно человек скло­ нен отождествлять себя с тем состоянием, которое, как ему представляется, когда-либо давало ему наиболее сильное ощущение бытия, наиболее острое чувство реальности, каза­ лось наиболее ярким.

Отождествляя себя с какой-то своей частью, мы обычно выбираем для этого нечто, играющее главную роль в нашей жизни, нечто, находящееся в центре нашего внимания, вы­ полняющее какую-то заглавную функцию. Так, некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они восприни­ мают себя и часто говорят о себе с точки зрения ощущений. Иными словами, живут так, как если бы они являлись своим телом. Другие идентифицируют себя с чувствами. Они пере­ живают и описывают свои состояния в терминах эмоций и считают, что их чувства являются самой главной и самой сокровенной их частью, а мысли и ощущения воспринимают


как нечто более удаленное, отдельное от них самих. Те, кто отождествляет себя со своим разумом, склонны описывать себя с помощью интеллектуальных построений, даже коща их спрашивают о том, как они себя чувствуют. Они часто полагают, что чувства и ощущения являются чем-то несуще­ ственным, и часто вовсе не обращает на НИХ внимания. Мно­ гие люди отождествляют себя с какой-то ролью и живут, функционируют и воспринимают себя с точки зрения этойроли,как «мать», «муж», «жена», «ученик», «бизнесмен»,

«учитель» и т.д.

Отождествляя себя с какой-то одной стороной своей лич ности, мы можем некоторое время испытывать полное удов­ летворение, но у такого отождествления есть серьезные не­ достатки. Оно не дает нам возможности осознать свое «я», пережить глубокое ощущение самоосознания, понимания, кем мы являемся на самом деле. Оно лишает нас возможности (или, по крайней мере, снижает ее) отождествить себя с дру­ гими частями нашей личности, получить от них удовольствие и максимально ах использовать. Таким образом, в обыденной жизни мы выражаем себя только на какую-то малую долю своих возможностей. Сознательно или даже бессознательно понимая, что мы лишены доступа к большей части того, что в нас заложено, мы начинаем переживать разочарование, нас охватывает болезненное чувство собственной неполноценно- сти и несостоятельности.

В конечном счете, если мы продолжаем идентифициро­ вать себя с какой-то ролью или функцией, это часто и почти неизбежно приводит к тому, что у нас возникает чувство потери, даже отчаянья, подобно тому, которое испытывает постаревший и начавший терпеть поражения спортсмен увя­ дающая актриса, мать, чьи дети повзрослели и покинули ее, или закончивший обучение студент, который столкнулся с новыми обязанностями. Такие ситуации могут привести к серьезным и часто очень болезненными кризисам. Их даже в какой-то степени можно считать частичной психологической

«смертью». Здесь не помогут никакие отчаянные попытки удер­ жать старую исчезающую «сущность», и разрешить такую ситуацию можно лишь с помощью «возрождения», то есть, с



помощью новой, более широкой идентификации. Иногда, ох­ ватывая всю личность, этот процесс становится возможен только в том случае, если в результате он приводит к про­ буждению или «перерождению» в совсем новое и более высо­ кое по уровню состояние бытия. Процесс смерти и перерож­ дения был символически представлен во многих таинствах и ритуалах. Многие мистики переживали его и описывали пе­ режитое с точки зрения религии. В настоящее время этот процесс переосмысливается как некий трансперсональный опыт, проникновение в трансперсональную область бытия.

Часто человек, вовлеченный в процесс перерождения, не­ полностью понимает его значение, и происходящее имеет место вопреки его желанию и воле. Но сознательное, целе­ направленное и добровольное сотрудничество может в зна­ чительной степени содействовать, ускорять и помогать этому процессу.

