Файл: Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические основы анализа внешней среды при выродатке стратегии
1.1. Особенности проведения анализа внешней среды в системе менеджмента
1.2. Методы анализа внешней среды организации
2. Стратегический анализ внешней среды и её влияния на стратегию организации ООО «Импульс»
2.1. Общая характеристика организации ООО «Импульс» и её основных внутренних переменных
2.2. Стратегический анализ внешней среды ООО «Импульс»
2.3. Управленческий анализ внешней и внутренней среды
3.1. Совершенствование деятельности в условиях динамичной внешней среды
В результате произошедших изменений чистая прибыль предприятия увеличилась на 14,1% или на 1 561 тыс. руб.
Изменения основных финансовых показателей привели к росту некоторых коэффициентов (таблица 28).
Таблица 28
Динамика оборачиваемости и рентабельности
Показатель |
До |
После |
Отклонение |
Оборачиваемость активов, оборот |
2,07 |
2,32 |
0,25 |
Оборачиваемость оборотных активов, оборот |
2,27 |
2,64 |
0,37 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборот |
6,37 |
7,60 |
1,23 |
Рентабельность активов |
9,3 |
10,0 |
0,7 |
Рентабельность оборотных активов |
10,3 |
11,4 |
1,2 |
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что наблюдается положительная тенденция по таким коэффициентам, как: оборачиваемость активов +0,25 об., оборачиваемость оборотных активов +0,37 об., оборачиваемость дебиторской задолженности +1,23 об., рентабельность активов +0,7%, рентабельность оборотных активов +1,2%.
Заключение
В рамках написания работы было проанализировано предприятие ООО «Импульс». Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности. Проведен анализ финансового состояния предприятия и оценка его стратегического положения.
Недостатками деятельности являются:
1. Выручка предприятия в 2016 году увеличилась, а на конец 2017 года выручка сократилась. Выручка увеличилась, что связано с ростом объема производства и продаж. Несмотря на рост продаж, чистая прибыль сократилась, что связано с ростом цен на сырье.
2. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, но уже большими темпами. Поскольку доля себестоимости в выручке увеличилась в 2017 году, прибыль от продаж сократилась. Причиной стало удорожание цен на мясо.
3. Данные о чистой прибыли на 1 руб. продаж говорят об очень низкой рентабельности деятельности предприятия.
4. Затраты на 1 руб. товарной продукции в целом с 2015 по 2017 года показатель увеличились. Это говорит о том, что основная деятельность предприятия находится практически на уровне самоокупаемости, что неприемлемо и требует качественных мер по сокращению себестоимости продукции.
5. Увеличение фонда оплаты труда превышает рост производительности, что отрицательно сказывается на эффективности использования трудовых ресурсов.
6. Высокий уровень конкуренции со стороны производителей аналогичной продукции в связи с активный ростом данной отрасли.
На основе проведенного выше SWOT-анализа получили, что компания ООО «Импульс» следует придерживаться стратегии интенсивного роста, а именно, глубокого проникновения на рынок, развития рынка.
Чтобы повысить свою конкурентоспособность по своим слабым позициям компании нужно выбрать стратегию интенсивного роста:
– развитие рынка (расширить сеть филиалов и представительств по России, а так же открыть филиалы за рубежом). Для реализации первой стратегии «Развитие рынка» предлагается открыть новое представительство компании в развивающемся и застраиваемом городе.
В городе на 2016 г. принята программа высотного домостроения, немалую долю в которой занимает возведение высоток каркасным методом. Таким образом, открытие представительства в этом городе позволит компании занять свободную нишу на рынке каркасного строительства.
В связи с тем, что на предприятии планируется реализация нового проекта по открытию нового представительства компании в городе, рассмотрим возможность принятия данного проекта.
– развитие товара (расширить ассортимент предлагаемых услуг). Для реализации второй стратегии «Развитие товара» предлагается расширить ассортимент предлагаемых услуг такой услугой, как сборка каркасной опалубки.
В результате реализации проектов прирост выручки составил 19,3% (47 335 тыс. руб.), прирост себестоимости – 24,5% (39 578 тыс. руб.). Валовая прибыль предприятия увеличилась на 9,3% (на 7 757 тыс. руб.), а прибыль от продаж – на 15,4% (на 2 639 тыс. руб.). В результате произошедших изменений чистая прибыль предприятия увеличилась на 14,1% или на 1 561 тыс. руб.
Наблюдается положительная тенденция по таким коэффициентам, как: оборачиваемость активов +0,25 об., оборачиваемость оборотных активов +0,37 об., оборачиваемость дебиторской задолженности +1,23 об., рентабельность активов +0,7%, рентабельность оборотных активов +1,2%.
В целом реализация совокупности мероприятий приведет к улучшению финансовых результатов предприятия и его благополучия.
Список использованых источников
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 2000 г., 24 октября 2002 г., 8 июля, 17 декабря 2004 г., 16 апреля, 15 мая 2007 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2008 г., 10 января, 26 марта 2017 г.)
