Файл: Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов на современном предприятии
1.2 Методы оценки и пути повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Галерея-Алекс»
2.2 Анализ кадрового потенциала и методов управления персоналом на предприятии
3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»
Как видно из анализа, в динамике наблюдается снижение показателя коэффициента текучести кадров в 2017 г. по сравнению с 2016 г. 44% до 38,46%. Своего минимального значения показатель достигал в 2015 году (21,74%). По мнению многих специалистов, естественная текучесть персонала составляет от 7 до 10%. В 2016 и 2017 г. уровень текучести кадров в организации выше нормы.
Таким образом, анализ кадрового потенциала ООО «Галерея-Алекс» показал, что персонал предприятия представляет собой лояльный, молодой коллектив, с достаточно высоким образовательным уровнем, имеющий высокий потенциал развития. В настоящее время штат предприятия насчитывает 26 человек.
Для итогового анализа работы с персоналом организации и использован SWOT-анализ (Приложение 1).
Оценка сильных и слабых сторон проведена на основании принятых основных функций: кадровое управление, подбор и подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, мотивация персонала, формирование корпоративных ценностей и приверженность организационной культуре.
Для анализа возможностей и угроз внешней среды используются критерии, которые могут повлиять на работу персонала, например: отношение руководства и персонала службы управления персоналом, а также возможные политические и экономические изменения на территории деятельности ООО «Галерея-Алекс», а также конкурентная среда.
Результаты SWOT-анализа управления персоналом:
- сильные стороны кадровой политики - наличие финансовых стимулов и других мотивационных программ
- недостатки - отсутствие письменной политики и процедур, а также экономичность и фрагментация схем обучения,
- возможности - поддержка лидерства в разработке и реализации эффективных адаптационных программ с ростом и расширением организации,
- угрозы - финансовые потери и демотивация сотрудников в связи с неопределенностью и разобщенностью между собой задач руководства компании, а также отсутствием доверия персонала к кадровой политике и управлению компанией в целом.
3. Совершенствование менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс»
В целях повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов предлагаются следующие мероприятия.
Замотивировать персонал ООО «Галерея-Алекс» на повышение производительности труда можно, связав размер заработной платы с качеством обслуживания посетителей. Для этого представляется целесообразным внедрить электронную систему оценки качества обслуживания «Кнопка качества». Это программно-аппаратный комплекс, позволяющий в режиме реального времени получать обратную связь от клиентов, формировать индекс потребительской удовлетворенности и контролировать качество сервиса в ООО «Галерея-Алекс».
В ООО «Галерея-Алекс» устанавливаются терминалы, посредством которых гости оставляют свои отзывы о качестве обслуживания и работе конкретного сотрудника (Приложение 1).
Гости, получив определенные услуги, могут оценить качество продукции и сервиса, воспользовавшись кнопками пульта, на которых указана степень удовлетворенности. Все данные, поступающие на пульты, через специальное программное обеспечение мгновенно пересылаются на серверную часть в централизованную базу данных программы в формате: «время-пульт-сотрудник-ответ». Пользователям программы назначаются права, определяющие уровень доступа к отчетам и прочим сведениям, которые они получают после идентификации в программе. Результатом работы системы являются отчеты и диаграммы, отражающие состояние удовлетворенности клиентов качеством продукции и обслуживания. Руководители подразделений и генеральный директор, имея доступ в режиме реального времени, могут видеть поступающие оценки через серверную программу с web-интерфейсом.
Таким образом, автоматизированная система оценки качества сервиса позволяет:
- оценить работу каждого сотрудника;
- сделать оценку регулярной, объективной;
- экономить средства и сокращать бюджет на использование альтернативных систем оценки персонала и мониторинга качества сервиса;
- повысить мотивацию сотрудников и, как следствие, предоставлять более качественное обслуживание;
- удерживать клиентов и увеличивать клиентскую лояльность;
- возможность оперативного реагирования на любые колебания показателя потребительской удовлетворенности;
- усилить положительный имидж ООО «Галерея-Алекс»;
- измерить индекс покупательской удовлетворенности;
- контролировать качество обслуживания.
