Файл: Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое предприятие (организация, фирма) является целостной финансово-экономической системой, в которой можно выделить ряд подсистем низшего порядка. Реалии современного экономического пространства определяют следующие подсистемы: управление деятельностью и управление людьми. Элемент системы управления, который связан с персоналом, занимает в ней особое место, поскольку человеческие ресурсы предприятия являются основным стратегическим ресурсом и крупнейшей его ценностью, независимо от вида деятельности и формы собственности.

Система менеджмента человеческих ресурсов основана на элементах формирования и развития трудовых ресурсов организации. В свою очередь, выделяются технологии формирования персонала организации. Именно персонал способен организовать работу предприятия в заданном векторе и обеспечить достижение установленных целей предприятия. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска новых механизмов, инструментов системы менеджмента персонала для обеспечения его эффективной работы. В настоящее время, как на российских, так и на зарубежных предприятиях подбираются и реализуются наиболее подходящие и удовлетворяющие их требованиям системы управления персоналом.

Сфера обслуживания является особой категорией бизнеса, успех в которой во многом зависит от профессионализма сотрудников компании, непосредственно общающихся с клиентами, а также их мотивации на отличную работу со стороны руководства. Именно в ресторанно-гостиничном бизнесе человеческие ресурсы предприятия является ключевым компонентом бизнеса.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов на примере ООО «Галерея-Алекс».

Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, определены следующие задачи:

- рассмотреть формирование системы менеджмента человеческих ресурсов, значение в достижении экономических результатов;

- изучить методы оценки и пути повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов;

- дать общую организационно-экономическую характеристику ООО «Галерея-Алекс»;

- провести анализ кадрового потенциала и методов управления персоналом на предприятии;

- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»;

Объектом изучения данной работы является ООО «Галерея-Алекс».


Предметом исследования - менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс».

Методы исследования: анализа научных публикаций, сравнительного анализа, обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований, методы группировки данных и экономического анализа, сбора и обработки социологической информации анализ документов, наблюдение, опрос и др.

Данная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии

1.1 Формирование системы менеджмента человеческих ресурсов, значение в достижении экономических результатов

Фундаментальной частью менеджмента организации является система управления человеческими ресурсами. И эффективность менеджмента напрямую зависит от производительной деятельности работников. Менеджмент человеческих ресурсов является подсистемой в системе управления бизнесом.[1]

Персонал - совокупность всех работников предприятия, занятых выполнением определенных обязанностей.[2]

Человеческие ресурсы – это коллектив, работающий в организации по найму и обладающий определенными профессиональными характеристиками. От производительности этого коллектива будет полностью зависеть экономический рост предприятия, ее продуктивность и статус.

Человеческие ресурсы организации – это личный состав учреждения, предприятия, фирмы, который включает в себя не только наемных работников, но и владельцев организации.[3] Персонал организации подразделяется на управленческий и производственный. Управленческий персонал выполняет функции управления, т.е. организация и планирование работ на предприятии, разработка программы мотивации, осуществление контроля. Производственный персонал выполняет технологические процессы, связанные с производством на предприятии.


По выполнению своей роли в организации персонал подразделяется: основных рабочих; вспомогательные рабочих; руководителей; специалистов; служащих. В свою очередь, руководители подразделяются на линейное руководство и руководители функциональных служб. Линейные руководители возглавляют организацию в целом, а функциональные отдельные ее подразделения. По характеру функций, специалисты также подразделяются на специалистов, выполняющие экономические и инженерно-технические функции.

Менеджмент человеческих ресурсов включает в себя стратегические задачи и актуальные решение этих задач, к которым приспосабливается менеджер по управлению человеческими ресурсами. Менеджмент человеческих ресурсов - это сложный процесс, который носит как групповой, так и индивидуальный характер.[4]

Менеджмент человеческих ресурсов - это процесс разработки и осуществления системы организационных, социально-экономических и культурных мероприятий относительно обеспечения эффективного использования трудового потенциала каждого работника предприятия. Результативность процесса менеджмента персонала в первую очередь зависит от качества трудового потенциала его работников.[5]

Менеджмент человеческих ресурсов – разностороннее и сложное явление, как по своему содержанию, так и по организационно структурным формам. В каждой организации используются определенные методы по управлению персоналом. Они осуществляются с помощью воздействия либо на отдельных работников предприятия, либо на целую систему. В этой системе можно выделить два направления: управление людьми и управление деятельностью.