Лучше всего этого можно достичь с помощью специаль­ ного упражнения надезидентификациюинасамоиденти­фикацию.Оно помогает нам обрести свободу и возможностьвыбирать тот аспект нашей личности, с которым мы хотим себя идентифицировать или дезидентифицировать в зависи­ мости от того, что нам кажется уместным в каждой отдельной ситуации. Таким образом, принимая и гармонически синте­ зируя все элементы и аспекты своей личности, мы можем научиться Управлять, направлять и использовать их. Именно поэтому настоящее упражнение считается в психосинтезе ос- новным.

Оно является способом достижения самоосознания и уме­ ния поочередно сосредоточивать, свое внимание на всех ос­ новных аспектах нашей личности, на всех ролях, которые мы играем и т.д. С помощью этого упражнения мы начинаем полностью осознавать их свойства, можем их исследовать, одновременно оставаясь на позициях внешнего наблюдателя и понимая, что наблюдательнетождественентому,чтооннаблюдает.

Описанный ниже порядок выполнения упражнения пред­ полагает, что его первый этап — дезидентификация — состо­ ит из трех частей, каждая из которых посвящена одному из аспектов осознания: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Выполнив все три части, вы подходите ко вто­ рому этапу самоидентификации.

Приобретя определенный навык в выполнении этого уп­ ражнения, вы сможете произвольно расширять или изменять его в соответствии с вашими требованиями, как показано ниже.
Порядок выполнения
Примите удобное положение, расслабьтесь и несколько раз глубоко вдохните и выдохните (можно предварительно выполнить упражнение на расслабление). Затем медленно и вдумчиво повторите следующее утверждение:

    1. У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным и здоровым, отдохнувшим и ус­ талым, но это не имеет ничего общего с моим «я», моим истинным «я». Я ценю свое тело как средство, которое позволяет мне приобретать опыт и действо­ вать во внешнем мире, но оно является всего лишь средством. Я хорошо обращаюсь со своим телом, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но оно — это не я. Уменяестьтело, но я этонемое тело.


Теперь закройте глаза и в своем сознании воспроизведите в общих чертах содержание этого утверждения, а затем по­ степенно сосредоточьте внимание на основном его положе­ нии: «У меня есть тело,но яэто не мое тело».Поста­ райтесь как можно лучше осмыслить это как пережитый и подтвержденный опытом факт вашего сознания. Затем от­ кройте глаза и таким же образом выполните следующие две части упражнения:

    1. У меня есть чувства,но я это не мои чувства. Мои чувства разнообразны, изменчивы, иногда про­ тивоположны. Они могут колебаться от любви до не­ нависти, от спокойствия до гнева, от радости до грусти, и все же моя истинная сущность не изменяется. Мое «я» остается неизменным. Хотя иногда я могу какое-то время быть охвачен гневом, я знаю, что эта вспышка

вспышка пройдет, и поэтому я не являюсь этим гне­ вом. Я могу наблюдать за своими чувствами, пони­ мать их; я даже могу постепенно научиться управлять и пользоваться ими, гармонически интегрировать их. Из этого следует, что они — это не я. У меня естьчувства, но я этонемои чувства.

    1. У меня есть разум, но я — это не мой разум. Мой разум — драгоценный инструмент познания и выра­ жения, но это не суть моего существования. Его со­ держание все время меняется, он охватывает новые мыс­ ли, знания, опыт. Иногда он отказывается повиноваться мне. Поэтому он не может быть мной, моим «я». Уменяестьразум,но я этонемой разум.

За этим следует этап идентификации. Медленно и вдум­ чиво подтвердите следующее положение:

    1. После того, как я отделил свою суть, свое «я» от содержания сознания — ощущений, эмоций и мыс­ лей, я осознаю и утверждаю, что «я» это центрчистого самоосознания. «Я» — центр воли, способ­ ный наблюдать за психологическими процессами и за моим физическим телом, направлять их и использо­ вать.