Из очевидных преимуществ системы можно отметить достоверность данных, полученных напрямую от гостя (при работе с автоматизированной системой оценки качества сервиса исключается «пропадание» отзывов, интерпретация данных, намеренное их искажение) и возможность в кратчайшее время формировать сложные аналитические отчеты по заданному параметру.
Необходимо особенно подчеркнуть, что оценка качества работы персонала производится не только с целью мотивации сотрудников и укрепления дисциплины в коллективе, но также для развития здоровой конкуренции, для возможности выявлений сильнейших работников. Таким образом, на сотрудников ООО «Галерея-Алекс» накладывается ответственность не только за добросовестное исполнение сервисных стандартов и качественное обслуживание, но также и за вовлечение гостей в процесс голосования, что прямым образом оказывает благоприятное воздействие на клиентскую лояльность.
Кроме оценки линейных сотрудников – это также инструмент для оценки эффективности работы персонала уровня управляющих и руководителей всего предприятия общественного питания. Они также ответственны за сервис и подготовку подчиненных им кадров. Система позволяет консолидировать данные по подотчетным структурным подразделениям ООО «Галерея-Алекс» и распределение статистики с учетом руководителей того или иного отдела.
В конце каждого месяца работникам ООО «Галерея-Алекс», непосредственно обслуживающим посетителей, будут начисляться бонусы. Каждый отрицательный отзыв, полученный сотрудником, подлежит специальному расследованию, и, в случае, если руководство ресторана сочтет недовольство клиента обоснованным, бонус соответствующего сотрудника уменьшается на 2% за каждый обоснованный отрицательный отзыв.
Анализируя полученные при исследовании деятельности ООО «Галерея-Алекс» данные, можно сделать предположение о неполной удовлетворенности работников рассматриваемого предприятия социальными гарантиями. В большей степени это касается нематериальной стороны. Недовольство персонала заработной платой выяснилось при проведении анкетирования сотрудников. Несмотря на разработанную премиальную систему, большинство сотрудников отметили, что размер и система оплаты труда их не удовлетворяет.
В целях совершенствования мотивации персонала в ООО «Галерея-Алекс» рекомендуется разработать конкурентный социальный пакет. К конкурентному социальному пакету относится все то, что компания-работодатель добавляет к зарплате по собственному желанию помимо того, к чему его обязывает государство.
Учитывая результаты исследования, можно предложить следующий вариант конкурентного социального пакета для сотрудников ООО «Галерея-Алекс»:
- оплата занятий сотрудников в спортзалах;
- расширенная медицинская страховка.
Рассмотрим данные предложения подробнее. Ритм современной жизни и степень занятости практически не оставляют времени на полноценные занятия спортом и заботу о своём здоровье. Всё это может привести к снижению психологической и физической устойчивости персонала к нагрузкам и стрессовым ситуациям. В результате страдают не только сотрудники, но и корпоративный имидж организации. Занятия фитнесом – отличный способ минимизировать проблему. Корпоративный фитнес всё чаще становится частью внутренней культуры компании, в целях заботы о здоровье персонала руководители уделяют серьёзное внимание специальным спортивным программам. Корпоративные занятия фитнесом по праву считаются выгодной инвестицией в развитие компании. Они повышают работоспособность и заряжают энергией в утренние часы, помогают расслабиться и избавиться от стресса после работы. Корпоративный фитнес для сотрудников – это ещё и возможность пообщаться в неформальной обстановке.
Расширенная страховка предусматривает дополнительные к базовому пакету услуги, среди которых:
- частичная или полная компенсация затрат на проведение срочных операций;
- прием различных специалистов в конкретном населенном пункте;
- бесплатное пребывание в санатории 1 раз год;
- прохождение курса массажа в специализированных центрах.