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 14, ст. 1652.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / Финансы и статистика, 2016. – 248 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2015. – 519 с.
- Антикризисный менеджмент, под редакцией профессора, д.э.н. Грязновой А.Г. М.: Изд-во ЭКСМОС, 2017. – 368 с.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП "Итем" ЛТД, 2017. – 412 с.
- Виссема Ханс. Стратегический менеджмент / перевод с англ, под редакцией Ю. Джарова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2015. – 272 с.
- Виханский О.С. Стратегическое планирование, М.: Гардарики, 2017. – 296 с.
- Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2017. – 93 с.
- Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2017. – 318 с.
- Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / перевод с англ. А. Вихровский, В. Кузина СПб.: Питер, 2015. – 560 с.
- Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2015. – 195 с.
- Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 415 с.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА. 2015. 528 с.
- Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов. — М.: Русская Деловая литература, 2015. - с. 114-118.
- Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. М.: «Прогресс», 2016. – 205 с.
- Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент / Под редакцией профессора М. П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 330 с.
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015. – 403 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИП «Экоперспектива», 2016. – 498 с.
- Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ, 2016. – 639 с.
- Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент: уч. пособие. – СПб.: Питер 2016. – 128 с.
- Уткина Э.А. Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. М.: ЭКМОС. 2015. 440 с.
- Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вест-ник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (21). С. 16-18.
- Чирков С.В. Стратегическое планирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление. 2011.№ 1. С. 46-49.
- Петербургский международный эконо ми-ческий форум // ПЭМФ-2018 г. URL: http://www.forumspb.com/ru/2018/sections/62/materials/ 309#day82.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели, тыс. руб.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное изменение, тыс.руб. (+,-) |
Изменение, % (темп роста) |
||||
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
2017г. к 2015г. |
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
2017г. к 2015г. |
||||
Выручка от продаж |
217999 |
264691 |
244924 |
46692 |
-19 767 |
26 925 |
121,4 |
92,5 |
112,4 |
Себестоимость продаж |
146436 |
185412 |
161383 |
38 976 |
-24 029 |
14 947 |
126,6 |
87,0 |
110,2 |
Валовая прибыль |
71 563 |
79 279 |
83 541 |
7 716 |
4 262 |
11 978 |
110,8 |
105,4 |
116,7 |
Прибыль от продаж |
18 634 |
12 203 |
17 161 |
-6 431 |
4 958 |
-1 473 |
65,5 |
140,6 |
92,1 |
Чистая прибыль |
11 083 |
4 984 |
11 071 |
-6 098 |
6 087 |
-12 |
45,0 |
222,1 |
99,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
412 |
394 |
374 |
-18 |
-20 |
-38 |
95,6 |
94,9 |
90,8 |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
41076 |
42252 |
40632 |
1 176 |
-1 620 |
-444 |
102,9 |
96,2 |
98,9 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
8,3 |
8,9 |
9,1 |
0,6 |
0,1 |
0,7 |
107,6 |
101,3 |
109,0 |
Производительность труда, тыс. руб. |
529 |
672 |
655 |
143 |
-17 |
126 |
127,0 |
97,5 |
123,8 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. |
67,17 |
70,05 |
65,89 |
2,88 |
-4,16 |
-1,28 |
104,3 |
94,1 |
98,1 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
12 213 |
11 927 |
10 367 |
-286 |
-1 560 |
-1 846 |
97,7 |
86,9 |
84,9 |
Фондоотдача, руб. |
18 |
22 |
24 |
4 |
1 |
6 |
124,3 |
106,5 |
132,4 |
Фондоемкость, руб. |
0,06 |
0,05 |
0,04 |
-0,01 |
0,00 |
-0,01 |
80,4 |
93,9 |
75,6 |
Фондовооруженность, руб. |
29,64 |
30,27 |
27,72 |
0,63 |
-2,55 |
-1,92 |
102,1 |
91,6 |
93,5 |
Таблица 3
PEST-анализ
Факторы |
2015 |
2016 |
2017 |
Анализ |
Возможности/ Угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Политические |
|||||
1.1. Присутствие в отрасли финансирования и грантов |
Правительственные программы, инновационные программы |
Возможность получения правительственного заказа |
В |
||
1.2. Переход от лицензирования строительной деятельности к системе саморегулирования |
В России деятельность СРО регулируется Федеральным законом № 315-ФЗ. Согласно этому закону саморегулируемые организации устанавливают собственные стандарты и правила профессиональной деятельности, и контролируют их исполнение, а так же обеспечивают дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями производственных работ и иными лицами. |