Система менеджмента человеческих ресурсов представляет собой объединенный комплекс приемов, методов, технологий, определенных процедур кадровой работы.

В систему менеджмента человеческих ресурсов входят следующие составляющие кадровой работы: кадровое планирование трудовых ресурсов, набор и отбор персонала, адаптация, подготовка и обучение персонала, разработка программы мотивации, нормирование труда и другие важные части работы руководителя.

Система менеджмента человеческих ресурсов складывается из трех основных факторов: производственный фактор; финансово-экономический фактор; социальный фактор (кадровая политика).

Содержание работы менеджмента человеческих ресурсов может быть сведено к четырем основным функциональным модулям. Эти модули взаимосвязаны в смысле взаимного влияния мероприятий, осуществляемых в их рамках (рисунок 1.1).


Подбор и расстановка кадров

Мотивация персонала на эффективную работу

Трансляция целей и контроль их достижения

Обучение и развитие персонала

Рис. 1.1. Общая структура и взаимосвязи модулей системы менеджмента человеческих ресурсов [6]

Фокус функций менеджмента человеческих ресурсов должен быть направлен на достижение трех основных целей:[7]

- обеспечение эффективного выполнения сотрудниками предприятия функций, направленных на воспроизводство и поддержание функционирования предприятия;

– обеспечение компании эффективных сотрудников по осуществлению функций, направленных на достижение стратегических (долгосрочных) и тактических (среднесрочных) целей бизнеса (например, увеличение доли рынка, увеличение продаж, повышение конкурентоспособности продукции (услуг), создание новых продуктов (услуг);

- увеличение вовлеченности персонала в деятельность предприятия как необходимого условия эффективной работы.

Поэтому оценка соблюдения кадровых функций должна проводиться, по крайней мере, в этих трех аспектах.

Учитывая различные уровни системы менеджмента человеческих ресурсов, цели управления можно представить в следующем виде (рис. 1.2).

Главная цель: обеспечение организации персоналом, его эффективное использование, профессиональное и социальное развитие

Разработка стратегии управления персоналом с учетом изменений внешней среды организации

Прогнозирование и перспективное планирование персонала

Построение системы мотивации и социального обеспечения персонала

Цели второго уровня

Цели третьего уровня

Анализ новых требований к специалистам и рабочим местам. Анализ потребностей организации в новых специальностях и должностях

Анализ динамики развития персонала.

Анализ индивидуальных планов развития персонала.

Планирование персонала и его карьеры

Анализ трудовых процессов.

Анализ качества жизни.

Планирование социального развития персонала

Рис. 1.2. Цели системы менеджмента человеческих ресурсов [8]

Руководитель предприятия или подразделения реализует функции управления в соответствии со следующей логической последовательностью шагов: целеполагание функции, формирование алгоритма выполнения функции в соответствии с ее назначением, непосредственное выполнение функций управления, получение и анализ результатов.


Эффективность управления человеческими ресурсами во многом зависит от оптимизации системы управления персоналом, ее функционирования от оптимальности выбранных методов управления персоналом.

В современных организациях менеджмент человеческих ресурсов рассматривается как совокупность управленческих действий предприятия, которое обеспечивает организацию такими сотрудниками, которые способны реализовать стратегию компании, обладают желанием, необходимыми навыками и компетенцией.

Методы менеджмента человеческих ресурсов - это способы влияния на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования предприятия, оптимальное соединение которых позволяет повысить результативность менеджмента персонала и, как следствие, повысить эффективность деятельности предприятия.[9]

Классический менеджмент исходит из разделения методов управления на три класса: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Система методов управления человеческими ресурсами современной организации представлена на рисунке 1.3.

Традиционными (общепринятыми) методами менеджмента человеческих ресурсов можно назвать экономические, административные (организационные) и социально-психологические методы. Данные методы применялись с момента зарождения менеджмента не только как науки, но и деятельности.

Методы управления

Экономические

Административно-правовые

Социально-психологические

Технико-экономический анализ

Технико-экономическое планирование

Экономическое стимулирование

Мотивация трудовой деятельности

Оплата труда

Капиталовложения

Кредитование

Ценообразование

Участие в прибылях и капитале

Участие в собственности

Установление экономических норм и нормативов

Страхование

Установление материальных санкций и поощрений

Установление госзаказов

Формирование структуры

органов управления

Утверждение административных норм и нормативов

Правовое регулирование

Издание приказов, указаний и распоряжений

Инструктирование

Отбор, подбор и расстановка кадров

Утверждение методик и рекомендаций