Файл: Тема Анализ рынка туристических услуг города Москвы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Анализ рынка туристических услуг города Москвы».
Глава 1.Оценка состояния рынка тур услуг города Москвы1.1Общее описание и специфика рынка
1.2 Объём рынка, рыночный потенциал, динамика рынка
1.4 Предложение товара на рынке, география и карта рынка
Глава 2.Исследование потребителей
2.1 Сегменты рынка и их описание
2.4 Средняя зарплата потребителей
Глава 3.Анализ деятельности конкурентов
3.1 Характеристика конкурентов
3.2 Анализ цен, ассортимента, потребителей конкурентов
3.3 Какими средствами продвигают свой товар
1)страны постоянного проживания (внутренний, въездной и выездной туризм);
2)географической цели туристской поездки (части света, страны, регионы, города);
3)рекреационных зон:
•первая зона: Черноморский, Северо-Кавказский, Каспийский, Азовский регионы;
•вторая зона: Центральный, Северо-Западный, Западный, Волжский, Уральский регионы;
•третья зона: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный регионы;
•четвертая зона – Север.
Социо-демографические критерии сегментации – пол, возраст, профессия туриста, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход семьи, наличие или отсутствие денежных средств.
Растущее значение приобретают: женский туризм, профессиональный, специализированный и молодежный. В зависимости от состава семьи спрос подразделяется на семейный туризм (с детьми или без детей), туризм одиночек, туризм для семей из пяти и более человек. По уровню доходов туры бывают коммерческими, экономическими, эксклюзивными, социальными, среднего уровня, дешевыми. По возрастному признаку – подростковые, молодежно-студенческие, для людей среднего возраста, для людей старшего возраста.
Психографические критерии туристского поведения – мотив поездки, психологический портрет туриста, организация и форма поездки, используемые транспортные средства, средства размещения, длительность поездки, финансирование поездки, образ жизни, предпочтения относительно свободного времени, стереотипы в отношении потребления турпродукта. В зависимости от мотивации(цели поездки) различают туризм: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур. При этом следует отметить, что деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный – с рекреационным и т.д.
Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности из-за усложнения потребностей человека и растущего значения отдыха и туризма в жизни общества. Усложнение туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов, но и смешанных форм туризма.
Все категории сегментации рынка имеют место быть на московском рынке туруслуг. У каждого предприятия данной сферы свой сегмент рынка. Об этом речь пойдет в третьей главе исследования.
2.2 Описание потребителей
По образу жизни можно выделить следующие категории туристов[22, c. 56-58]: погруженный в себя искатель наслаждений,
активная и целеустремленная личность, представитель деловых кругов, синие воротнички, традиционный домосед.
Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от различных видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются спонтанно, он не планирует свою жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель активных программ телевидения.
Активная и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе личность. Пребывает в постоянном поиске новых ощущений. Читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе событий. Зритель развлекательных шоу и сводок последних новостей.
Деловая личность. Имеет больше свободных денежных средств для дорогого отдыха. Предпочитает перемещаться на небольшие расстояния, менее мобильна. Является поклонником деловых журналов, газет, зрителем сводок новостей, телевизионных программ о путешествиях и природе.
Синие воротнички. Проживают в небольших городах и пригородах больших городов. Предпочитают отдых с семьей в палатках. Любят охоту и рыбалку. Предпочитают спортивные программы.
Традиционный домосед. Не способен идти в ногу со временем. Пытается извлечь пользу из каждого потраченного им рубля. Избегает всего, что связано с риском, не будет делать покупок в кредит. Постоянный зритель телевизионных комедий.
2.3 Сезонность
Для туристского рынка и связанной с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.
По степени интенсивности туристских поездок различают четыре сезона туристской деятельности[21, c. 98-101]:
-
сезон пик — период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации; -
сезон высокий — период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги; -
сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги; -
сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности.
Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.[24]
Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.
Сезонность определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в литературе подразделяются на первичные и вторичные.
К первичным факторам сезонных колебаний относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.
К вторичным факторам сезонных колебаний относятся[13, c. 37-38]:
-
экономические — структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; -
демографические — дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; -
психологические — традиции, мода, подражание; -
материально-технические — развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания; -
технологические — комплексный подход в предоставлении качественных услуг; -
политическая обстановка и международное окружение.
Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний. Для каждой страны будет свой сезон. Поэтому туристические фирмы вынуждены прибегать к диверсификации туристских услуг в период межсезонья.
Туристский поток в Россию и в Москву достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки приходятся на четвертый квартал. К сожалению, практически нет возможности сравнить активность деловых поездок по сезонам в сравнении с поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и туристская активность в городе в несезонный период должна строиться либо на активизации проведения культурных акций и мероприятий, либо на популяризации Москвы, как города конгрессно-выставочного и делового туризма.
2.4 Средняя зарплата потребителей
В 2018 году средняя заработная плата москвичей составила 43,4 тыс. рублей. На 2019 год она составила порядка 47,8 тыс. рублей. Средняя стоимость тура за границу составляет также порядка 42-65 тысяч рублей. В связи с этим возникает ситуация, при
которой потребители вынуждены либо копить, чтобы съездить в отпуск, либо брать кредит на этот отпуск[25].
Стоит также отметить, что по состоянию на 2019 год количество людей, которые имели доход ниже прожиточного минимума, в Москве составил 14,7%[25]. Эта категория людей вообще не имеет возможности приобрести тур даже в кредит.
Средняя заработная плата потребителей играет важную роль в формировании спроса. Именно поэтому необходимо изучать данную характеристику населения.