Государство, отменяя лицензирование и подталкивая строительные организации к объединению в СРО, передает часть своих функций по контролю и регулированию строительного рынка самим участникам рынка. |
У |
||
1.3 Ужесточение законодательства РФ в сфере банковской деятельности (ипотечного кредитования, выдачи потребительских кредитов) |
По данным сайта «русипотека» объем выданных кредитов с каждым годом растет (2016год – 526,6 шт., 2017 год – 690,7 шт.), но на ровне с этим растет процент не возврата кредита (2016 год-2017 год – 11,5 млрд.руб – 31 млрд.руб.) |
Ужесточение законодательства в сфере банковской деятельности приведет к «не привлекательности» ипотеки, а следовательно, к увеличению срока продажи квартир построенных объектов |
У |
||
2. Экономические |
|||||
2.1. Снижение ставки рефинансирования |
8,10% |
8,08% |
8% |
Ставка снизится, т.о. ЦБ уменьшит свое воздействие на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам |
В |
2.2. Снижение уровня инфляции |
7,50% |
8% |
7,20% |
Инфляция снизится |
В |
2.3 Нестабильность курса валют |
Понижение курса национальной валюты ведет к удорожанию импорта, приводя к росту цен в стране. Увеличивает тяжесть долгов, выраженных в иностранной валюте. |
Нестабильность курса валют может привести к срыву договоров о поставке с иностранными компаниями |
У |
||
2.4 Увеличение объема инвестиций в отрасль |
Среднегодовой прирост объёма инвестиций составляет 12,5% |
Увеличивается |
В |
||
3. Социальные |
|||||
3.1. Снижение численности населения |
141,9 млн. чел |
140 млн. чел |
110 млн. чел |
Уменьшится, что неблагоприятно отразится на отрасли |
У |
3.2. Увеличение структуры денежных доходов населения |
17290,1 трлн. р. |
221311,5 трлн. р. |
522009,2 трлн. р. |
Доходы увеличатся |
В |
4. Демографические |
|||||
4.1. Снижение численности мужчин/женщин |
65552,9/76207,1 |
65408,4/76077,6 |
65210,8/75892,4 |
Уменьшится |
У |
4.2. Снижение численности населения по трудоспособному возрасту |
61,70% |
61,20% |
60,50% |
Снизится |
У |
4.3 Снижение численности экономически активного населения |
В среднем по стране происходит снижение численности экономически активного населения на 11,7% ежегодно |
Снизится |
У |
||
5. Технологические |
|||||
5.1. Увеличение числа используемых передовых производственных технологий |
184568 |
201850 |
- |
Число передовых технологии увеличится |
В |
5.2. Увеличение потенциала инноваций |
63% |
70% |
83% |
Увеличится |
В |
6. Природно-климатические |
|||||
6.1. Зависимость от сезонности |
Данная отрасль имеет достаточно сильную зависимость от времени года |
Снижение темпов строительства, реконструкции в зимнее время |
У |
Таблица 4
Характеристика экономических доминирующих показателей отрасли
№ п/п |
Фактор |
Характеристика |
Емкость рынка |
Объем работ по договорам строительного подряда в 2016 к 2015 составил 107%, в 2017 к 2016 составил 111%. Таким образом, емкость рынка строительной отрасли от года к году растет. |
|
Темп роста |
Исходя из того, что емкость рынка увеличилась, значит и увеличились темпы роста. И в среднем темп роста составляет 9% ежегодно. |
|
Прибыльность отрасли |
По данным Росстата доходность строительной отрасли составляет – 5 %. Однако, министр регионального развития Илья Пономарев в интервью «Российской газете» сообщил, что доходность строительной отрасли составляет не меньше 25-30% |
|
Потребность в первоначальном капитале |
Потребность в первоначальном капитале достаточно велика, так как приобретение специализированного оборудования, техники стоит дорого. |
|
Технологические инновации |
Строительная отрасль считается одной из самых консервативных отраслей по внедрению новых технологий. Новые технологии есть, однако, переход на них является очень затратным |
|
Продуктовые инновации |
Строительная отрасль имеет большое количество продуктовых инноваций таких как: новые материалы, комплектующие, спец.техника. |
|
Вертикальная интеграция |
Высокая. Возможность интеграции с поставщиками, стать для себя поставщиком, возможность интеграции с потребителем. |
|
Цикличность отрасли |
Менее подвержена цикличности по сравнению с другими отраслями, однако, некоторая цикличность присуща. |
Таблица 5
Оценка экономических характеристик отрасли
Факторы |
Ранг |
Баллы |
Оценка |
1. Емкость рынка |
0,08 |
5 |
0,4 |
2. Темпы роста и стадии развития отрасли |
0,08 |
5 |
0,4 |
3. Прибыльность отрасли |
0,3 |
4 |
1,2 |
4. Потребность в первоначальном капитале |
0,1 |
4 |
0,4 |
5.Технологическая подвижность отрасли (технологич. инновации) |
0,1 |
2 |
0,2 |
6. Продуктовые инновации |
0,04 |
3 |
0,12 |
7. Вертикальная интеграция |
0,2 |
4 |
0,8 |
8. Цикличность отрасли |
0,1 |
3 |
0,3 |
Итого |
1,0 |
3,82 |