Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
3. Проблемы и перспективы трансформации валютной системы Российской Федерации под воздействием западного санкционного давления
3.1. Валютный рынок Российской Федерации, сложившийся в условиях плавающего валютного курса и особенности его регулирования
Как указывалось, ранее, с 2014 года в России установлен режим плавающего валютного курса. Это условие наложило отпечаток на развитие валютного рынка и в частности, на динамику обменного курса национальной валюты (таблица 3)
Таблица 3
Основные производные показатели динамики обменного курса рубля
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Номинальные курсы иностранных валют к рублю (руб. за единицу иностранной валюты): - номинальный курс доллара США к рублю; - номинальный курс евро к рублю |
32,73 44,97 |
56,26 68,34 |
72,88 79,70 |
60,66 63,81 |
57,60 68,87 |
Индексы обменного курса рубля (в % прироста к декабрю 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 г): - индекс номинального курса рубля к доллару США; - индекс номинального курса рубля к евро |
-5,5 -9,0 |
-30,0 -23,3 |
-15,9 -5,4 |
10,5 11,3 |
6,5 -4,6 |
*составлено автором по материалам [14]
Судя по данным таблицы 3, зафиксирован рост номинального курса доллара США по отношению к российской валюте в 1,76 раза за пятилетний период наблюдений. Курс евро по отношению к рублю за эти пять лет вырос в 1,53 раза. В 2018 году индекс номинального курса рубля к доллару США установился на уровне 6,5, индекс номинального курса рубля к евро составил -4,6.
14 июня 2019 года Банк России понизил ключевую ставку до 7,50 % годовых [15]. Такое решение было вызвано, прежде всего, сформировавшейся устойчивой тенденцией к замедлению уровня инфляции. Благодаря слаженным действиям Правительства страны и нефтяных компаний удалось избежать ускоренного роста цен на бензин. Так, по итогам мая 2019 года они выросли на 2,8 % [16, c. 15]. Темпы роста инфляции также довольно сдержанны, чему способствует сдержанное изменение внутреннего спроса. Темп роста экономики сдерживался существенным замедлением деловой активности. Спрос на товары российского производства был нестабильным, а также мировая экономика росла незначительными темпами. Риск оттока капитала из государств с формирующимся рынком снизился, чему способствовал смягченный прогноз ФРС США по поводу роста международной экономики.
В 2019 году произошло смягчение денежно-кредитных условий благодаря снижению ключевой ставки, имело место снижение доходности ОФЗ. Таким образом, депозитно-кредитные ставки потенциально могут снизиться.
Сальдо текущего счета платежного баланса прогнозируется в 2019 году Банком России на уровне 98 млрд. дол. и составляет 6 % ВВП. Сальдо финансового счета по частному сектору в 2019 году составит 3 % ВВП или 50 млрд. дол. [27, c.56]
Банк России подготовил базовый сценарий, по которому пойдет траектория цены на нефть. Так, планируется, что цена нефти марки Urals будет постепенно снижаться и достигнет 55 дол. США за баррель. Это обусловлено постепенным замедлением роста мировой экономики. Существует значительная вероятность, что предложение превысит спрос на нефтяном рынке. Этому способствует увеличение добычи нефти государствами, которые не входят в ОПЕК.
В базовом сценарии Банка России заложено сохранение базовой ставки Федеральной резервной системы США на уровне текущего периода. Свои решения Центральный банк принимает, исходя из того, что западные санкции продолжат свое воздействие на национальную валютную систему. В такой ситуации принимается решение формировать премию за страновой риск на Россию. Должен быть принят уровень выше, чем в случае отсутствия санкций.
Национальный валютный рынок претерпел воздействие изменений на мировом валютном рынке. Большая часть валют развивающихся и развитых государств мира ослаблялась в 2019 году по отношению к доллару США [16, c.45]. В апреле мировой валютный рынок характеризовался значительным спросом на активы с повышенной рискованностью. При этом денежно-кредитная политика стран не была ужесточена. Таким образом, внутренние риски на валютном рынке возрастали. Имела место тенденция к росту стоимости защитных валют по результатам переговоров Китая и США. Так, национальные курсы валют государств Латинской Америки и некоторых азиатских стран значительно снизились. Это было обусловлено существенным дефицитом текущего счета и снижением объема внешней торговли.
Весной 2019 года было отмечено снижение доходностей в США на 20-50 пунктов по кривой, демонстрирующей изменение госдолга в нацвалюте [27, c. 59].