По состоянию на начало 2018 года стоимость подобного полиса ДМС в различных страховых компаниях от 17 тыс.руб. В таблице 3.1 представлены примерные тарифы оформления полисов ДМС в ведущих страховых компаниях по состоянию на 2018 г.
Таблица 3.1
Стоимость полисов ДМС в ведущих страховых компаниях
Компания |
Тарифы ДМС |
«Ингосстрах» |
- Базовый полис - от 37 000 рублей |
«Росгосстрах» |
Стоимость стандартного полиса колеблется в пределах 8 500 – 33 000 рублей в зависимости от набора услуг. Специальные предложения обойдутся дороже. |
«РЕСО Гарантия» |
Предлагает программу «Доктор РЕСО» по ценам от 34 300 до 55 400 рублей в зависимости от включения различных опций. |
Предлагается приобрести для сотрудников полис ДМС в компании «Ингосстрах» по тарифу «Базовый» стоимостью 37000 рублей.
Выбранная базовая медицинская страховка в компании «Ингосстрах» для персонала ООО «Галерея-Алекс» включает:
- первичный визит к специалистам, иногда бесплатные последующие консультации;
- диагностические процедуры по назначению врача;
- вызов доктора на дом, выдача больничного;
- иногда стоматологические услуги в ряде клиник;
- вызов скорой помощи при угрозе жизни человека;
- при необходимости госпитализация и услуги стационара.
Оплата полисов ДМС в компании «Ингосстрах» по тарифу «Базовый» будет производиться из премиального фонда ООО «Галерея-Алекс».
Таким образом, в целях повышения эффективности менеджмента персонала в ООО «Галерея-Алекс» разработаны следующие предложения: внедрение электронной системы оценки качества обслуживания «Кнопка качества»; конкурентный социальный пакет для сотрудников ООО «Галерея-Алекс»: оплата занятий сотрудников в спортзалах; расширенная медицинская страховка; что будет способствовать повышению мотивированности и сокращению текучести персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Менеджмент человеческих ресурсов – целенаправленная деятельность руководства и специализированных подразделений системы управления персоналом организации, направленная на формирование стратегии кадровой политики, с учетом комплекса принципов управления персоналом, характерных для данной организации.
Объект практического исследования - ООО «Галерея-Алекс» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую деятельность в сфере общественного питания. ООО «Галерея-Алекс» - это юридическое наименование сети кофеен «Шоколадница». Анализ проведен на примере одной из сети кофеен, располагающейся по адресу: Москва, ул. Ильинка, 13. Предприятие достаточно стабильно развивается. Положительным моментом является факт роста показателей выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли. Численность работников предприятия по итогам за 2017 год составила 26 человек. В организации очень высокий коэффициент текучести кадров (38,46% в 2017 г.), к тому же в динамике он только увеличивается, что может привести к снижению производительности труда, ухудшению социально-психологического климата в коллективе.
Выявленные проблемы в менеджменте человеческих ресурсов: неудовлетворенность персонала уровнем заработной платы, что отражается на показателях текучести персонала.
С целью совершенствования менеджмента человеческих ресурсов ООО «Галерея-Алекс» предлагаются следующие мероприятия:
- мотивация на повышение выработки путем внедрения электронной системы оценки качества обслуживания «Кнопка качества»;
- разработка конкурентного социального пакета (оплата занятий сотрудников в спортзалах, - расширенная медицинская страховка);
Основные результаты от внедрения предложенных мероприятий заключаются в следующем:
- рост прибыли от продаж за счет роста материальной заинтересованности работников предприятия в результатах труда;
- повышение производительности труда работников организации;
- повышение качества оказываемых услуг;
- повышение уровня конкуренции организации.
Предлагаемый комплекс мероприятий по совершенствованию менеджмента человеческих ресурсов будет значительно способствовать улучшению трудовой деятельности и стабильности коллектива, а также получением предприятием дополнительной прибыли.