Сосредоточьте внимание на основном понятии: «Я этоцентр чистого самоосознания и воли». Постарайтесь, как можно лучше осмыслить это как пережитый и подтвержден­ ный опытом факт вашего сознания.
Поскольку целью данного упражнения является достиже­ ние определенного состояния сознания, как только вам уда­ стся его достичь, можно опускать большую часть подробно­ стей. Таким образом, спустя некоторое время, а у кого-то это получится с самого начала, можно изменить упражнение, быстро переходя от одного этапа дезидентификации к друго­ му, причем непосредственно к центральному утверждению каждого этапа, сосредоточиваясь на том, чтобы его понима­ ние происходило на уровне ваших переживаний, а не было голословным.


У меня есть тело, но я это не мое тело.

У меня есть чувства, но я это не мои чувства. У меня есть разум, но я это не мой разум.
После этого хорошо обратить более серьезное внимание на стадию самоидентификации и провести ее в следующем порядке:

    1. Что же тогда есть я? Что остается после того, как я перестал отождествлять себя со своим телом, со сво­ ими ощущениями, со своими чувствами, разумом, действиями? Остается моя суть — центр чистого са­моосознания.Это постоянная часть моей вечно меня­ ющейся жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Яутверждаюсвоетождествоэтомуцентру,понимаю его неиз­ менность и его энергию.

(пауза)

Я признаю и утверждаю, что я — центр чистого са­ моосознания, творческой, динамической энергии. Я понимаю, что из этого центра моей истинной сути я могу научиться наблюдать, направлять и приводить в соответствие все свои психологические процессы и процессы, происходящие в моем физическом теле. И я постараюсь постоянно осознавать это в обыденной жизни, использовать это во благо себе, чтобы моя жизнь получила более глубокий смысл и стала более целенаправленной.
По мере того, как вы научитесь все быстрее достигать определенного состояния сознания, стадия отождествления тоже может быть сокращена. Ваша цель — с помощью уп­ ражнения научиться быстро и плавно переходить от одной стадии дезидентификации к другой, чтобы оставаться затем в состоянии осознания своего «я» в течение необходимого вам времени. Тогда вы сможете по собственной воле в любой мо­ мент отделить свое «я» от любых всепоглощающих эмоций, неприятных мыслей, неуместных ролей и т.д. и, получив все преимущества стороннего наблюдателя, ясно увидеть ситуа­ цию, ее значение, причины и то, как лучше из нее выйти.


Как показала практика, это упражнение лучше всего де­ лать ежедневно, в первой половине дня и, если возможно, сразу после того, как вы проснетесь. Тогда его можно будет символически рассматривать как «второе пробуждение». Кроме того, очень полезно повторять его в сокращенном виде несколько раз в день, чтобы постоянно возвращаться к состо­ янию осознавания своего свободного «я».

В соответствии с вашими целями и жизненными потреб­ ностями это упражнение можно изменять таким образом, чтобы помимо трех основных (физической, эмоциональной и интеллектуальной) в него входили еще какие-то ступени дез- идентификации. Они могут включать субличности, роли и т.д. Можно начинать упражнение с отказа от тождества с материальными предметами обладания. Ниже приводятся примеры различных вариантов этого упражнения.

У меняесть желания,но яэто не мои желания. Желания возникают как результат физических и эмо­ циональных стремлений и под воздействием других обстоятельств. Они часто меняются и противоречат друг другу. Им свойственна постоянная игра притя­ жения и отталкивания, поэтому они не могут быть моим «я». Уменяестьжелания, но я этонемои

*

желания.

(Эту часть лучше всего поместить между эмоциональной и интеллектуальной ступенями).

Я участвую в различных видах деятельности и играю в жизни различные роли. Я должен играть эти роли и делаю это по доброй воле, будь то роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или служащего. Но я — нечто большее, чем сын, отец или художник. Ведь это все только роли, правда, свой­ ственные мне, но роли, которые я сам выбираю по собственной воле. Я могу даже следить и наблюдать
Часто утверждение «У меня есть , но я это не », исполь­ зуется в виде:

!. У меня есть я это не

  1. У меня есть и я больше, чем просто