В 2019 году Международным энергетическим агентством был снижен прогноз увеличения нефтяного спроса в мире, который составил 1,2 млн. баррелей в день. Вместе с тем был ухудшен прогноз общего потребления нефти в мире. В мае 2019 года ОПЕК значительно снизило добычу нефти. Анголой, ОАЭ и Кувейтом были перевыполнены обязательства по добыче нефти. Участники соглашения вне ОПЕК (Казахстан, Российская Федерация) также сократили добычу нефти, чем вызвали поддержку цен. Россия снизила добычу на 300 тыс. баррелей в день. Временно была остановлена работа трубопровода «Дружба», что также снизило объем предложения нефти [29]. Иран также в мае снизил добычу нефти, что было вызвано тем, что США больше не предоставляли ему льгот как импортерам.
Природный газ также дешевел в этот период. Причем запасы газа увеличивались, также как и рост импорта СПГ. В 2019 году имело место снижение мировых цен на уголь до минимального уровня середины 2017 года. КНР снизило объем потребления угля. Мировые цены на продовольствие были ниже уровня 2018 года, а цены на железную руду выросли [16, c.48].
В первом квартале 2019 года наблюдался профицит счета текущих операций, который составил 33 млрд. дол. Этому способствовало увеличение сальдо торгового баланса за счет уменьшения величины импорта. Отмечалось расширение добычи энергоносителей, что оказало поддержку экспорту. Объем экспорта и нефтепродуктов Российской Федерации вырос на 1,4 %. Основными покупателями стали Китай, Корея и Нидерланды, которые вынуждены были заняться диверсификацией импорта вследствие ситуации санкционного давления США на Иран [28]. Россия нарастила экспорт угля в Германию, которая ощущала его недостаток из-за закрытия своих шахт. Увеличился объем экспорта алюминия.
В 2019 году удалось снизить величину импорта на 3 %. Эффект от ослабления национальной валюты был больше, чем ситуацию поддержал спрос. Имело место снижение реального эффективного курса российского рубля на 5 % в сравнении с первым кварталом 2018 года. Объем импорта снизился в разрезе некоторых товаров за счет изменения физического объема по вычислительным машинам, промоборудованию, машинам, тракторам. Имело место существенное увеличение дефицита баланса инвестиционных доходов, а величина дивидендов у российских компаний увеличилась.
Первый квартал 2019 года ознаменовался существенным притоком зарубежного капитала в государственный сектор экономики [23]. Нерезиденты увеличили число приобретений на вторичном рынке. Помимо этого выросло количество размещений государственных облигаций.
В первом квартале 2019 года отмечалось значительное увеличение валютных резервов на сумму 19 млрд. дол [16, c.78]. Иностранная валюта приобреталась согласно требованиям бюджетного правила. Также значительные средства в иностранной валюте поступили от размещения суверенных облигаций.
Весной-летом 2019 года курс национальной валюты оставался относительно стабильным. Однако валюты СФР показали среднее снижение в 1,5 %. Рубль был существенно поддержан высоким спросом зарубежных инвесторов, которых интересовали российские гособлигации. Национальная валюта также была привлекательна для реализации сделок «carry-trade». Одновременно с этим, усилению статуса рубля способствовало то, что отсутствовали новости о том, что антироссийские санкции будут ужесточены. Во втором квартале этого года отмечалось даже большее укрепление рубля, чем прогнозировал регулятор, что обусловлено высокими нефтяными ценами и зарубежным повышенным спросом на ОФЗ.
Отмечалось усиление розничного кредитования. В мае 2019 года годовой прирост объемов кредитования граждан составил 23,8 %. [15] Банк России прикладывал усилия к регулированию чрезмерного роста некоторых составляющих кредитного рынка. Эксперты ожидают, что будет иметь место плавное увеличение величин корпоративного кредитования. При этом продолжится девалютизация рынка корпоративных кредитов.
Укрепление национальной валюты послужило причиной сокращения внешнего долга организаций на 2,4 %. При этом внутренний долг в зарубежной валюте сократился на 6,4 %.
До середины 2020 года Банк России планирует осуществлять нейтральную денежно-кредитную политику [27, c.69]. Долгосрочная реальная процентная ставка будет составлять 2-3 %. Номинальная долгосрочная процентная ставка достигнет 6-7 %. Как видно из Приложения А, цена нефти марки Urals в первом квартале показала свое снижение на 3,2 % в процентном соотношении к платежному балансу, что вызвало ослабление национальной валюты на 14 % при одновременном уменьшении экспорта товаров и услуг на 0,6 % и импорта – на 2,2 %.
Банк России управляет активами, которые номинированы в иностранных валютах. К ним относятся такие активы:
- остатки на счетах ностро, а также депозиты;
- долговые ценные бумаги государственные и негосударственные;
- чистая позиция РФ в МВФ;
- средства, которые были инвестированы по сделкам обратного репо;
- облигации внешнего облигационного займа;
- другие права требования к контрагентам в разрезе сделок, которые были совершены [32, c.3].
Эти инструменты номинируются в специальных правах заимствования, евро, американских, австралийских, канадских долларах, юанях, швейцарских франках, иенах.
Управление валютными активами позволяет обеспечить оптимальное сочетание их доходности, сохранности и ликвидности. Банк России группирует валютные активы в портфели по валюте номинала. Далее их доходность сопоставляется с доходностью нормативных порфелей.
В 2019 году величина активов Банка России в иностранных валютах составляла 473,9 млрд. дол. [33, c.56]. Ключевой фактор увеличения объема активов за исследуемый период – осуществление доходных сделок по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Также были совершены сделки по приобретению золота у кредитных организаций России.
В портфеле валютных активов Банка России на 31.12. 2018 года наибольший удельный вес занимали государственные ценные зарубежные активы зарубежных эмитентов – 40,3 %. (Приложение Б). Меньшую величину в активах регулятора составляла чистая позиция в МВФ – 0,4 %.
Доходность валютных активов по показателям доходности фактических синий график) и нормативных портфелей (красный график) валютных активов Банка России (в %) в 2018 году была следующей (рис. 6). Судя из представленных данных, можно сделать вывод о том, наиболее доходным был фактический портфель валютных активов по китайскому юаню (5,10 % годовых). Об этом же свидетельствует и уровень доходности нормативного портфеля по китайскому юаню (4,85 % годовых). Убыточными являлись как фактический, так и нормативный портфель валютных активов по евро (соответственно, -0,28 и -0,38 % годовых).
Рисунок 6. Доходность валютных активов по показателям доходности фактических (синий график) и нормативных портфелей (красный график) валютных активов Банка России в 2018 году
*составлено автором по данным [33]
Средневзвешенный курс, руб. за единицу доллара США на торгах ПАО «Московская биржа» по состоянию на июнь 2019 года составил today – 63,94, tomorrow – 64,02. Общий объем торгов по этой валюте today составил 13934,9 млн. дол. США, tomorrow – 45462,0 млн. дол. Средневзвешенный курс евро составил 72,31 руб. Общий объем торгов – 13578,3 млн. евро [33, c. 85].
Средний дневной оборот валют по межбанковским кассовым конверсионным операциям на внутреннем валютном рынке страны за 6 месяцев 2019 года по всем валютам составил 47809 млн. дол. США. Межбанковские кассовые операции совершались в разрезе таких валют как доллар США, российский рубль, евро, фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, австралийский доллар, канадский доллар, китайский юань, белорусский доллар, украинская гривна, казахстанский тенге, а также прочих.
За первый квартал 2019 году коммерческие банки ввезли наличной иностранной валюты на сумму 5181,03 млн. дол. США. При этом куплено наличной иностранной валюты у физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами на сумму 2867,1 млн. долл. Банковские учреждения вывезли иностранной валюты на общую сумму 2687,31 млн. дол. [33]
Средний размер разовой сделки при покупке у физических лиц доллара США в мае 2019 года составлял 686 единиц валюты, по продаже физическим лицам – 1127 единиц валюты. Средний размер разовой сделки при покупке евро – 506 единиц валюты, при продаже валюты физлицам – 922 единиц. По доллару США за первый квартал 2019 года было совершено по покупке у физлиц 1143,64 тыс. сделок, по продаже – 1110,48 тыс. сделок. В разрезе евро: по покупке у физлиц – 566,01 тыс. по продаже физлицам - 597,34 тыс. При этом среднемесячный курс доллара США при покупке валюты у физлиц составил 64,32 руб., при продаже валюты физлицам – 65,26 руб. Среднемесячный курс евро при покупке валюты у физлиц составил 71,89 руб., при продаже -73,03 руб. Средняя маржа по операциям с долларом США – 0,95 руб., с евро – 1,14 руб.